Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Анализ истории телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно иным содержанием. Первый этап – от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания, то есть хронологически от начала прошлого века до 30-х годов. Второй этап – от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения (60-е годы). Третий этап – с конца 60-х до начала 90-х годов, когда вещание становится общесоюзным, многопрограммным. Четвертый этап начинается вместе с распадом СССР и образованием Российской Федерации. Разрушается система централизованного государственного управления телевидением, возникает несколько государственных региональных телеканалов. Появление в эфире коммерчеких телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм – принципиально новое явление в отечественном вещании, которое и определяет начало четвертого периода в его истории. 

Становление телевидения в Амурской области пришлось на конец второго – начало третьего этапа и определялось несколькими чрезвычайно важными процессами. Так называемое застойное время, период перестройки и, наконец, образование суверенного российского государства коренным образом изменили политическую и экономическую жизнь страны, привели к формированию новой системы руководства идеологической сферой, в том числе средствами массовой информации. При этом центральная власть традиционно мало обращала внимание на развитие дальневосточного региона, многие отрасли хозяйства которого оказались запущенными.

Исторически Дальний Восток – регион с населенными пунктами, отстоящими друг от друга на большие расстояния, для которых средства связи чрезвычайно важны. Долгие годы регион представлял собой источник внешней опасности, и здесь было дислоцировано огромное количество войск, протяженная граница охранялась большим количеством застав. С 60-х годов и до настоящего времени особое значение имеют сложные отношения с КНР, в которых на первое место не раз выходил идеологический фактор. Все это накладывало и накладывает особую ответственность на содержание материалов средств массовой информации. 

Телевидение в Амурской области, несмотря на слабую техническую оснащенность и постоянную нехватку кадров, развивалось достаточно успешно. Первый телецентр Приамурья появился не в областном центре Благовещенске, а в городе угольщиков Райчихинске. В апреле 1957 года энтузиасты из местного научно-технического горного общества задались целью построить в своем городе телевизионный центр. Была направлена делегация в Томск для ознакомления с уже действующим там   телецентром, созданным специалистами Томского политехнического института. По их чертежам было решено сооружать телецентр и в Райчихинске. В состав инициативной группы входили А.Гришин, Д.Пономарёв, А. Манченко, В. Клюка, Н. Парков, Д. Сапожников, Л.Дериколенко, Е. Сычугов и др. Возглавил работу главный инженер предприятия «Дальвостуголь» Александр Яковлевич Сотников. Практическую помощь в наладке аппаратуры оказывал один из разработчиков проекта – главный инженер Томского телецентра  Юлий Михайлович Дьяконов.

1 января 1958 года в местной газете «Горняк» появилось сообщение: «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная передача».1 Но официальное открытие телецентра затянулось на долгие пять лет, так как затраты на его содержание в маленьком провинциальном городке не были экономически оправданными.

Надо отметить, что почти во всех краях и областях Дальнего Востока телевидение начиналось как любительское. Так, в Приморье энтузиастом-первопроходцем стал Виктор Назаренко – младший лейтенант, служивший в Черниговке авиатехником. Он смонтировал первый в  крае приемопередатчик на основе бегущего луча, названный им ЧТЦ – Черниговский телецентр. 10 сентября 1953 года была проведена первая пробная передача. Она велась с квартиры Назаренко, а принималась на квартире его знакомого. Спустя два года здесь в эфир стали выходить  регулярные передачи любительского телецентра.2

Начало Магаданскому телевизионному вещанию было положено 4 марта 1956 года, когда в радиоклубе ДОСААФ появилась телевизионная секция. Свою работу она начала с разработки и конструирования необходимой аппаратуры. В том же году развернулось строительство любительского телецентра. В течение нескольких месяцев оно было завершено, и 15 октября 1957 года началось вещание – сначала четыре, а затем шесть раз в неделю.3
В те же годы стало развиваться телевидение и у наших соседей за Амуром. 20 декабря 1958 года в Харбине был образован Комитет по телевидению провинции Хейлунцзян – третье провинциальное телевидение в Китае после Пекина и Шанхая. Год ушел на решение организационных и технических проблем, и 20 декабря 1959 состоялась первая передача – выпуск новостей. Сначала они шли три дня в неделю по пятнадцать минут, затем по два часа. Еще через год вещание стало ежедневным. 

Инициатива любителей «снизу» привлекла внимание к телевидению наших партийных и государственных органов. В дальновосточном регионе стали возводиться типовые телевизионные центры. В 1955 году началось регулярное вещание во Владивостоке1, в 1958-м – в Хабаровске, в 1960-м – в Магадане и Южно-Сахалинске, в 1963-м  –  в Чите2. 

«Муки рождения» телевидения в Райчихинске ускорили организацию областного телевещания. Большую роль здесь сыграл и человеческий фактор. В конце 50-х годов первым секретарем обкома партии стал Петр Иванович Морозов, а вторым – Владимир Николаевич Иванов. Один приехал из Москвы, где телевидение уже стало неотъемлемой частью жизни, другой – из Райчихинска. А идеологом в деле развития областного телевидения стал Юрий Константинович Фишевский, который за три года учебы в Москве тоже основательно приобщился к телевидению.

Передачи из Москвы шли по  наземным  радиорелейным  линиям. Прокладка  их в те годы велась по всей стране, но из-за своей дороговизны и трудоемкости они могли прийти в Благовещенск только через семь-десять лет. Был только один выход ускорить дело – построить в Благовещенске телецентр. Требовались деньги, а их не было. И тогда  руководители области решили попросить дирекцию Райчихинского угольного комбината отдать один из комплектов их телецентра Благовещенску. Речь шла о комплекте, запущенном в работу, но который собирались заменить. Бывший начальник комбината В. Иванов курировал тогда промышленность области, а один из инициаторов создания в Райчихинске телецентра, энергетик Анатолий Константинович Гришин, стал главным энергетиком областного совнархоза. В общем, вопрос был решен положительно.1

2 марта 1962 года на голубых экранах немногочисленных владельцев телевизоров областного центра появился титр: «Показывает Благовещенск». Диктор сообщила: «Созданный в Благовещенске с помощью ряда предприятий и организаций области телецентр принят в разряд государственных. Этот телецентр действует на правах государственного программного телецентра до сдачи в эксплуатацию типового телецентра. С 1 марта при областном радиокомитете организована студия телевидения, которая отныне будет вести передачи три раза в неделю, а затем ежедневно по три – пять часов в сутки». Программа длилась три часа и ознаменовала собой начало в Приамурье регулярного областного телевизионного вещания.
Создавался телецентр группой инженерно-технических работников Благовещенского радиоузла Николаем Кривченко, Иваном Гурским, Нитом Мартыновым. Руководил монтажом главный инженер Томского телецентра  Юлий Михайлович Дьяконов. 

В своих воспоминаниях тогдашний директор телестудии Борис Рябов пишет: «Телевизионных  режиссеров, звукорежиссеров,  теле- и кинооператоров, дикторов и других работников совершенно новых профессий никто в стране не готовил. Даже при организации редакций, а именно с этого надо было начинать, пришлось столкнуться с трудностями. Свободных журналистов в Благовещенске не было, а работавшие в газетах смотрели на телевидение как на что-то несерьезное, поэтому от предложений перейти на работу в комитет отказывались. Ближе к телевидению были журналисты радиокомитета. Проработав почти два года заместителем председателя комитета и главным редактором радиовещания, я хорошо знал творческий коллектив радио. Некоторым наиболее энергичным, находящимся в постоянном поиске журналистам и было предложено перейти на телевидение»1. 

А вот воспоминания заслуженной артистки РФ Раисы Поздняковой, начинавшей работу диктором на Райчихинской студии: «Меня и мою одноклассницу позвали попробовать себя в роли диктора. Но однокласснице не разрешили родители. В это время телевидение считалось непристойной, несерьезной работой. А я решила пойти. Несколько раз открывала программу, читала «Новости». Смотрю, с каждым днем у меня получается все лучше и лучше, да и работа очень понравилась. Я слушала дикторов Всесоюзного радио, старалась подражать их манере чтения. Ведь в то время учиться было не у кого»2.

Одними из первых перешли на телестудию журналисты Александр Зубов, Тамара Черепанова и Геннадий Сопов, телеоператор Юрий Кудрин, киномеханики Леонид Балаев и Анатолий Веретельников, редактор Генриетта Машкова и др. В следующем году телевизионные кадры пополнили режиссер Радий Мартынов,  главный редактор Иван Лушкин, редактор детских передач Галина Буренкова. «Фантазия у нее била ключом, неиссякаемой энергией она заряжала всю телевизионную молодежь», – вспоминала о Галине Павловне редактор Галина Коноплева 3.

Первый год передачи велись три дня в неделю по средам субботам и воскресеньям по два часа в сутки. Материалы собственного производства занимали 30 минут. Начинались они обычно журналами «Телевизионные новости» или «Пионерия». В «Телевизионных новостях» сообщалось о важных событиях не только в городе и области, но и в стране, и за рубежом. В студии выступали передовики производства, студенты, школьники, которые рассказывали о делах своих коллективов. Заканчивались «Теленовости», как правило, сатирической страничкой. Журналисты начали снимать первые передачи на основе собственных сценариев. Это были в основном литературно-музыкальные композиции. Наиболее удачные из них («О комсомоле», «По планете шагает Весна») были созданы старшим редактором Александром Зубовым. 

Как известно, начинающим всегда трудно. Первые большие передачи были выполнены еще на самодеятельном уровне, в стиле радиопостановок. Однако уже в апреле 1962 года на экранах появился телеспектакль «Остров Афродиты» в постановке коллектива народного театра прииска «Октябрьский». Участники художественной самодеятельности Благовещенской школы-интерната №4 сыграли водевиль Чехова «Юбилей». При телестудии постепенно создавалась фильмотека. Поначалу в ней было всего три десятка программ с выступлениями известных мастеров сцены Ленинграда и Москвы.  В этот период студия сумела организовать регулярный выход в эфир только детских программ: для малышей каждую субботу выходила передача « В гостях у сказки» которую вела «бабушка Фаина» – артистка областного театра драмы Фаина Марина.

В процессе становления вещания не обходилось и без курьезов. Вспоминает Б. Рябов: «Эталоном женской красоты на Центральном телевидении в 1963 году была диктор Анна Шилова. Москвичи с любовыо называли ее «наша Аннушка». Так вот эта Аннушка летом 1963 года целых два месяца открывала и закрывала программу Благовещенской телестудии. Так случилось, что мы опять остались без диктора. Объявили конкурс на замещение вакантных должностей. А пока шел конкурс, пока победитель осваивал необходимые азы, студия должна была работать. И тут подвернулся счастливый случай. Центральное телевидение создало документальный телефильм «Показывает Москва». Он был разослан во все студии страны и был интересен как для зрителей, так и для начинающих телевизионщиков. При просмотре этого фильма у меня возникла дерзкая и, я бы сказал, авантюрная идея. Фильм начинался с появления на экране Анны Шиловой, которая открывала программу общепринятыми словами «Добрый вечер, дорогие телезрители, начинаем нашу программу», а заканчивала словами «Уважаемые телезрители, на этом наши передачи окончены. Мы прощаемся с вами. Спокойной ночи». Приглашаю монтажницу Надю Морозову, говорю: «Надюша, я нашел диктора. Вырежи из фильма открытие и закрытие программы московским диктором, приклей ракорды и отдай выпуску, пусть открывают и закрывают нашу программу, пока своего диктора не найдем». Два месяца открытие и закрытие телевещания Благовещенской студии было на высшем уровне».1 

Первой ведущей телепрограмм стала старший диктор Мария Васильевна Грибанова. По словам Галины Коноплевой: «Марию Васильевну побаивались не только молодежь, но и маститые журналисты. Большой   поборник   чистоты   и   правильности   русского  языка,  Мария
Васильевна имела привычку прослушивать, отсматривать эфиры различных передач, а потом все ляпы и перлы ведущих вывешивать в печатном виде не видном месте».2  

С 1 января 1963 года объем передач увеличился до четырех часов. Постепенно вещание стало шестидневным (кроме понедельника). Аудитория расширилась более чем до двадцати тысяч зрителей. Хотя уже существовала киногруппа и на замену фоторепортажам пришли кинорепортажи, качество собственных передач значительно не выросло: все те же литературные композиции, самодеятельные постановки. Связано это было со становлением творческого коллектива, с отсутствием профессиональных  тележурналистов, а также отдаленностью от культурных центров страны, бедной материально-технической базой.

Вместе с распространением телесигнала возникла проблема телевизионных приемников. В 1961 году в Амурскую область было завезено пятьсот телевизоров. В Благовещенске на момент начала местного вещания было всего 15 телевизоров. В 1962 году при заявке на две тысячи, торговля получила только полторы. И стоили они не мало. При средней заработной плате 140 рублей цена телевизора была триста-четыреста рублей. Телевизоры устанавливались для просмотра в «красных уголках» предприятий, учреждений, общежитий. По вечерам на квартиры счастливых обладателей «рекордов», «стартов», «рубинов» собирались родственники, друзья, соседи.

Со второго полугодия 1963 года шесть раз в неделю передаются «Телевизионные новости» о событиях в городе и области. Вместо фоторепортажей выходят кинорепортажи. Транслируются тележурналы «Пионерия», а для октябрят – «Звездочка». В программе передачи о Благовещенском музыкальном училище, композиция «Любимые музыкальные произведения В.И. Ленина».

В 1964 году в Благовещенске было построено типовое здание телецентра и возведена телебашня высотой 197 метров. Зона уверенного приема сигнала увеличилась с 20 до 80 километров. Получили возможность смотреть телепередачи жители большинства сел ближайших к Благовещенску районов.

Вот, например, какой была телевизионная программа  двух дней июня 1964 года:
14 июня (воскресенье):

  • 18.10 – художественный фильм для детей «Дикая собака динго».
  • 19.40 – кинорассказы «Подводными тропами» и «Остров вечного лета Цейлон».
  • 20.10 – художественный фильм «Зигмунд Колосовский».
  • 21.10 – концерт песни и эстрадной музыки.
  • 15 июня (понедельник):
  • 19.10 – «Амурские вести».
  • 19.15 – кинорассказ «Частица родной земли».
  • 19.25 – «У нас в гостях» (встреча с артистами Хабаровского театра драмы).
  • 20.05 – фильмы телестудий страны – «На встречу жизни» (Пермь).
  • 20.20 – «Мир за неделю».
  • 20.35 – киноочерк «А.С. Душицов».
  • 20.50 – художественный фильм «Барабаны судьбы».
  • 22.10 – репортажи о наших днях. 

Программа передач вполне соответствовала идеологическим требованиям своего времени. Однако газета «Амурская правда» за 14 июня 1964 года писала: «Недавно во Владивостоке прошло зональное совещание по вопросам радио и телевидения Дальнего Востока и Восточной Сибири. Его участники подвели итоги выполнения постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О состоянии местного радиовещания и телевидения в РСФСР». Его основной темой было улучшение деятельности телевидения в свете задач, поставленных февральским Пленумом ЦК КПСС. Быстрый отклик совещание получило в Благовещенске. Было проведено расширенное заседание идеологической комиссии обкома КПСС, где ораторы в своих докладах подчеркивали, что областное радио и телевидение, выполняя указания партии, несколько улучшили пропаганду опыта передовиков сельского хозяйства, промышленности и строительства. Но пропаганда передового опыта и достижений науки нередко ведется бессистемно и порой без знания существа вопроса. Иногда за новое, передовое выдается устаревшее или показное. Вскрывая причины недостатков, говорилось о необходимости привлечения к участию в работе телевидения специалистов, ученых, новаторов... Докладчики остро критиковали руководство областного комитета по радио и телевидению за факты низкой требовательности при отборе художественных произведений. Было отмечено, что в эфир прошло ряд слабых в художественном и даже идейном отношении вещей».1

Телевидение той поры должно было отражать пафос созидательного труда советского человека. Амурское телевидение создает ряд телевизионных фильмов по этой теме: «Хозяин земли» (автор Б. Рябов, кинооператор Э. Козлов) о Герое Социалистического труда председателе колхоза Михаиле Струпникове, растиражированный для других студий страны; «Первый бетон» (автор О. Чхеидзе, кинооператор А. Зуев) о строительстве Зейской ГЭС; «Марфа Прокопьевна» (автор Б. Рябов, кинооператор Э. Козлов) о старейшей охотнице-эвенкийке и др.

Критиковать  положено было лишь отдельно взятые недостатки, как нетипичные явления благополучной в целом жизни. Однако материалы сатирической странички «Новостей» и более поздней передачи «На крючок» вызывали возмущение обиженных критикой. Дело доходило до первого секретаря обкома Николая Дьяченко, который вызывал «на ковер» председателя телерадиокомитета Бориса Рябова и требовал «оздоровить обстановку» на телевидении. 

Культурные события находили отражение в рубрике «Культурная жизнь Приамурья», созданной главным редактором художественного вещания телевидения и радио Юрием Петровичем Залысиным.
Всесоюзное телевидение в области появилось 7 ноября 1968 года с вводом в эксплуатацию принимающей станции «Орбита». В мае 1970 года в газете «Амурская правда» начальник производственно-технического управления связи Н. Антипов писал: «В области насчитывается более тридцати тысяч телевизоров. С помощью двухпрограммных телецентров, шести ретрансляторов телевизионные программы могут смотреть семьдесят процентов всего населения. В областном центре действует приемная станция «Орбита», благодаря которой жители Благовещенска, Белогорска, Свободного и одиннадцати районов смотрят передачи Центрального телевидения из Москвы».1 7 ноября 1970 года оно пришло в город Зею, где тоже была построена станция «Орбита». 

Таким образом, к концу 1970 года телевидение в Амурской области технически, административно и творчески было сформировано. Тогда же было развернуто ускоренное строительство радиорелейных линий от Благовещенска до Белогорска и магистральных радиорелейных линий до Хабаровска и Читы. В семи крупных населенных пунктах области сооружались мощные передающие телестанции.

В 1976 году на Благовещенском телецентре был установлен второй комплект передатчиков, что дало возможность организовать вторую программу. Новым важным событием в развитии телевидения Приамурья стал приход в 1983 году второй московской программы с помощью спутниковой системы «Москва». Плодами трудов тогдашних инженеров и в наше время пользуются распространители телевизионного  сигнала.

В столь краткой статье невозможно дать исчерпывающую информацию о становлении телевидения Приамурья. Многое, связанное с творческим, административным и человеческим факторами его развития, осталось, как говорится, «за кадром». Однако и этот краткий обзор показывает, сколько таланта, упорства в достижении цели было проявлено на Амурской земле энтузиастами такого явления, как телевидение, сколь непросто было тогдашним журналистам, редакторам, режиссерам работать в условиях жесткого идеологического пресса, не имея никакого практического опыта и школы.
Теперь изменилось практически все: есть разнообразие телеэфира, альтернативность выбора зрителем телепрограмм. Однако те, кто определяет политику телевещания сегодня, в начале четвертого этапа его развития, должны с уважением воспринимать работу, проделанную до них и для них телевизионщиками первого поколения.

Новости

В институте

04/07/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики

04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука