Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

На правах рукописи


ЯХРИЧЕВ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ

 

Историко-краеведческая тематика как средство актуализации этнической общности
(на примере телевидения Вологодской области)


Специальность 10.01.10 – Журналистика

 

 

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

 

 


МОСКВА – 2009
Работа выполнена на кафедре журналистики и массовой коммуникации Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания

 

 

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Цвик Валерий Леонидович


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Андреев Борис Борисович (Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания)
                                                    кандидат филологических наук, доцент Гегелова Наталья Сергеевна (Российский университет дружбы народов)

Ведущая организация: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

 

Защита диссертации состоится «23» апреля 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 206. 002. 01 при Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2, аудитория 1003.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2.
Автореферат диссертации размещен на сайте www.ipk.ru

Автореферат разослан «19»  марта 2009 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук Е.А. Косолапова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Культура России имеет межнациональную основу, состоит из множества самобытных культур, существующих в регионах. Сегодня важнейшим аспектом развития российской нации является не только сохранение культуры каждого региона, но и развитие межкультурной коммуникации. Одной из форм сохранения и приумножения культурных традиций в российском обществе является экранный образ этнокультурной направленности регионов, создаваемый телевизионными программами.
Актуальность поставленной в диссертации проблемы обусловлена появлением оригинального телевизионного продукта в эфире Вологодской области. Анализируется опыт создания телепередач, посвященных укоренению национальных и этнических традиций, тематика которых определена как историко-краеведческая. Спланированная журналистским коллективом акция - районный праздник - дает возможность жителям сельской местности показать свои успехи и достижения в различных промыслах, обменяться опытом и посоревноваться в традиционных для русского крестьянства умениях и навыках. Присутствие в региональном эфире таких передач рассматривается нами и как факт состоятельности журналистского творчества, и как оригинальный формат, основанный на местных реалиях, где отражается колорит повседневной жизни. Такие телепрограммы являются не только заметным событием в культурной жизни региона, но и новым содержательным направлением в телевизионном творчестве, что особенно важно в эпоху поиска современных форм и жанровых моделей телевизионной журналистики.

Актуальность исследования также определяется проведенной в середине 90-х годов прошлого века реорганизацией региональных ГТРК, входящих в холдинг ВГТРК, и купированием регионального ТВ-контента, выстроенного областными телекомпаниями. Если раньше местные студии имели возможность размещать передачи собственного производства на канале «Россия» ежедневно в утренней линейке программ и в отведенный тайм-слот с 16.00 до 20.00, то в современных условиях ВГТРК отводит местным телекомпаниям лишь двадцать минут после программы «Вести» и час вещания в субботнем эфире. Такой подход к организации местного вещания ставит перед исследователями регионального телевидения новые задачи.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы

Актуальным проблемам телевизионного творчества посвящены исследования Э.Г. Багирова, В.М. Березина, Р.А. Борецкого, В.В. Гаспаряна, Н.А. Голядкина, В.В. Егорова, С.Н. Ильченко, О.Р. Самарцева, Б.М. Сапунова, В.С. Саппака, В.С. Хелемендика, В.Л. Цвика и других авторов(1).
Теоретические и практические аспекты развития и функционирования регионального телевидения раскрыты в работах Н.И. Дворецкой, Н.В Зверевой, А.Г. Качкаевой, О.В. Коноваловой, Т.С. Мартыновой, Е.И. Попа, В.Г. Семенова и др(2).
Ряд исследователей рассматривает современный телевизионный процесс в регионах, обращая свой практический опыт и научный потенциал в область изучения этнических процессов(3). Однако анализ краеведческих передач, способных обратить внимание аудитории на вопросы, связанные с этнической принадлежностью жителей конкретного региона, предпринимается впервые.


1) Багиров Э. Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды.-М.,1976; Борецкий Р. А. Телевидение на перепутье.- М., 1998; Гаспарян В. В. Три этапа Новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1998)-М.,2000; Голядкин Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. – М.,1996; Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. – М, 1993; Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания: Учебное пособие. – СПб., 2006; Цвик В. Л. Парадоксы развития местного вещания. // Телевидение: вчера, сегодня, завтра. – М., 1989. С.64-74.
2) См. Дворецкая Н.И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы): Автореф. ...канд. филол. наук. -М., 2004. - 28 с.; Зверева Н.В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: Автореф. ...канд. филол. наук. -М., 2002. - 24 с.; Качкаева А.Г. Телевидение в социальном развитии региона: Автореф. ...канд. филол. наук. -М., 1990. - 28 с.; Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (На материалах телевидения Юга России): Автореф. ...докт. филол. наук. - М., 1999. - 47 с.; Мартынова Т.С. Региональная телепублицистика: диапазон жанров, стилистика выразительных средств: Автореф. ...канд. филол. наук. - М., 2002. - 25 с.; Попа Е.И. Выпуски новостей как тип программ республиканского телевидения: проблемы развития  и функционирования: Дисс. ...канд. филол. наук. - М., 1985. - 275 с.; Семенов В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания: Автореф. …канд. филол. наук. – М., 2000. – 28с.
3) Капустин В.И. СМИ в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений: (на примере Оренбургской области). Дис. …канд. полит. наук. – М.,2002. – 123с.; Овлякулиев С. Е. Формирование национального самосознания средствами радиовещания. Автореф. дис. канд. ист. наук. –М., 1995. – 26с.
 

Объект исследования - деятельность региональных тележурналистов, направленная на отражение культурологической проблематики в местном телеэфире.
Предмет исследования – историко-краеведческая тематика как средство возрождения и утверждения национальных традиций конкретного региона  в контексте социокультурных преобразований нового времени.
Цель исследования - определить роль и место передач данной тематической направленности регионального телевидения, их структурно-функциональные особенности, уточнение которых способствует формированию стратегической концепции ТВ-контента, рассчитанного на актуализацию национального самосознания.

На основе объекта и предмета исследования, а также в соответствии с выдвинутой целью, формулируются следующие задачи:
- определить границы ключевых понятий и терминов, необходимых для рассмотрения эфирного регионального контента в контексте программ историко-краеведческой тематики;
- исследовать влияние  подобного рода программ на аудиторию регионального телевидения;
- провести анализ рынка информационных услуг региона на предмет наличия телевизионного продукта историко-краеведческой тематики;
- выявить жанрово-стилистические, языковые особенности телевизионного вещания в моноэтническом регионе, историко-фольклорные, этнические элементы в программах историко-краеведческой тематики;
- рассмотреть языковые и речевые средства, с помощью которых достигается высокая степень художественной образности исследуемых телепередач;
- проанализировать проблемы функционирования местной ГТРК в условиях эфирного сетевого партнерства с крупным федеральным телеканалом;
- оценить методики и способы привлечения зрительской аудитории.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов:  формирование человеческой личности и процесс ее развития в условиях существования отдельного этноса исследованы в трудах С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, Н.Н. Чебоксарова и др; изучению психологии народного творчества и его взаимодействию с другими областями духовной жизни посвящены работы М.А.Вавиловой,
В.И. Козлова, В.Я. Проппа и др; основу правильного понимания языковых проблем составили работы отечественных лингвистов В.В. Виноградова, Ю.А. Бельчикова, И.А. Бодуэна дэ Куртене, Ю.Н. Краулова,
В.И. Карасика, А.А. Потебни и др. В своем исследовании автор опирался на произведения как классиков отечественной социально-философской мысли Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева и др., так и современных исследователей философских проблем массовой коммуникации Н.А. Барабаш, Ж. Бодрияра, В.И. Михалковича, Б.М. Сапунова.

В процессе исследования использовались следующие методы:
• социально-ситуативный метод, предполагающий учет состояния конкретного социума, в данном случае аудитории вологодского телевидения;
• экспертная оценка, на основе которой исследовалась специфика проведения региональных праздников и их отражение в авторских документальных фильмах-репортажах;
• филологический анализ речевых характеристик телепрограмм культурной направленности.

Основные гипотезы исследования:
В условиях нечастого обращения к местной проблематике журналистами федеральных каналов наибольший интерес у региональных зрителей вызывают передачи местного телевидения, дающие представление о самобытном характере жизни в регионе.
Современные телепередачи регионального телевидения оказывают существенное влияние на процесс формирования национального самосознания и национальной гордости у жителей региона.
Наличие в региональном ТВ-эфире передач историко-краеведческой тематики может благоприятно сказаться на предпочтениях аудитории и послужить стимулом для привлечения внимания к различным сферам общественной жизни (экономики, промышленности, сельского хозяйства, туризма, культуры).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается: совокупностью исходных методологических и теоретических положений; использованием системного подхода к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения реальной телевизионной действительности региона; материалами анализа статистических данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты анализа историко-краеведческой тематики могут служить ориентиром в развитии регионального телевещания. Определены жанровые признаки телепередач вышеуказанной тематики, возможные в практике работы региональных журналистских коллективов. На основе анализа телепередач цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» с опорой на большое количество лексикографических источников определены некоторые диалектные особенности на уровне фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса,  способствующие восприятию историко-культурной тематики передач телевидения региональным зрителем. Исследование может представлять интерес для журналистов-практиков, культурологов, использоваться при разработке соответствующих спецкурсов на факультетах и отделениях журналистики.

Научная новизна диссертации состоит в самой постановке проблемы: впервые предпринята попытка исследования телепублицистики на примере программ историко-краеведческой тематики. В работе представлен эксклюзивный материал, раскрывающий особенности деятельности тележурналиста, создающего контент эфира с опорой на проводимую каналом акцию.

На защиту выносятся следующие положения:
• Степень положительного воздействия передач вологодского ТВ на национальные этнические самоидентификационные характеристики в значительной мере определяется выбранной структурой, формой и содержанием передач, их соответствием специфике реалистического экранного искусства.
• Подобного рода ТВ-передачи – характерная примета  в большей степени регионального эфира.
• Сохранение и приумножение российской культуры может быть решено через стимулирование социокультурных процессов в каждом крае. Одной из форм такого сохранения локальной культуры является присутствие в ТВ-эфире программ этнической направленности.
• Программы, призванные освещать еще сохранившиеся в регионе национальные культурные традиции и обычаи, а также возрождающие утраченные культурные нормы бытия, поданные в новом современном прочтении, являются не только и не столько насущной необходимостью и фактом творческой состоятельности журналисткой деятельности, но и важнейшим событием культурной жизни региона.
• Телепередачи краеведческой тематики, способствуя национальной самоидентификации зрителей, становятся одновременно и элементом активной социализации человека.
• Тематическая направленность таких телепередач может быть исключительно разнообразной и явиться эффективным инструментом в проведении социальной политики в регионе. Побочная цель этих передач может быть сфокусирована как на возрождении региональной промышленности, так и на привлечении внимания к роли сельского хозяйства – традиционного занятия для русской глубинки.

Апробация работы
Основные положения и выводы диссертации обсуждались в ходе ряда научно-практических конференций, материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета», рецензируемом научном журнале из перечня ВАК. Обращение к данной научной проблематике помогло при разработке спецкурса на отделении журналистики Вологодского государственного педагогического университета, где диссертант работает в качестве заведующего отделением.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, в которых дается представление об исследуемой телевизионной продукции и анализ диалектных речевых средств, используемых в программах.

Общий объем работы 182 страницы, включая 142 страницы основного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, обосновывается практическая необходимость ее рассмотрения, а также степень научной разработанности, формулируются основные цели и задачи исследования, определяется его научная новизна и гипотеза.
Первая глава «Теоретико-методологические вопросы влияния телевизионных программ на национальное самосознание жителей моноэтнического региона» посвящена анализу предпосылок возникновения телевизионного продукта историко-краеведческой тематики, направленного на актуализацию национального самосознания и характеристике современного состояния телевидения Вологодской области. Поскольку исследование носит междисциплинарный характер, автор предпринимает попытку разобраться в сущности этнических процессов и определиться с тезаурусом понятий, взятых на вооружение теорией телевидения и другими дисциплинами (например, этнологией, социологией, политологией, культурологией, лингвистикой и др.).

В первом параграфе «Терминологические, понятийные аспекты и генезис историко-краеведческой тематики в контексте вологодской журналистики» определяются термины «этнос», «нация», «этноним», чтобы обозначить границы ключевого для данного исследования понятия «этническое самосознание», которое тесно связано с этническим самоопределением людей и со многими сторонами духовной и материальной жизни народа.
В содержании этнического самосознания противопоставляется личное — общему («мы», «они»). Как, впрочем, и в других видах социальной идентификации, важное место в нем занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с родным языком и родной землей. Вслед за Э.С. Маркаряном, под национальным самосознанием мы понимаем «совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте нации среди других этносов…»(4)


[4] Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981, № 2. С.14.

Становление русского национального самосознания было длительным историческим процессом, в ходе которого сложились определенные базисные характеристики. Наиболее значимыми являются религиозный характер идеологии, авторитарно-харизматический и державный тип власти, высокая ценность этнической идентичности.
Эти положения достаточно ярко демонстрируют характер этнических процессов моноэтнического региона. Если обратиться к нынешним политическим и социальным реалиям, вся русская цивилизация, культура, история и прогресс имеют в своей основе три перечисленные выше положения, принимающие характер закономерности.

Формирование образа всей страны невозможно без формирования образов ее регионов. Необходимость создания имиджа каждого региона, отражения его в общественном сознании способствует привлечению внимания к региону, дает ему возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа страны в целом, широкого обмена ценным опытом между всеми региональными составляющими социума.

Социальные и политические преобразования нуждаются в тиражировании через медиатексты, доступные различным слоям населения. Однако механизмы создания образа регионов и инструментарий, используемый для актуализации основных политических и иных концептов, в современной науке о средствах массовой коммуникации изучены недостаточно. Между тем, создание в общественном сознании устойчивых образов регионов – важная составляющая на пути формирования современной коммуникативной парадигмы. Именно телевидение, лучше, чем другие СМИ, способно сформировать такие устойчивые образы. Как пишет Р.А. Борецкий, «телевидение, в силу уникальной изобразительно-выразительной природы, мощи психологического воздействия на массовое сознание, беспрецедентного по масштабу охвата территории, прежде всего, изначально было и остается политически детерминированным институтом»(5). Телевидение является именно тем механизмом, который позволит актуализировать национальное самосознание и даст хороший толчок к развитию региона как территории со своими традициями, духовными корнями, социальными, общественными законами, составляющими не только яркий туристический имидж данному региону, но и, в силу последнего обстоятельства, создаст мощный политический и экономический потенциал.


[5] Р.А. Борецкий Телевидение как социальная технология и социальный институт //Телерадиоэфир: история и современность. – М., 2005. С.27.

Это положение особенно актуально в контексте увеличивающейся роли телевидения в жизни современного общества, поскольку огромные по масштабам нашей страны расстояния телевидение преодолевает в мгновение ока и, по мнению некоторых исследователей, является единственной объединяющей наш разрозненный по различным показателям народ, делая его сплоченным коллективом.
Повышение интереса к региональным традициям, ставка на интерес к местному проявлению национальной культуры позволяют нам говорить о появлении медиапродукта нового типа.

Созданные в 90-х годах новые местные телестудии стали неотъемлемой и необходимой частью жизни населения небольших северных городов, потому что региональное телевидение дает возможность учета интересов конкретных аудиторий. Однако нельзя не отметить проблему отставания в создании качественного медиаконтента, которая, на наш взгляд, кроется в подходах к работе, поскольку региональному журналисту крайне трудно конкурировать со столичными СМИ, располагающими высокими бюджетами и современными техническими возможностями.

Справедливо предостережение В.Л. Цвика о том, что «…недооценка национального своеобразия, излишнее форсирование узко понятых «интернациональных факторов» не способствуют внутреннему обогащению национальной культуры и сокращают вклад местной телеорганизации в процесс развития и взаимообогащения многонациональной телевизионной системы. Подобное постижение диалектики национального и межнационального на телеэкране требует от практиков телевидения постоянного настойчивого поиска сбалансированного соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в содержании и форме телепередач, во всех элементах вещательной политики межнациональных каналов и региональных программ»(6).  В этой связи думается, что медиапродукт нового типа вполне может опираться на характерные для данного региона объединяющие предпосылки: религиозную общность, культурную самоидентификацию, поведенческие характеристики. Другое дело, что на региональном телевидении не всегда представлен и продуман сценарий проводимых местной телекомпанией соответствующих акций.


[6] Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. - М.: Аспект пресс, 2004.- С. 178.

Имеющийся в Вологодской области опыт показывает, что достаточно успешным начинанием может стать телевизионная программа, основанная на некой культурной акции, смоделированной журналистским коллективом ГТРК и проводимой в одном из районов области.
Во втором параграфе «Этнический состав Вологодского региона. Аудитория вологодского телевидения», опираясь на данные переписей населения различных периодов и обращаясь к историческим справкам, отмечается, что в целом русское население Севера - это крупная этническая группа, в которой есть мелкие образования, отличающиеся самоназваниями, своеобразием хозяйственной деятельности и локальных форм народной культуры. Характером северной колонизации было обусловлено культурно-языковое единство населения Севера. На Севере различные народные потоки объединялись между собой редко, а потому здесь и не сложилось резких этнографических и диалектных границ.

В начале ХХ века, в столыпинское время, зафиксировано приселение эстонцев, латышей, литовцев и белорусов. Проведенная в 1926 г. перепись населения демонстрирует наличие представителей этих народов в вологодских районах.
Перепись 1989 г. отразила демографическое состояние за несколько последних десятилетий и выявила наличие в составе жителей области представителей 51 народности. По мнению историков-краеведов это связано с расширением брачных связей, происходивших во всех регионах страны, и миграцией, совершавшейся с послевоенных лет. Отток населения из деревень в города, переселение людей по вербовкам на разные работы, государственные проекты и стройки ("Переброска стока северных рек") сказались на «обезлюденье» Севера. Несмотря на такие мероприятия и их последствия, русские оставались основным населением Севера и Вологодчины. Опираясь на данные последней переписи населения (2002г.), мы убеждаемся, что Вологодская область – моноэтнический регион, так как русские составляют 96,47% населения. В абсолютных цифрах 1 301 516 чел. от общей его численности 1 349 022 чел.

Одно из предназначений народа, представляющего основу государственности и определяющегося как граждане РФ, – сохранять культурный облик и культурный фон.
Одной из форм сохранения национальной культуры является присутствие в телерадиоэфире передач, этнической направленности. Характерными особенностями таких программ являются:
- национальная языковая среда, т.е. опора на нормы речевого общения, присущие конкретному региону;
- образная система, основанная на узнаваемых знаках или апеллирующая к массовому народному сознанию;
- присутствие устойчивых народных образов, например, «земля-матушка», «хлеб-батюшка» и др.;
- характерные общепонятные речевые особенности (словоупотребления, построения синтаксических конструкций, акцентология).

Разумеется, на телеэкране жизнь других национальностей должна быть представлена, по крайней мере, пропорционально, поскольку национальная политика в регионе предполагает учет интересов всех этнических групп.
В третьем параграфе «Информационное поле Вологодской области в зеркале социологических исследований»  мы обнаруживаем, что СМИ Вологды весьма разнообразны для провинциального города. Здесь работают три местных телеканала: ВГТРК, ТВ-7, Русский Север – РЕН-ТВ-Вологда, а также восемь радиостанций: областное радио, «Русское радио», радио «Премьер», «Трансмит», «Эхо Вологды», «РОСРадио», «Европа плюс Вологда», «Динамит-ФМ-Вологда», и чуть больше 20 периодических изданий, в том числе бесплатные рекламные.
Все издания, кроме газеты «Красный Север», являются еженедельными, чем и определяется формат их материалов. Тиражи газет колеблются от 147 тысяч у «Вологодской недели» до 8 тысяч у «Вологодских новостей».

Телевизионные рейтинги региональных телеканалов показывают безусловное лидерство по размерам аудитории и политическому влиянию телевизионного канала «ТВ-7». 

  постоянная аудитория  максимальная аудитория  объективный  источник политической информации
Областное ТВ  45 76   33  16,5
TV-7 61 86 46 44,5
Русский Север (РЕН-ТВ- Вологда)  10 20 3 1,6

 Данные Вологодского центра социально-экономических исследований (ЦСЭИ)

Телеканал выгодно отличается разнообразием подходов в подаче новостей, ярким оформлением производимой телевизионной продукции, оперативностью работы. Весьма значительную роль, по-видимому, сыграло сетевое партнерство с телеканалом «СТС», которое прекратилось в апреле 2008 года, ввиду перехода телестанции на собственное ежедневное вещание. Следует добавить, что журналисты канала регулярно проводят различные телевизионные акции, телеканал периодически выступает информационным спонсором городских мероприятий, коммерческий отдел «ТВ-7» принимает заявки на размещение рекламы в тайм-слотах, выделенных под региональную рекламу. Канал ориентирован на городскую аудиторию, но, вместе с тем, его вещательный сигнал распространяется в радиусе 100 – 120 километров и   охватывает аудиторию двух близлежащих промышленных центров области: городов Сокола и Грязовца.

Аудитория областного телевидения значительно больше, но ввиду этого обстоятельства, журналисты ГТРК-Вологда, вынужденные делать сюжет, например, из города Великий Устюг, удаленного на 500 километров от областного центра, успевают в эфир в лучшем случае только на следующий день, поэтому канал теряет важнейшую составляющую ТВ-информации – оперативность. Подобного рода факты неблагоприятно сказываются на степени зрительских предпочтений.
Аудитория, учитывая долговременную редакционную политику, наличие либо отсутствие недостоверных «заказных» материалов, точно разделяет вологодские СМИ на объективные и недостаточно объективные. Следует признать, что факт учредительства и взвешенной информационной политики органов власти являются важными элементами, обеспечивающими высокое доверие населения к СМИ.

Рейтинги телевизионных каналов представляют собой исключение, лишь подтверждающее правило. Проблемы областной государственной телерадиокомпании, вероятно, порождены и кадровыми переменами, и несовершенством в работе информационной службы. Кроме того, областное телевидение, по определению, дальше от вологжан, чем городские каналы.
Практически все жанры информационной, аналитической и художественной публицистики представлены в вещательной сетке ГТРК «Вологда», но не в равной степени. Основной упор делается на информационное вещание, увеличилось количество аналитических программ, но они выходят в эфир исходя из запросов заказчиков – структурных подразделений областной администрации. Так, например, эфирное время тематической программы «Лес» (а Вологодская область в первую очередь лесной регион), оплачивается из средств Департамента лесного хозяйства области. ГТРК «Вологда» ориентирована, в основном, на социально значимые программы. Культурно-просветительские передачи представлены программами: «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» (историко-краеведческая тематика) и «Родное слово» (цикл программ о русском языке).

Во второй главе «Особенности телевизионного вещания в моноэтническом регионе» проанализированы формы работы над передачами и дается анализ программ историко-краеведческой тематики.
В параграфе 2.1. «Воссоздание этнографических деталей, историко-фольклорных, этнических элементов в программах историко-краеведческой тематики» анализируется цикл передач «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине». Творческий поиск автора передач связан с миром вологодского крестьянства и – несколько шире – с жителями вологодских деревень, сел, поселков, то есть той среды, в которой регионально-этническая специфика проявляется наиболее рельефно и полно. Более того, именно этнические особенности, их поддержание и сохранение, понимание, актуализация и возможность обогащения в современной практике становятся у вологодского тележурналиста своеобразным и весьма значимым критерием в оценке истинности характеров, событий и явлений.

В подаче автора этнические характеристики данного региона, отображенные в телевизионных программах и проверенные временем, являются непосредственным, а потому и наиболее объективным отражением самой сущности не только быта, но и бытия определенного этнического сообщества, а их забвение, утрата ведет к постепенному разрушению фундаментальных ценностей, то есть тех жизненных опор, без которых не мыслимо существование как социума, так и личности. Последнее замечание представляется концептуальным, поскольку этнические характеристики являются не столько объектом изучения, сколько материалом для проблемного анализа, на котором, собственно, и сосредоточен А. Ехалов. По сути, проблемы Вологодской области и как самостоятельного региона, и как части России – отправная точка его журналистских исследований. Одним из важных способов отражения сложных долговременных противоречий журналист видит как раз проблемы сохранения этнического своеобразия. Возрождение его может стать реальной основой восстановления единства, целостности общества – исторической и синхронной, практической и духовной, рациональной и эмоциональной, личностной и коллективной. Думается, именно поэтому в цикле «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» настойчиво проводится в жизнь идея сохранения и возрождения традиционных для края видов жизнеобеспечивающей деятельности.

Принципиальным отличием вологодского ТВ в подходе к этой тематике является то, что оно не ограничивается освещением, анализом и пропагандой определенных тем и идей. Выступая в роли организатора культурной акции, телеканал перестает быть просто средством информации. Восприятие труда своего и чужого как искусства, традиционная нерасчлененность этих понятий, которую академик Д.С. Лихачев положил в основу понятия «соборность», - одна из главных этнических характеристик героев таких передач.
Все это в конечном итоге образует те деятельностные установки, которые занимают, пожалуй, верхнюю ступень в шкале этнических ценностей северорусского народонаселения. Их принято объединять общим символом  - «чувство хозяина». Разумеется, подобное восприятие действительности не является исключительно прерогативой Вологодской области, но здесь с ним связан ряд важных характерологических черт.

В целом же взгляд на этнические проблемы, подход к их отражению, анализу и решению, предлагаемый вологодским ТВ, связан с двумя принципиальными моментами. Во-первых, все проблемы представлены на материале жизни села. С одной стороны, именно эта среда является наиболее естественной для отражения этнической специфики; с другой стороны, из поля журналистского внимания фактически выпадает целый социальный слой – городское население, где, естественно, обозначенные проблемы тоже существуют, причем они представляются более сложными, хотя, может быть, и не столь очевидными. Верно и то, что для эффективного решения любой проблемы нужно обратиться к ее истокам, первопричинам, которые и связаны как раз с жизнью и исторической судьбой села. В этом смысле избирательность СМИ вполне может быть оправданной. Во-вторых, все самые острые, а подчас и драматические, даже трагические противоречия в социально-этническом бытовании детерминируются теми острыми и глубокими проблемами, которые вот уже почти столетие сопровождают существование русской нации в целом. Эта взаимообусловленность, взаимопроникновение общего и особенного, их выраженность друг через друга дает ценный материал и богатые возможности для журналистского изучения.

В параграфе 2.2. «Жанрово-стилистические особенности ТВ-программ, направленных на актуализацию этнической общности работы Анатолия Ехалова определяются как телевизионный «цикл». При всей кажущейся «серийности», а именно, когда автор рассказывает, по сути, об одном и том же, о прошлом и настоящем Вологодской области, ее жителях, используя схожие приемы в изложении, эти работы нельзя назвать документальным сериалом, потому что сериалу характерно наличие общих героев, единство места и времени, а также последовательность действия. А цикл – это «две и более передачи, посвященные одной проблеме» (7). Каждая отдельная программа цикла является разовой, т.е. завершенным произведением, посвященным конкретной теме и/или конкретному герою. Следует заметить, что, употребляя понятие «фильм» к отдельным передачам цикла, мы имеем в виду их телевизионную форму.


[7] Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. М.,1997. С.10


Каждый фильм, выходящий в рамках цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» имеет свое собственное название: «Возвращение красного коня», «50 лет своим умом», «Душа просит праздника», «Банная ассамблея» и т.д. Это, на наш взгляд, также говорит о том, что перед нами отдельные законченные произведения, объединенные в цикл.
Для того, чтобы назвать каждую отдельную программу документальным фильмом, нами сделана попытка выявить в работах Анатолия Ехалова признаки этого жанра. Таковыми являются: публицистичность, достоверность, наличие и роль героя, особенности авторского текста, увеличенный хронометраж, включенность в сетку вещания. Кроме того, важно определить роль автора в этих фильмах.

Жанровая модель передачи «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине» характеризуется следующим обстоятельством: с одной стороны, она представляется как некий элемент отражения реальной действительности, который современное региональное телевидение использует в качестве прямой трансляции или репортажа с какого-либо праздника; с другой стороны, такая программа обладает признаками акции, проводимой каналом с целью привлечения внимания аудитории и выполнения своей культурно-просветительской функции.

В третьей главе «Языковая специфика программ вологодского телевидения» представляется необходимым рассмотреть конкретные методы, используемые авторами программ историко-краеведческой направленности для придания большей выразительности и художественной образности на языковом уровне. Так как герои анализируемых программ нередко пожилые люди, то их речь нельзя представить без использования диалектизмов и просторечной лексики. Их употреблением достигается большая достоверность изображения действительности. Именно поэтому в параграфе 3.1. «Диалектная лексика в ТВ - программах как выразительное средство художественной образности» анализируются языковые средства на фонетическом и лексическом уровнях. Материал для работы отбирался методом сплошной выборки из программ цикла «С Анатолием Ехаловым по Вологодчине». В своих программах журналист старается сохранить живой разговорный язык с присущей ему естественностью, образностью, интонацией.

Учитывая разнообразие и неоднородность диалектной лексики, использованной автором и его героями, мы сгруппировали диалектизмы, выделяя их типы. На основании классификации, данной М. Х. Партенадзе (8), выделены следующие типы диалектизмов: собственно лексические, лексико-словообразовательные, фонематические, семантические.
Большую часть диалектной лексики составляют лексические и семантические диалектизмы, в меньшей степени представлены фонематические и лексико-словообразовательные диалектизмы.
Встречается также ряд словообразовательных диалектизмов − слов, отличающихся от соответствующих им эквивалентов литературного языка своим морфологическим составом. Это слова с теми же корнями и имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но с другими аффиксами. В рассматриваемых передачах эти диалектизмы приобретают новые семантические оттенки, выглядят богаче.


[8] Партенадзе М. Х. О природе слов с пометой «областное»  // Вопросы языкознания. − 1978 − №1. − С. 109−117.

Что касается семантических диалектизмов, то они являются своеобразными омонимами словам литературного языка. Расхождение в значении диалектных и литературных слов разнообразно − от полного различия до едва уловимого. Семантические диалектизмы метки, звучны, емки.
Описывая жизнь и быт своих героев, автор цикла прибегает к использованию этнографических диалектизмов. Цель их употребления – создание местного колорита, реалистическое описание обстановки, которая окружает героев. Употребление диалектной лексики способствует реалистическому показу действительности, помогает передать речевыми средствами жизнь деревни, такой, какая она есть на самом деле. 

Таким образом, диалектизмы употребляются как средство художественной выразительности, для создания художественной емкости повествования, для показа субъективного отношения к изображаемой действительности, для того, чтобы создать впечатление чего-то исконно русского, деревенского, родного.
Параграф 3.2. «Особенности речи автора и героев телепередач этнической направленности». На различных языковых уровнях, в частности, на  морфологическом, словообразовательном и синтаксическом, рассмотрены особенности речи автора и героев телепередач. За годы творческой работы А. К. Ехалов создал галерею неповторимых характеров. В изображении героя важно показать внутренний мир человеческой души. Художественные средства экрана, используемые в программах, гармонично сочетаются с удивительным лексическим богатством, разнообразием языковых средств, множественностью вариативных обозначений одного и того же предмета, что связано не только с использованием автором всех типов общенационального языка, но и с активным словотворчеством. Возрождение традиций русского народа, демонстрация повседневной жизни российского крестьянства, выражение состояния «истинной открытости» души героя - главный принцип художественного видения А. К. Ехалова.

Стиль вологодского журналиста столь же своеобразен, как и его взгляды и созданные им образы; в нем отразилось мировоззрение автора, стремящегося к истине в творчестве и ставящего выше выдумки и фантазии правду жизни.
Многие фильмы представляют собой рассказ бывалого человека о какой-то интересной истории, свидетелем или участником которой он был. Герои исключительны, но вместе с тем и типичны, как выразители национального русского характера.
Стилистическая манера основана на «демонстрации» речи рассказчика «из народа», с помощью которой передаётся его (рассказчика) взгляд на вещи и отношение к окружающему. Автор как бы овладевает характерной манерой речи, вживаясь в образ героя - рассказчика до такой степени, что грани между автором фильма и автором рассказчиком практически стираются.

Через речь, манеру говора А.К. Ехалов стремится определить и характер своих героев: кто имеет речь невразумительную, тот обладает и характером замкнутым и угрюмым, а кто говорит с хитрым «плетением словес», что удивляться надо его речи, тот и характер имеет лёгкий, увлекательный. Областные слова, используемые автором, в большей части являются общедиалектными и фиксируются словарями различных русских народных говоров, поэтому язык вполне понятен не только жителю вологодского региона. Разнообразие морфологических и синтаксических особенностей устной разговорной речи во многом отражает и современные её черты. Это свидетельствует о том, что включение их в передачу является не простым приемом стилизации, не правдоподобным, а правдивым воспроизведением живой народной речи.

Нами отмечены следующие случаи фонетических деформаций слов: диалектная лабиализация неударяемого  (сумливаюсь,  сусед); консонантная прогрессивная диссимиляция (токмо, жисть, ярманка); метатезис (ведмедь - медведь); протеза (провождали, уполоз); диалектное произношение согласных (женчина, осметком, живущи, нарочно); сокращённое произнесение слов: сла-те господи (слава тебе), кипаж (экипаж), неги, нетто (неужто), даве (давеча), ишь (видишь).
Авторский текст дает немало примеров лексических особенностей разговорной речи: избыточность - очень много огорчала (стандартное для разговорной речи выражение значения «высокая степень»); нарушение лексической сочетаемости: преступление сделала; употребление слов в переносном значении: нырнула в тёплую постель; употребление разговорной и диалектной лексики в одном контексте: пущий человек (самый ретивый, задорный).

Реплики героев телепередач также демонстрируют лексические особенности разговорной речи: ассоциативные и синонимические объединения слов - как живёшъ-можешъ, ни духу-ни паху, такая-сякая, без ума-без разума; речевая избыточность молодой мальчик; метонимия - в любви был (в любовной связи); эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, содержащая положительную оценку - молодец, преклесть, или лексика, содержащая негативную оценку лица: рожа, вор, подлец, дурак, черти, дьяволы, варвары, злодей.
В анализируемых текстах Анатолия Ехалова ярко выражены две основные тенденции развития современного русского языка: тенденция к идиоматичности и тенденция к экспрессивности.

Тенденция к идиоматичности представлена устойчивыми сочетаниями как на уровне общей, так и диалектной лексики; индивидуально-авторскими фразеологизмами; использованием афоризмов (в виде сентенций, расхожих выражений на уровне фольклора, неточных цитат и крылатых слов, пословиц и поговорок, аллюзии). Тенденция к экспрессивности рассматривается через парцелляцию; на лексическом уровне - через различные виды индивидуально-авторских слов, созданных путем словообразования, использования особых лексико-семантических вариантов, оттенков значения и употреблений. А также через особые контексты для реализации диффузных значений (прямых и переносных одновременно) и противоположных общенародным; на стилистическом уровне - как использование тропов, стилистических приемов и фигур и т.п.

Тенденция к экспрессивности рассматривается как общенациональная. Тенденция к идиоматичности, очевидно, характерна в большей степени для литературного языка, она проявляется и в забвении внутренней формы слова, следствием и показателем чего является обращение к приёмам её актуализации (перефразированию).
Как носитель общенародного языка Анатолий Ехалов в своей речи реализует основные тенденции его развития и стремление к увеличению единиц словарного состава. Как представитель своего социума автор телепередач использует специальную лексику (и фразеологию), экзотизмы, связанные с пребыванием в эфире, нередко пользуется определенным кругом афоризмов и ассоциаций. Речь имеет социальную и психологическую основу. Личность А. Ехалова явно неординарная, отдельные языковые черты представляют нам человека сдержанного (об этом говорят особенности синтаксиса его речи), проницательного (афористичность), творческого (индивидуальная окрашенность используемых языковых средств), своенравного (этой индивидуальной черты подчас слишком много).

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы теоретические выводы и намечены некоторые векторы развития дальнейшего исследования. Исследование позволило получить результаты, соответствующие заявленным во введении целям и задачам. Выдвигаемые гипотезы нашли свое подтверждение в ходе анализа исследуемых программ.
Телевизионные программы историко-краеведческой тематики могут побуждать к действию жителей того региона, жизнь которого и показана в телепрограммах. Главная идея рассматриваемого цикла – сохранение и возрождение традиционных для края видов жизнеобеспечивающей деятельности. Одна из важнейших задач таких программ – показать, насколько естественно и органично вписываются в современный контекст традиционные для Русского Севера занятия и связанный с ними образ жизни; насколько легко и естественно принимаются и воспроизводятся они участниками праздника, потому что, несмотря ни на что, остаются частью их жизни, их сознания, хотя бы как этногенетическая составляющая.


Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях:
1. Яхричев Д.В. ТВ-программа как способ актуализации этнической культуры русских // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология, Востоковедение, Журналистика. - 2007. - №4, ч.2. – 0,4 п.л. Издание из перечня ВАК ведущих рецензируемых научных журналов.
2. Яхричев Д.В Этническая проблематика в программах местного телевидения // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Материалы научно-практической конференции - М., 4.02-6.02.2008. – 0,1 п.л.
3. Яхричев Д.В. Этническая направленность в программах вологодского телевидения // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Тезисы научно-практической конференции – СПб., 23-24 апреля 2008. – 0,1п.л.
4. Яхричев Д.В. ТВ-программа как средство сохранения этнической культуры // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Тезисы научно-практической конференции – СПб., 18-20 апреля 2007. – 0,1п.л.
5. Яхричев Д.В. Новые праздники в отражении теледокументалистики как способ познания регионального сообщества // Журналистика русского севера: история, современность, перспективы. – Архангельск, 2008. – 1 п.л.
6. Яхричев Д.В. Национальная культура как составляющая ТВ-формата нового типа // Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы научно-практической конференции. - М., 9.02-11.02.2008. – 0,1 п.л
7. Яхричев Д.В. Историко-краеведческая тематика телепередач как способ самопознания и идентификация регионального сообщества.// Журналистика и мир - 2008. Журналистика в век технологий. Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 3 12. 2008. – 0,5п.л.
8. Яхричев Д.В. Телевидение и национальное самосознание региональной аудитории (к постановке проблемы) // Вестник электронных и печатных СМИ. -  2009. - №10.  - 0,8 п.л.

Новости института

Государственное регулирование миграционных процессов
22/09/2017
ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука