Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Телевидение – одно из величайших открытий ушедшего столетия и достояние человечества на все последующие времена. Однако в последние годы диспропорция между потенциально высоким назначением ТВ и той ролью, которую оно играет в формировании представления о действительности у современного человека заметно увеличивается.

В условиях информационно-коммуникативной технологической революции и глобальной трансформации общества средства массовой информации перестают быть «коллективными организаторами», «общественными столовыми», «бытовыми приборами у нас дома». Как справедливо замечают многие исследовали, размышляя о сущности отечественного ТВ, в стране, где порой не работает даже почта и заканчиваются дороги, а жители двух граничащих регионов разнородны по своим ментальным, социальным, жизненным установкам, телевидение является едва ли не единственным объединяющим началом.

Дискуссии о том, как это ярчайшее и оперативнейшее из визуальных искусств выполняет свою природную функцию, отражая реальность, о способах и средствах такого отражения регулярно возобновляются на страницах профильных журналов, на заседаниях научно-практических конференций и диссертационных советов, в колонках телекритиков. Общепризнанным стало мнение о том, что региональное ТВ, ориентируясь на местные новости и локальные события, в большей степени, нежели телевидение федеральное, ориентировано на представление культурного среза норм бытия, обычаев и традиций, сохранившихся в конкретном регионе. Еще в 1968 году в работе «Телевидение, ХХ век» Э. Багиров и И. Кацев отмечали: « Как бы подробно и всесторонне  ни отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности»(1).

Представляется, что именно через подобного рода передачи следует выстраивать оригинальный местный контент, вести осознанную целенаправленную политику, концептуальным положением которой  должно стать понятие «этническое самосознание», тесно связанное с этническим самоопределением людей и отличающееся от этнического (национального) сознания, связанного со многими сторонами духовной и материальной жизни этноса (нации).

Содержание этого понятия подразумевает противопоставление личного общему («мы» и «они»). Как и в других видах социальной идентификации, важное место здесь занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на генеалогические предания, совместное участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных захватчиков), на связь с родным языком и родной землей. Этническое самосознание дополняется религиозным и социальным самосознанием. 

Становление русского национального самосознания было  длительным историческим процессом, в ходе которого сложились его базисные характеристики. Наиболее значимыми из них являются:

  1. религиозный характер идеологии;
  2. авторитарно-харизматический и державный тип власти;
  3. высокая ценность этнической идентичности. 

До XX веке эти основания были определяющими элементами русского этнического самосознания (формула царского министра просвещения Уварова «самодержавие, православие, народность»). В дальнейшем они оказались в значительной степени ослаблены, и в настоящее время в русском национальном самосознании получили развитие представления о приоритете личных ценностей над общественными, хотя авторитарно-харизматический и державный тип власти остается неизменным по сегодняшний день.

Формирование образа страны невозможно без формирования образов ее регионов. Создание имиджа того или иного региона, отражение его в общественном сознании способствует привлечению к нему внимания, дает ему возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получая дополнительные ресурсы для развития своей экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов – перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа страны за рубежом.

Проблема создания образов регионов средствами массовой информации сегодня, как никогда, актуальна. Объясняется это тем, что в нынешний бурный период развития общества национальное самосознание стало не только фактором консолидации отдельных народов, входивших в состав бывшего Советского Союза, но и выплеснуло наружу до последнего времени почти не замечаемую (по тем или иным причинам) свою теневую сторону – консервативность, инерционность мышления, феномен обособленности и попрания интересов «чужих» наций ради возвеличивания «своего» народа. Конечно, мы далеки от утверждения что исследователи обходили стороной эту кардинальную проблему, тем не менее  в современной науке о средствах массовых коммуникаций она недостаточно изучена. Поэтому создание в общественном сознании устойчивых образов регионов – важная составляющая на пути формирования современной коммуникативной парадигмы. И телевидение способно сыграть в этом процессе решающую роль.

Как пишет Р.А. Борецкий, «телевидение, в силу уникальной изобразительно-выразительной природы, мощи психологического воздействия на массовое сознание, беспрецедентного по масштабу охвата территории изначально было и остается политически детерминированным институтом»(2). Вот  почему именно телевидение является тем инструментом, который позволит актуализировать национальное самосознание и дать толчок к политическому и экономическому развитию территорий со своими традициями и духовными корнями. Главное – какой материал оно будет использовать в своих программах.

Повышение интереса к региональным традициям, проявлениям национальной культуры позволяет говорить о медиапродукте нового типа. Фундаментальным трудом в разработке такого рода ТВ-контента, на наш взгляд, является монография профессора В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика». «В чем же проявляются национальные особенности телевидения?» – задается вопросом автор. Ответ: «По-видимому, прежде всего в национальных чертах жизненного материала (история данного народа, природные условия его развития, материальная культура, черты семейно-бытового уклада, традиции, обычаи, психологический склад нации и т.д.); в специфически-национальных средствах национальной культуры (национальный язык, национально-специфические средства образного мышления, худо-жественные традиции). В первом случае национальный элемент содержится в объекте отражения, а во втором — в самом процессе производства журналистских произведений».(3)

Но результаты контент-анализа программ местных студий, как правило, предсказуемы – наполнение эфира происходит в основном за счет информационной составляющей.
Созданные в 90-х годах многочисленные региональные телестудии стали неотъемлемой частью жизни населения небольших городов и поселков, находящихся в пределах данной территории, что обусловливалось необходимостью учета интересов конкретной аудитории; возможностью быть более убедительными благодаря опоре на близкие ей факты, события, проблемы; способностью учитывать национальные, возрастные и другие особенности местного населения и (в силу этих качеств) быть более доверительными по сравнению с общенациональными каналами. Именно местное телевидение оперативно отражает все те изменения, которые происходят в конкретном регионе. Оно рассказывает о жизни людей, которых этот край объединил, которые вкладывают свои силы и знания в его развитие.

В этой связи, думается, «медиапродукт нового типа» вполне может опираться на характерные для данного региона объединяющие предпосылки. Например, религиозную общность, культурную самоидентификацию, поведенческие характеристики.

Культура страны состоит из субкультур краев и областей. Москвичи, пермяки, сибиряки (этноним, требующий дальнейшего пояснения) гордятся культурным достоянием своих регионов. Людям свойственно  отождествлять себя со знаменитыми на всю страну земляками, ощущать  причастность к яркому культурному феномену, которым могут являться развитые в регионе промыслы или разработанные здесь технологии. Иными словами – причастность к национальному культурному бренду своего родного края  («вологодское масло», «оренбургский платок», «палехская миниатюра» и др.)

Этнокультурное пространство региона формирует и телевизионное пространство, и одной из форм сохранения национальной культуры является присутствие в эфире направленных программ, характерными особенностями которых являются:

  • национальная языковая среда, то есть опора на нормы речевого поведения, присущие конкретному региону;
  • образная система, основанная на узнаваемых знаках или апеллирующая к массовому народному сознанию, присутствие устойчивых народных образов, например «земля-матушка», «хлеб-батюшка» и др.;
  • определенный стереотип внешности ведущего: он должен соответствовать народным понятиям о красоте;
  • характерные общепонятные речевые особенности (слово-употребление, построение синтаксических конструкций, акцентология);
  • жизнь народов, проживающих в регионе, должна быть представлена пропорционально, ведь мир существенно приблизился  к тому, чтобы стать в информационном смысле «глобальной деревней».

Поясним выдвинутые нами положения. В цикле передач «С А. Ехаловым по Вологодчине» (ГТРК – Вологда) этнические характеристики являются не только объектом изучения, но и материалом для проблемного анализа. Возрождение этнического своеобразия может стать реальной исторической и синхронной, практической и духовной, рациональной и эмоциональной, личностной и коллективной основой для сохранения единства, целостности общества в моноэтническом регионе (согласно данным переписи населения 2002 года, Вологодская область на 97 процентов состоит из русских). В программах подобного типа главная идея – сохранение и возрождение традиционных для края видов жизнеобеспечивающей деятельности (для нашего региона в первую очередь – животноводства), что сопоставляется с существующим в области кризисом сельского хозяйства.

Этнические характеристики конкретного региона, отображенные в телевизионных программах, являются непосредственным, а потому и наиболее объективным, отражением сущности бытия определенного этнического сообщества, а их забвение, утрата ведет к постепенному разрушению фундаментальных ценностей. Справедливо предостережение о том, что «…недооценка национального своеобразия, излишнее форсирование узко понятых «интернациональных факторов» не способствуют внутреннему обогащению национальной культуры и сокращают вклад местной телеорганизации в процесс развития и взаимообогащения многонациональной телевизионной системы. Подобное постижение диалектики национального и межнационального на телеэкране требует от практиков телевидения постоянного настойчивого поиска сбалансированного соотношения национальных и общечеловеческих ценностей в содержании и форме телепередач, во всех элементах вещательной политики межнациональных каналов и региональных программ.»(4)

Взгляд на этнические проблемы, подход к их отражению, анализу и решению, предлагаемый Вологодским ТВ, связан с двумя принципиальными моментами:

  • самые острые, а подчас драматические, даже трагические противоречия в социально-этническом бытовании детерминируются теми глубокими проблемами, которые вот уже более столетия сопровождают существование русской нации в целом;
  • проблемы рассматриваются в основном на материале из жизни села;
  • в документальных фильмах, посвященных национально-этническим праздникам, внимание журналистов сосредоточено на людях, которые продолжают традиции вологжан во владении тем или иным ремеслом, обеспечивают связь современности с исторической этнической памятью.

Опора на фундамент национальной самоидентификации в любых обстоятельствах способна сделать человека сильным. Она не позволит ему раствориться во времени, напротив, сделает его самостоятельной и значимой единицей общества. Восприятие труда своего и чужого как искусства, традиционная нерасчлененность этих понятий, которую академик Д.С. Лихачев положил в основу понятия «соборность», – одна из главных этнических характеристик героев передач историко-краеведческой тематики.

Подобная специфика передач этнической направленности  посредством реконструкции традиционных моделей поведения в конечном итоге образует деятельностные установки, занимающие верхнюю ступень в иерархии этнических ценностей северорусского народонаселения, и прежде всего «чувство хозяина». Поскольку такой человек воспринимается как экономически самостоятельный, способный не только материально обеспечить свою жизнь, но и разделяющий ответственность за обустройство окружающего пространства, социальной и культурной среды, участвующий в созидательном труде на благо своей земли. Отсюда и особое значение трудовых рукотворных результатов, и ощущение труда как искусства, как творческого процесса в различных его формах (животноводстве, ремеслах, строительстве и проч.) Такое отношение к окружающему пространству вообще издревле было отличительной чертой русичей, но в северо-западных областях России оно закрепилось именно как устойчивый признак этноса.

В советское время русская нация была наделена функцией представления некого усредненного этнического варианта под названием «советский народ» в гораздо большей степени, нежели другие этносы и национальности, населявшие СССР. Это невыделенное своеобразие национальных потребностей, интересов, характеров, насаждаемое мощной государственной системой, привело к тому, что стала нивелироваться и этническая специфика регионов России.

Неопределенность этнической принадлежности в реальной жизни большинства людей есть верный признак целого комплекса серьезных проблем в существовании этноса и нации в целом, а следовательно, любого человека в частности.
Важным направлением в решении этнических проблем видится подлинное осмысление их причин, главной из которых является  разрыв исторических связей и уничтожение генофонда, что не могло не вызвать кризисные явления в существовании этнического сообщества. В силу сложившихся особенностей северорусской этнической группы советские реформы на селе были восприняты большинством крестьянства как противоестественные по отношению к самой жизни.

Принципиальным отличием вологодского ТВ в освещении этой тематики является то, что оно стремится показать, насколько естественно и органично вписываются в современный контекст традиционные для Русского Севера занятия, трудовые приемы и связанный с ними образ жизни, потому что все это  остается частью их жизни, их сознания как этногенетическая составляющая.

Одним из важных элементов авторской концепции в отражении жизни Вологодского края является включение в структуру телевизионных программ разных жанров в качестве важной смыслообразующей картины северорусской природы: пейзаж редко играет роль простого фона, чаще изображение природы становится едва ли не полноправным персонажем, включенным в действие, в развертывание авторской концепции.

Реалистическому показу действительности способствует употребление диалектной лексики, она помогает передать речевыми средствами жизнь деревни такой, какая она есть на самом деле. Диалектизмы используются и как средство художественной выразительности для создания впечатления чего-то исконно русского, родного. Но так как большинство диалектизмов не имеет однословного литературного эквивалента, то употребление их в телепрограмме все-таки сравнительно невелико.
Обобщая сказанное, попытаемся выделить несколько тезисов, которые могли бы помочь определить формат передач историко-краеведческой тематики.

В условиях  нередкого использования на федеральных каналах приема замалчивания наибольший интерес у регионального зрителя вызывают передачи местного телевидения, которые дают более полное представление о жизни своего края.
Современные передачи местного телевидения оказывают существенное влияние на процесс формирования национального самосознания и национальной гордости у жителей региона.
Сохранение культуры страны решается через сохранение культуры каждого края. Одной из форм ее сохранения является присутствие в телеэфире программ этнической направленности.

Появление подобного рода телепередач – характерная черта прежде всего регионального эфира.
Степень положительного воздействия передач Вологодского ТВ на этнические самоидентификационные показатели в значительной мере определяется выбранной структурой, формой и содержанием передач, соответствием их специфике экранного искусства.

Программы, направленные на освещение существующих и восстановление утраченных традиций, являются не только фактом журналисткой деятельности, но и событием культурной жизни региона.
Такие телепередачи способствуют появлению у зрителей социального оптимизма, актуализации этнических чувств.
Документалистика подобного рода может служить инструментом проведения социальной политики и возрождения региональной промышленности, в том числе привлечения внимания к роли сельского хозяйства, традиционного для населения аграрной страны занятия.

Роль регионального телевидения в социокультурном контексте выражена в самом его предназначении. «Какого прогресса ни достигла бы телевизионная коммуникация, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: глобальной, представляющей всеобщий интерес, и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность в центральных и местных телепрограммах»(5).


  1. Багиров Э., Кацев И. Телевидение, ХХвек. М.,1968. С.44-45.
  2. Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт //Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005. С.27.
  3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика. М., 2004. С. 176.
  4. Цвик В.Л. Указ. соч. С. 178.
  5. Цвик В.Л. Указ. соч. С. 136.

Новости

В институте

04/07/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики

04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука