Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

В информационную эпоху среда обитания человека  визуализируется столь стремительно, что известному афоризму французского философа XVIII века Рене Декарта «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую») впору придать современную трактовку, заменив глагол «мыслить» на «видеть», тем более что в эпоху постмодерна внешняя форма образов явно превалирует над их содержательностью. Смысл новой фразы обращен к визуальной способности homo informaticus воспринимать и понимать окружающий мир, хотя следует признать, что визуальное восприятие и понимание у индивидов заметно различаются, так как это  зависит от визуальной культуры и визуального мышления каждого. 

Эти новые понятия, основанные на английских терминах «visual» и «vision», имеющих множество значений, емких и богатых по смыслу, в настоящее время не только широко употребляются, но и скрупулезно исследуются во многих сферах – дизайне, психологии, искусстве, культурологии. Теория массовых коммуникаций и теория телевидения также в их числе. Здесь вводятся в оборот термины «визуальные коммуникации», «визуальные модели», «визуальные системы» (речь идет даже о создании новой научной дисциплины – визуалогии (1), которые, по мнению ученых, активно воздействуют на массовую культуру, направляя ее по пути чуть ли не «тотальной визуализации».

Данному феномену есть объяснение. Ускоряющийся ритм жизни заставляет человека мгновенно ориентироваться в обилии информации, распространяемой на медиарынке. И визуальные образы – их наглядность, доходчивость, универсальность – помогают быстро ее усваивать. Известный российский психолог В.П.Зинченко считает, что «зрительные образы, в отличие, например, от слуховых, характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно «схватывать» отношения, существующие между различными элементами воспринимаемой ситуации…». (2)

Более того, визуальный облик товаров и услуг становится основой потребительского рынка, стимулом к приобретению продукции.  «Отныне, – отмечает искусствовед Ж.Пенин, – уже не вещь отправляется на завоевание для себя рынков, а ее изображение. Общество решается на выбор вещи, все в меньшей степени считаясь с ее реальной ценностью и все в большей зависимости от того, как ее изображают»(3).

Таким образом, изображение в жизни современного человека занимает приоритетные позиции, и значение его весьма существенно. Данное утверждение еще в большей степени относится к видеоизображению, представленному на экране. По степени эффективности восприятия экранному изображению нет равных. Конечно, визуальная культура издревле сопровождает человека – наскальные рисунки первобытных людей тому свидетельство. В процессе эволюции она аккумулировала в своей среде различные формы воспроизведения: графическое, изобразительное искусство, фотографию, кино, а с появлением телевидения, вошедшего в каждый дом, обрела истинную массовость. Сегодня аудиовизуальный образ, производимый телевидением, продолжает активно воздействовать на информационное пространство. В цифровой среде телевидение апробирует такие свойства, как «конвергентность», «интерактивность», «вездесущность», давая начало новым направлениям деятельности, – IPTV, мобильное ТВ, у которых, по мнению экспертов, большое будущее.

Могло бы телевидение оказать столь мощное воздействие на визуальную культуру (и, как следствие, на психологию восприятия масс), если бы оно не обладало соответствующей технико-технологической платформой? Вопрос, конечно, риторический. Следует признать, что именно постоянно совершенствующаяся технологическая база ТВ-систем и есть основа для эволюционной поступи этого средства массовой коммуникации, которое прошло путь от блеклой, маловыразительной, плоской черно-белой «картинки» до завораживающе красочного изображения цифрового качества на современных плоских экранах,  усиливающих восприятие реального мира.

Без вещательных технологий, исключительно сложных по своей сути, не было бы и телевидения. Инновационное продвижение в будущее оно демонстрирует и в цифровое время. Несмотря на то, что телевидение высокой четкости в мировом масштабе только начинает осваиваться, цифровые ТВ-системы уже апробируют стандарт сверхвысокой четкости в четвертом поколении. Такое изображение позволяет, например, увидеть часы на руке игрока на огромном стадионе или выражение лиц арбитров. Но и на этой новации телевидение не останавливается. Наступило время стандартизации объемного, так называемого 3D-телевидения, возможности которого исследуются во многих странах, в том числе и в России. Такое изображение позволит человеку воспринимать пространство телевизионной «картинки» в трехмерном измерении, ощутить его глубину. (Об этом еще в 1954 году писал наш соотечественник профессор П.В. Шмаков.)

О грядущих инновациях в сфере многофункциональных цифровых ТВ-систем и рекомендациях в области международной стандартизации вещания выступил с докладом на конгрессе НАТ-2008 почетный председатель 6-й Исследовательской комиссии МСЭ-Р, главный научный сотрудник НИИ радио, профессор М.И. Кривошеев. Он обрисовал стратегию развития объемного телевидения, определив ее как «путь к всемирной системе 3D-телевидения», рассказал об исследованиях этой ТВ-системы, которые ведутся в США, Франции, Великобритании, Италии, Канаде, Японии и других странах. Европейский вещательный союз также работает в этой области совместно с рядом исследовательских лабораторий, включая ВВС (R&I), RAI (CRIT) и NHK (STRL).

Но именно Россия в лице профессора М.И. Кривошеева внесла предложение о своевременности заключения международных соглашений по объемному телевидению, которое было единодушно поддержано всеми членами МСЭ. Следует сказать и о других решениях, принятых по докладу профессора М.И. Кривошеева. Прежде всего это касается единой рекомендации для всех стран, устанавливающей технические характеристики для спутникового (Рек. ВО-1744) и эфирного наземного вещания (Рек.ВТ-1744) – они  предназначены для массового оповещения населения о возможных стихийных бедствиях и спасательных операциях. Об этой функциональной особенности электронных медиа нередко забывают. Но только до тех пор, пока не пришла беда.

Телевидение сегодня выступает в авангарде развития интерактивности всех видов связи, включая мобильные терминалы. На сей счет принят целый пакет международных стандартов. Исследования по интерактивности были начаты в 1993 году также по инициативе М.И. Кривошеева, и это стало весомым вкладом не только в развитие медиарынка, который в цифровой среде выходит на этап персонализации своей аудитории, но и способ оперативного и качественного решения множества вопросов в различных сферах деятельности. Таким образом, совершенствуя свою технологическую платформу, телевидение  оказывает серьезное воздействие на развитие социальной среды. 

Что же касается интерактивного телевидения, только начинающего внедряться в полной мере, то для медиаструктур это прежде всего  важнейший механизм для совершенствования вещания, делающий прозрачными оценку и рейтинг программ, отношение зрителей к каналу, стоимость рекламы. Как отметил в своем докладе М.И.Кривошеев, при наличии  интерактивного STB «не нужны специальные тестовые приборы, поскольку на экране компьютера сетевого центра, куда стекается вся информация о просмотре программ, видны данные, необходимые для использования в социальных вопросах и коммерческой деятельности».  Не забыто и IP-телевидение. Предполагается, что уже очень скоро будет принят международный стандарт, позволяющий сопрягать стандарт DVB и  IPTV. Обнародована докладчиком новость и по стандарту DVB-T2 для цифрового наземного ТВ-вещания: «предложено использовать этот стандарт, который не заменяет уже существующий, но рассчитан на увеличение  объема пропускаемой по каналу информации на 30-50 процентов».

Но вернемся к процессу визуализации медиарынка. Все чаще приметой повседневности становятся огромные экраны – цифровые панно, устанавливаемые в многолюдных местах:  в точках розничной торговли, парках, на площадях, вокзалах, стадионах. Яркие визуальные образы, демонстрируемые на этих экранах, украшают улицы городов, привлекают внимание населения и создают новые коммерческие возможности для разработчиков вещания, специалистов по интеграции систем. Современные технологии дисплеев, цифровых систем ТВЧ и ТВСВЧ позволяют создавать видеоинформационные системы (ВИС) для оперативного воспроизведения визуальной информации. Тематическая направленность этой информации – самая разнообразная: телевизионный контент, рекламные блоки, бизнес-информация различного уровня. Это так называемые «специальные зоны ВИС», которые также подлежат международной стандартизации. По предложению России уже разработана программа исследований в этой области. 

Но дело не только в разработке необходимых стандартов. Переход электронных СМИ в цифровую среду требует немалых вложений.  Профессор М.И.Кривошеев фактически указывает вещателям оптимальное решение выхода из этой ситуации. Полагая, что интеграция многих видов информационных служб в программный центр это исключительно перспективное и коммерчески выгодное решение, он предлагает вещательным компаниям взять на себя инициативу по производству контента и совместно со связистами участвовать в развитии структур ВИС в городах. Логика его рассуждений вполне прагматична:

«Ведь реклама, прерывающая фильм, не воспринимается столь позитивно, как реклама, идущая самостоятельно и длительно». В самом деле, если вещатели изъявят готовность выстроить систему интеграции программных центров, будут способствовать установкам на улицах ярких экранов вместо растяжек и объявлений, сумеют привлечь к этому рекламодателей, то улицы российских городов оснастятся  видеоинформационными системами для трансляции контента, а также многих бизнес-программ. Это предложение можно рассматривать и как новый взгляд на ведение медиабизнеса,  и как поддержку вещателей, которым предстоят немалые затраты при переходе в цифровую среду с многопрограммным вещанием. 

В докладе М.И. Кривошеева прозвучал ряд идей по участию вещателей в преодолении экономического кризиса. Это прежде всего создание фондов и механизмов, способствующих ускорению развития информационного общества. Обозначен и практический путь по ускорению внедрения цифровой платформы в отрасли с учетом сроков реализации программы. По мнению ученого, разработанный пакет мировых стандартов цифрового телевидения уже сам по себе обеспечивает значительное повышение качества и объема вещания. Срок же внедрения цифровых стандартов, установленный Региональной конференцией радиосвязи (РКР-2006),  обозначен 2015 годом.

Однако благодаря реализации передачи нескольких цифровых ТВ-программ или ТВЧ в стандартном канале аналогового ТВ (концепции ТВЧ 6-7-8 и МПТВ 6-7-8), предложенной профессором М.И. Кривошеевым, во многих странах впервые появится «цифровой дивиденд» в виде широких полос частот за счет освобождающихся каналов аналогового ТВ. В итоге возникает уникальная ситуация, при которой внедрение перспективного цифрового ТВ не только никого не теснит в спектре, но, напротив, за счет эффективного его использования предоставит частотные полосы для новых служб. По словам ученого, поиск оптимального использования «цифрового дивиденда» уже проявился в первых шагах по продвижению службы подвижной связи в полосу 790-862 МГц (61-69 ТВ каналы). Можно ожидать, что 2015 год может стать для многих стран рубежом внедрения цифрового ТВ-вещания и бурного развития новых служб за счет использования «цифрового дивиденда». 

Говорится в докладе М.И. Кривошеева и о перспективах вхождения в цифровую среду: «Конвергенция служб телерадиовещания, КТВ, интернета, компьютерных технологий, цифрового кинематографа, прогресса радио и волоконно-оптических систем, а также внедряемых нанотехнологий требует глобального комплексного подхода к формированию цифровой среды. Такой подход поможет решению многих социальных и экономических задач. В результате произойдет увеличение доходов от использования цифрового многоцелевого интерактивного вещания; ожидается также взрыв объема целого спектра услуг мобильной связи; состоится коренное расширение рекламного бизнеса благодаря внедрению в населенных пунктах массовых видеоинформационных систем с множеством экранов. Произойдет это благодаря всевозрастающему спросу на инфокоммуникационное обслуживание. Появятся не только новые рабочие места, но и спрос на массовый выпуск цифровых приемников, многофункциональных STB, других устройств». 

На основании этих выводов докладчик обращается к афоризму древнеримского поэта Ювенала «Panem et сircenses» («Хлеба и зрелищ»), который, по его мнению, уже не полностью отражает новые требования информационного общества. Спрос на цифровые вещательные технологии,  мобильную связь, массовые коммуникации растет день ото дня. Телепрограммы, олицетворяющие визуальную культуру, стали вездесущими. Поэтому известный афоризм можно было бы расширить, имея в виду понятие «массовые коммуникации». В том, что массовые коммуникации преображают мир, сегодня уже никто не сомневается. Национальные и международные системы вещания благодаря цифровым технологиям постепенно, но последовательно и неуклонно превращаются в эффективное средство культурной глобализации.


  1. См.: Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 2009. С.217.
  2. Цит. по Розин В.М. Указ. соч. С.24.
  3. Там же. С.17.

Новости института

ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука