Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Главная новация в подготовке аспирантов и соискателей – сдача кандидатского минимума по истории и философии науки. Программа утверждена. Однако, как и в других научных дисциплинах, она должна быть скорректирована с учетом специализации, по которой готовится диссертация. То есть теперь и «физикам», и «лирикам» недостаточно знать учения Канта, Гегеля и Маркса, но необходимо изучать историю развития научной мысли, ориентироваться в философских, по преимуществу методологических, вопросах избранного научного направления, знать, что сделано предшественниками.

О чем же спрашивать тех, кто собирается защищаться по специальности 10.01.10 – журналистика, относящейся к филологическим наукам? Какими познаниями они должны обладать?
На заре отечественного ТВ вспыхнула бурная полемика на тему «Искусство ли телевидение?». Нынче ответ в основном ясен. Но отголоски дискуссии слышны до сих пор. Кажется, тележурналисту Александру Любимову принадлежит парадоксальный афоризм: «Телевидение – не журналистика». А в исследовательской среде то и дело звучит снобистское мнение: «Журналистика – не наука».

Наконец, на заседаниях диссертационных советов на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и у нас, в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, в Российском университете дружбы народов и в Уральском госуниверситете в Екатеринбурге, в университетах Минска, Алма-Аты и Днепропетровска (называю лишь те советы, в работе которых принимал участие) во время защиты диссертаций, посвященных тележурналистике, постоянно звучит сакраментальный вопрос: «В чем же филологичность вашего исследования?»

Все это не праздные вопросы. Синтетическая (а в чем-то синкретическая) природа телевидения требует всестороннего изучения всей совокупности его разнообразных проявлений. Не случайно в мире существует ощутимый разнобой в определении научных направлений, к которым относят исследования, посвященные журналистике, средствам массовой информации. На Западе довольно часто эти работы считаются политологическими, известны ученые степени в области телевизионных наук. В нашей стране отдельные аспекты журналистики вообще, и телевизионной в частности, изучают специалисты по истории, искусствоведению, политологии, но чаще всего по филологии(1). И дело не в традиции, согласно которой СМИ проходят по филологическому «ведомству». В процессе распространения информации, который изучает журналистика, альфа и омега – слово (logos), столь любимое (phileo) филологами (philologos), слово – носитель идеи, слово – основной инструмент создания, хранения и распространения сведений, слово – стержень аудиовизуального образа, являющегося, в свою очередь, центральным понятием телевизионного вещания.

Но чтобы слово, идея, образ достигли цели, потребителя информации и были адекватно восприняты телеаудиторий, они должны пройти огромную дистанцию, включающую в себя этапы и аспекты технического и идеологического (политического, экономического, культурологического), технологического, творческого и проч., и проч. свойств. Забвение любого компонента многосложного телевизионного производства обесценивает, сводит на нет затраченные усилия и средства, в том числе в процессе научного исследования проблем телевизионного вещания. Вот почему наиболее эффективным здесь представляется комплексный подход; наиболее убедительными, как правило, оказываются теоретико-прикладные исследования историко-филологического содержания с явственными элементами политологического и искусствоведческого анализа, вкраплениями сведений технического, экономиического, социологического, даже юридического характера.

Ни одна из наук не может быть фатально прикована к тем рамкам, в которых начиналось ее становление. Любая наука, развиваясь, вынуждена раздвигать эти рамки, вторгаясь в пограничные области других наук и совместно с ними создавать все новые и новые перспективные направления. Учет этого особенно важен для исследования проблем, возникающих на стыке различных наук, что всецело относится к большинству работ в области теории тележурналистики.

Однако на стадии обсуждения и экспертной оценки телевизионных исследований, как  уже было сказано, авторы нередко получают серьезный упрек в их «недостаточной филологичности». Разумеется, если понимать филологию в ее изначальном толковании как науку о текстах, то на телевидении сюда может быть отнесен лишь анализ литературной основы телевизионных сценариев. Но работа над сценариями – хотя и важная, но весьма малая часть телевизионного производства, а если добавить к этому, что в прямом эфире, занимающем значительную часть современного телевидения, используют даже не сценарии, а сценарные планы, то «чистой» филологии при изучении ТВ – ничтожная доля процента от общего объема существующих проблем.

Возьмем, к примеру, рубрикатор ГРНТИ (Государственный рубрикатор научно-технической информации). Это, как известно, универсальная иерархическая классификация областей знания, принятая для систематизации всего потока научно-технической информации. 19.61 – единственный код, в который должны были бы умещаться все работы, посвященные телевидению. Однако вот другие рубрики и коды, которые появляются в ИКД (информационной карте диссертанта, защитившего работу по специализации «телевизионная журналистика»), объединенные в простую таблицу:

Код  Отрасль науки  Раздел
01 Общие вопросы  01.39 Пропаганда и популяризация знаний
02 Философия  02.15 Общефилософские проблемы 02.51 Этика
     02.51.25 Этика общественных институтов и отдельных областей жизни
      02.51.45 Нравственное воспитание
03 История  
04 Социология 04.51 Социология сфер социальной жизни
    04.51.51 Социология культуры
    04.51.63 Социология досуга
    04.51.81 Прикладная социология  
06 Экономика  
10 Государство и право  10.18 Информационное право
      10.19.35 Правовое регулирование средств массовой информации
       10.19.51 Правовое регулирование международного обмена информацией
       10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасностью

Далее данные рубрикатора приводятся без детализации, за исключением 19.61- Телевидение

11  Политология  
13  Культурология  13.11 Культура в современном мире 13.15 Организация и управление в области культуры
15 Психология  15.31 Возрастная психология
15.41 Социальная психология
15.51 Прикладная психология
16 Языкознание  16.31 Прикладное языкознание
17 Литературоведение  17.07 Теория литературы
17.81 Вспомогательные литературоведческие дисциплины
17.81.31 Текстология
18 Искусствоведение  18.07 Теория и методология искусства
18.09 История и современное состояние искусства
18.11 Искусство в современном мире
18.67 Киноискусство
19 Массовая коммуникация. Журналистика. СМИ  19.01 Общие вопросы изучения массовых коммуникаций
19.21 Массовые коммуникации
19.41 Журналистика
19.45 Средства массовой информации
19.61 Телевидение
19.61.09 История телевидения
19.61.11 Общекультурное и идейно-воспитательное значение телевидения
19.61.31 Организация телевидения
19.61.45 Типология телевизионных передач
19.61.47 Телеискусство       
19.61.55 Психология труда на телевидении и психология телезрителей
19.61.75 Экономика телевидения
19.61.91 Телевидение в отдельных странах
19.61 Радио
19.71 Использование технических средств для СМИ
20 Информатика   
26 Комплексные проблемы общественных наук  26.11 Глобальные проблемы
47 Электроника. Радиотехника  
49 Связь  

Почти два десятка наук сближаются для исследования феномена телевизионного вещания. Сближение, схождение подобных, но неодинаковых понятий называют конвергенцией.
В энциклопедическом словаре читаем: «Конвергенция (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – буржуазная теория, возникшая в 50-е годы в связи с научно-технической революцией. Основные представители: Дж. Голбрейт, У. Ростоу (США), Я. Тимберген (Нидерланды) и др. Коренной порок – технологический подход к анализу социально-политических систем, игнорирующий принципиальные различия между капитализмом и социализмом»(2).

А вот более подходящая дефиниция: «Конвергенция в этнографии – термин для определения сходных или одинаковых, но независимо друг от друга возникающих явлений в культуре разных народов» .
Можно было надеяться, что в постсоветское время отношение к термину должно измениться. Но и в  словаре, выпущенном в 1996 году, читаем: «Конвергенция – буржуазная теория антимарксистского, антикоммунистического характера»(3).

Еще в 1962 году вышла в свет работа американского исследователя Д. Белла «Конец идеологии», в которой говорилось о возникновении нового типа общества, опирающегося на технологии знаний и на информационную индустрию. Д. Белл разработал концепцию информационного общества, благодаря которой конвергенция стала восприниматься научным сообществом в совершенно новом контексте. С 70-х годов это понятие употребляется для обозначения интеграции информа-ционных и коммуникационных технологий, а благодаря внедрению интернета понятие конвергенции приобрело широкий практический смысл и стало краеугольным камнем в развитии таких научных направлений, как информатика, коммуникативистика, техника связи. Модным словом «конвергенция» обозначают сегодня объединение практически всего – речи и данных, работы и отдыха, проводной и беспроводной связи, компьютеров и телекоммуникаций, корпоративных сетей и сетей общего пользования.

В 1999 году Е.Л. Вартанова опубликовала статью «К чему ведет конвергенция СМИ?», в которой замечает: «Все чаще это понятие становится синонимом магистральных преобразований в медиасфере… Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии.

В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. (…) Радио в интернете, энциклопедия Британика на компакт-диске, видеофильм по каналу кабельного ТВ или электронное рекламное сообщение, принятое вашим миниатюрным карманным коммуникатором… Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами – все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров»(4).

Действительно, казалось, что до конвергенции рукой подать, что цифровые технологии, стремительно изменяющие облик рынка связи, уже завтра позволят создать единую электронную аудиовизуальную, бизнес-развлекательную, торгово-сервисную индустрию массового информационного обслуживания, объединив все самое лучшее, что есть в радиовещании и подвижной связи, интернете и телевидении, наземных, кабельных и спутниковых системах распределения и подачи. Но прошло десять лет, и на конференции CSTB-2004 технический директор Европейского вещательного союза Филипп Лавен закончил свой доклад «Будущее телерадиовещания» словами: «Не ждите многого от конвергенции!»(5).

Однако прогресс не остановим. В пост-релизе Международной конференции и выставки по технологическим, правовым и коммерческим аспектам развития цифрового ТВ в России: «Digital TV Russia 2008: Конкуренция. Конвергенция. Кооперация» (Москва, 2-3 апреля 2008 года) читаем:

По мнению Дмитрия Лукьянова, главного конструктора Digital Home Group, Intel Corp, «проведенные в России мониторинги показали, что люди готовы к восприятию новых телевизионных технологий и ожидают от Digital TV не просто увеличения количества каналов, но и появления  нового качества». В рамках круглого стола прозвучало, что мы пока не приступали к анализу последствий перехода ТВ к персонализации (когда абонент сможет формировать лично для себя сетку вещания, отказываться от рекламы, формировать контент и  распространять его).

Первый заместитель генерального директора ФГУП РТРС А.А. Калин сообщил на конференции, что Россия находится на 54 месте по цифровым возможностям, и это является средним  значением по миру.
Наметившаяся тенденция, хотя и не так быстро, как хотелось бы, воплощается в жизнь. Дигитализация, переход на цифру ведет к созданию объединенных (конвергированных) медиа и универсализации журналистской профессии. А значит, конвергенция СМИ требует конвергенции методов их анализа, развития теории телевизионной журналистики – научного направления, объединяющего методы многих наук (см. таблицу).

Последний аргумент наших оппонентов: если тележурналистика наука, где ваши классики, где имена, сопоставимые с физиком А.Сахаровым или литературоведом Д.Лихачевым? Но разве можно недооценивать вклад в мировую науку таких исследователей ТВ, как канадец М. Маклюэн, американец А. Тоффлер, японец Е. Масуда или француз П. Бурдье? А есть ли пророки в своем отечестве? Думается, без ложной скромности мы можем поставить рядом с вышеназванными имена и первого исследователя отечественного ТВ Вл.С. Саппака, и создателя, основоположника, если угодно, теории тележурналистики Э.Г. Багирова.

В то самое время, когда Саппак писал свою знаменитую, выдержавшую четыре издания книгу «Телевидение и мы», на факультете журналистики МГУ была создана первая в стране кафедра телевидения, только что отметившая полувековой юбилей. Здесь Р.А. Борецким и А.Я. Юровским защитили первые диссертации по телевизионной журналистике. Работа Р.А. Борецкого «О жанрах и формах документально-хроникального (общественно-политического) телевидения» закладывала основы понимания жанровой природы ТВ, вводила в научный оборот многие термины и понятия современной тележурналистики.

Диссертационное сочинение А.Я. Юровского «Особенности телевидения как средства художественно-публицистического отражения действительности» посвящалось изучению специфики телевидения, его месту в ряду средств массовой информации, явлений культуры и искусства. Если диссертация Р.А. Борецкого строилась на материале общественно-политического раздела вещания, то исследование А.Я. Юровского опиралось на практику художественного (в том числе, игрового) ТВ. Таким образом, эти две первые работы заложили основы теории телевизионной журналистики. Их авторы написали и первый в нашей стране учебник «Основы телевизионной журналистики», увидевший свет в 1966 году.
Авторы всех последующих кандидатских диссертаций – их авторы Ю.П.Буданцев, Г.В.Кузнецов, Н.А.Голядкин, С.А.Муратов, Г.Ю.Никулина, Е.Я.Дугин, В.Л.Цвик, Н.В.Вакурова и др. (список привожу в хронологическом порядке) – разрабатывали уже более дробную тематику, отдельные аспекты телевизионной практики.

Надо признать закономерным тот факт, что теория телевизионной журналистики, опираясь на практику, анализирует накопленный эмпирический материал, развивается в тесном взаимодействии с достижениями, а подчас и просчетами отечественного ТВ. На первом этапе становления теории тележурналистики это был необходимый и, безусловно, плодотворный путь.

Однако подлинная наука не должна ограничиваться анализом вчерашнего дня (за исключением истории, для которой прошлое – главный объект исследования). В этой связи интересно посмотреть, как обстояло дело с докторскими диссертациями в интересующей нас области. Первым в стране ученую степень доктора наук получил А.Я. Юровский за работу «Советская телевизионная журналистика. Проблемы становления и развития», защищенную в 1973 году.
Весьма характерно, что вторая докторская диссертация, посвященная республиканскому (грузинскому) телевидению, была написана на грузинском языке и защищена в Тбилисском университете.

Затем одновременно (1976 г.) были защищены две докторские диссертации – Э.Г. Багирова «Телевизионная журналистика. Проблемы теории и методологии исследования» и Р.А. Борецкого «Телевизионная пропаганда: проблемы методологии, методики, прогнозирования». (Кстати говоря, именно в работе Р.А. Борецкого присутствует научная прогностика применительно к телевидению.)

Следует указать также, что вышедший через 20 лет после первого издания учебник «Основы телевизионной журналистики» был дополнен изысканиями Э.Г. Багирова. Трех авторов книги – Багирова, Юровского и Борецкого – мы по праву называем основоположниками отечественной теории тележурналистики.
Создание нового учебного пособия по тележурналистике стало насущной необходимостью после августа 1991 года, и эта важная работа была выполнена большим авторским коллективом, в который вошли практически все сотрудники кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ. Именно этот учебник выдержал четыре издания, а пятое вышло в серии «Классический университетский учебник» к юбилею альма-матер.

Наша наука по историческим меркам еще очень молода. Учитывая степень влияния телевидения на жизнь современного социума, ее значение огромно. Телевидение неисчерпаемо, как сама жизнь, и столь же безгранично его изучение с привлечением исследовательского инструментария большинства других наук, утверждением новых направлений. У нас обязательно будут и свои академики, и свои классики. Начало положено включением учебника «Телевизионная журналистика» в серию «Классические учебники» Московского университета.

Отмечая вклад журфака МГУ в развитие теории телевидения, нельзя не сказать о подвижнической работе ИПК работников телевидения и радиовещания. Диссертационный совет института дал путевку в серьезную науку десяткам телевизионных практиков со всех концов страны. Докторские диссертации здесь защитили О.В. Коновалова (Ростов-на-Дону), О.Р. Самарцев (Ульяновск), Н.И. Дворко (Санкт-Петребург), Г.П. Бакулев, Н.И. Утилова и Н.Н. Ефимова (Москва) и др. Каждый из названных ученых создал новое направление в нашей науке.

Исследовательская работа – не только докторского, но и кандидатского уровня – добавляет один или несколько «кирпичиков» в большое и сложное здание нашей науки – теории телевизионной журналистики. О.В. Коновалова исследовала новостные программы местного телевидения, Н.И. Дворко – режиссуру мультимедиа, Н.И. Утилова – монтаж, а  Н.Н. Ефимова – мастерство звукрежиссуры. Если попытаться объединить эти работы, мы как раз и получим более или менее стройную картину современного состояния телевизионного вещания. Конвергенция в журналистской науке – плодотворный путь ее развития.


  1. Эта ситуация никогда не считалась бесспорной, о чем, в частности, свидетельствует мнение, высказанное почти два десятка лет назад: «Телевидение с момента своего рождения оказалось в перекрестье интересов многих наук. Феноменальная полифункциональность ТВ сделала его предметом продуктивного исследования методами самых различных общественных дисциплин: философии и социологии, искусствоведения и психологии, политологии и теории журналистики... Однако нельзя не отметить, что названные направления развиваются если и не параллельно, то, во всяком случае, имеют разные точки соприкосновения». Мельников Э. Об организационных аспектах развития телевидения в социалистическом обществе (к постановке проблемы) // Телевидение на рубеже двух веков (Материалы международной научно-практической конференции). М., 1989. С. 166.
  2.  Советский энциклопедический словарь. М., 1984. С.615.
  3.  Там же.
  4.  Словарь иностранных слов. М., 1996. С.243.
  5.  Информационное общество. Вып. 5. М., 1999. С. 11-14.
  6.  См.: Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2004. № 2.

Новости института

ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука