Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Стремительный рост количества самых разнообразных средств массовой информации и массовой коммуникации, их все возрастающая доступность – характерная примета современного информационного пространства России. Если в 1998 году от 50 до 99% населения страны могли смотреть программы восьми телеканалов, то к 2000 году россияне получили доступ к просмотру ТВ-продукта уже 14 крупных телекомпаний.(1) По последним данным, пять и более ТВ-программ доступны 33% населения страны.(2) 

Кроме того, 14 млн семей пользуются услугами кабельного телевидения, что составляет более четверти всех домохозяйств страны, а этот вид вещания дает возможность просмотра от 30 и более каналов. Сегодня в центре обсуждения широкой общественности находится пока лишь технический аспект роста этого информационного «цунами», с каждым днем охватывающего все больший сегмент социума. Государство также более озабочено улучшением качества телесигнала и увеличением уровня доступности телевидения, повсеместным переходом на европейский цифровой формат, нежели смысловой наполненностью и тематическим контентом ТВ-вещания.

Между тем все большую популярность (особенно в регионах) получает интерактивное телевидение, минующее какие-либо смысловые «декодеры». «Магазин на диване», «Фильм по заявке», «Музпривет», «Телевикторина» – это далеко не полный перечень интерактивного продукта, который буквально заполонил эфир федеральных и региональных телекомпаний.

Доступность электронных массмедиа, без сомнения, должна привести к существенным социокультурным трансформациям в обществе. Соответственно, можно предположить, что и их функции в связи с техническим прогрессом будут эволюционировать, расширяться, обретать новые цели и свойства, и это должно стать предметом серьезного научного исследования.
О влиянии СМИ на общественное сознание, о  сущностном содержании массмедиа философы, психологи, социологи ведут заочный диспут с середины ХХ века. Многие ученые уже тогда прогнозировали неизбежное, с течением времени и развитием цивилизации, расширение семьи СМИ, обращая внимание на такие факторы, как активное внедрение новых технологий, меняющих характер индустрии массмедиа, контент телепродукта, модели взаимодействия зрителя и ТВ.

В 1985 году  Д. Мейровитц в своей работе «Без чувства места» высказал предположение, что электронные медиа влияют на социальное поведение человека не столько при помощи слова, информации, сколько «путем трансформации (или реорганизации) социальных условий, в которых люди общаются и взаимодействуют». В результате «прежде прочные связи между физическим местом и местом в обществе ослабевают».(3) Иными словами, электронные СМИ, собирая одномоментно множество разных людей, делают более прозрачными и слабыми границы между их социальными ролями. Коммуникативные связи между людьми из разных социальных слоев с развитием массмедиа становятся более разнообразными и обширными.
Доказательства этого тезиса существуют и в современной практике электронных СМИ Кировской области.

Приведу такой пример. В одном из выпусков новостей информационного канала «Город» (ТК – «33-й канал») был показан сюжет о свадьбе двух молодых людей в «день трех восьмерок» (08.08.08). На вопрос корреспондента о том, как молодожены познакомились, жених рассказал, что нашел свою невесту по SMS-переписке в программе «МУЗ-привет», где ведущий ежедневно общается со зрителями в прямом эфире. Параллельно разговору на экране идет бегущая строка в виде SМS-сообщения о желании познакомиться.

До сих пор подобный телепродукт получал негативную оценку большей части аудитории из-за обилия в нем информационного «мусора», непрофессионализма авторов и ведущих. Но тот факт, что благодаря такой «низкопробной» программе появилась новая ячейка общества (а подобные случаи, конечно же, не единичны), позволяет иначе взглянуть на роль данного средства массовой коммуникации в развитии социума. Ведь до сих пор основную роль в решение матримониальных проблем играли собственно институт семьи, образовательные и досуговые учреждения. Важное значение имели социальная принадлежность индивида, место его проживания. Сегодня (как и предрекал Д. Мейровитц) бурное развитие массмедиа отодвинуло на второй план все эти обстоятельства.

Вот еще один пример из практики другой региональной телекомпании, свидетельствующий о том, что электронные средства массовой информации начинают играть все более важную роль в жизни социума.
В 2008 году в эфире ТК «СТС – 9-й канал» (г. Киров) появился проект под названием «Простые мечты», суть которого действительно предельно проста. В качестве героя выбирается подросток из проблемной социальной среды (малоимущая или многодетная семья, детский дом, школа-интернат). Съемочная группа претворяет в жизнь желания своих героев: ребенок хотел узнать, как делают конфеты, а группа подростков, конструирующих модную одежду, – мечтала попасть на обложку глянцевого журнала и таким образом обрести известность.

Вынесем за скобки то обстоятельство, что проект был коммерческим (в одной передаче – завуалированная реклама кондитерской фабрики, в другой – некоего городского печатного издания), – важна социопсихологическая составляющая этого эксперимента. Подросток, остающийся наедине со своими проблемами, отвергаемый обществом, вынужден строить свой мир и жить в собственной системе координат и ценностей. Неожиданно изгой оказывается в фокусе средства массовой коммуникации, и основные «коды», которыми обмениваются источник и получатель информации, – это доверие, поддержка, любовь, понимание. Герой программы проходит своеобразный курс психологической реабилитации, находит свое место в общей системе ценностей и координат. Такой телепродукт может стать панацеей от юношеского нигилизма, неверия в будущее.

Таким образом, сегодня правомерно говорить о формировании новых функций СМИ, оказывающих большое влияние на развитие социума. В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, можно найти довольно обширный перечень определений функций СМИ – причем, как правило, они не совпадают. Различия обусловлены и степенью развернутости их характеристик, и разным пониманием актуальности решаемых ими социальных задач (отметим работы отечественных исследователей Э.Г. Багирова, Ю.П. Буданцева, В.Н. Терина, Ю.П. Шерковина(4).

В университетском учебнике «Средства массовой информации России» под редакцией Я.Н. Засурского выделяются следующие функции СМИ:

  • информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного характера;
  • аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
  • развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).(5)

Перечень функций, который предлагает другой теоретик журналистики – Е.П. Прохоров, несколько отличается: он особо выделяет коммуникативную функцию – функцию общения и налаживания контактов(6).
Контакт зрителей с конкретным СМИ становится более эффективным, когда  они признают его «своим», а социальные институты ощущают его авторитет и силу влияния. Другая важная группа – контрольные и регулятивные функции, они оказывают воздействие через формирование общественного мнения на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Еще одна важная функция – формирование массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из сфер науки, культуры, проведения досуга). Замыкает систему  рекламно-справочная функция – удовлетворение утилитарных запросов аудитории(7). 

При попытке классификации целевого назначения материалов массмедиа многие исследователи выделяют также довольно обширный ряд функций:

  • информирование;
  • социально-политические функции;
  • экономические функции стимуляции потребления;
  • развлечение.(8)

Еще ряд авторов определяли и структурировали функции СМИ относительно социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:

  1. Информационная (информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире, информационное обеспечение инновационных процессов).
  2. Социальной связи (комментирование и интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия).
  3. Обеспечение преемственности (выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений, поддержание общности социальных ценностей).
  4. Рекреативная (создание возможностей для отдыха и развлечения; снижение социальной напряженности).
  5. Мобилизационная (организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере).(9)

Таким образом, как и полвека назад, у исследователей информационных процессов нет единого мнения о системе функций массмедиа, поскольку она находится в состоянии перманентной трансформации и видоизменяется. На наш взгляд, ключом к пониманию ситуации могут послужить труды таких исследователей коммуникационно-информационных процессов, как П. Лазарсфельда и Р. Мертона, которые рассматривали массовые коммуникации в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. По мнению этих ученых, массовая коммуникация (в том числе ее частное проявление – массмедиа) представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо информационных и просветительских):

  • присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;
  • укрепления социальных норм;
  • наркотизации социума.

 Последнее утверждение стоит рассмотреть особо. Лазарсфельд и Мертон считали, что «возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию».(10) В.М. Березин в своей работе «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» добавляет – «и преднамеренно».(11) Данное утверждение как нельзя лучше характеризует то, что происходило в общественном сознании с самого начала развития электронных массмедиа. «Существенно важной характеристикой этого сознания, обрекающей его буквально на наркотическую зависимость от новых инструментов общения, явилось состояние его незаполненности. (…)

Всегда и везде коммуникационный вакуум это своего рода неизбывная жажда, для утоления которой человек должен заглядывать в очередную газету, тянуться против своей воли к неумолкающему радиоприемнику, а потом и к постоянно заполняемому мельтешащей мозаикой всевозможных сообщений телеэкрану».(13) Со временем индивид все больше погружался в виртуальную действительность, создаваемую СМИ, и все более напоминал наркомана, одурманенного телеэфиром и отдаляющегося от реальности.

Ситуация особенно осложнилась с усилением манипулятивных тенденций в использовании информации при проведении различных выборных кампаний, которыми изобиловала общественная жизнь в России конца прошлого и начала нынешнего века. СМИ захлестнула волна негативной информации, так называемого черного пиара, что привело к изменениям в политической культуре общества, которая стала «все больше превращаться в культуру перманентного политического скандала».(14) К 2000 году политологи и социологи всерьез заговорили о том, что массмедиа становятся социально опасными, поскольку обслуживают интересы власти, а не общества.

Но с появлением и развитием интерактивного телевидения (а таковым сегодня является и большинство региональных СМИ) ситуация стала кардинально меняться. «Интерактивность предполагает двустороннюю связь между источником информации и ее получателем, меняется сама суть взаимодействия зрителя и телестудии – из пассивного созерцателя он превращается в активного участника на экране событий и даже в их автора и режиссера».(15)

То, что мы наблюдаем сегодня в региональном телеэфире, – процесс, обратный наркотизации. Это своего рода социальная реабилитация,  телевизионная психотерапия (оздоровление духа, создание положительного настроя, формирование позитивного мышления). Не случайно последние исследования ВЦИОМ свидетельствуют о росте доверия населения к региональным электронным СМИ.

Появление последних проектов в теле- и радиоэфире Кировской области с характерной «позитивной» направленностью, на наш взгляд,  довольно красноречиво свидетельствует о формировании новой парадигмы в деятельности региональных электронных СМИ. К примеру, утренний канал «ХороШоу» (СТС – 9-й канал) и программа «Жизнь удалась» (РНТ-холдинг) позиционируются как проекты для создания положительного настроя у зрителей, собирающихся на работу или учебу, благодаря хорошей музыке, сюжетам-«бантикам» об известных людях, освещению приятных событий и праздников. В основе программ «Страна Советов» (ТК «33-й канал») и «По-хозяйски» (ТК «43-й регион») на конкретных примерах показывается, как можно красиво и комфортно обустроить свой повседневный быт. В практике региональных массмедиа стали традицией телемарафоны для сбора средств детям-сиротам и инвалидам. 

Резюмируя все вышесказанное, заметим, что путь от наркотизации общества к его социальной реабилитации массмедиа проделали за довольно короткое по историческим меркам время. Особенности их социальной функции на современном этапе развития информационного общества пока еще недостаточно изучены. Однако мы уже можем наблюдать реальные результаты эволюционирования различных функций массмедиа. Их анализ, обобщение и  варианты практического использования требуют внимания исследователей теории массовой коммуникации.  


  1. См.: Телерекламный бизнес: Информационно-аналитическое обеспечение. М., 2001. С. 102.
  2. См.: Черников В. Развитие ТВ в России. Понятийный аппарат. Ч.2.// Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2008, № 1.
  3. См.: Петров А. Цифровизация России: основная задача – освоить государственные средства или обеспечить   население   цифровыми   видами   услуг? // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2008, № 5.
  4. Meyrowitz ,J. No Sense of Place: The Impact of Electronic Media on Social Веhavior. NY., 1985. P. IX.
  5. См.: Багиров Э.Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор. М., 1978.; Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии. М., 1995.;  Парадигма массовой коммуникации. М., 2001.; Терин В.Н. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 1997. № 11.; Шерковин, Ю.П. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  6. Средства массовой информации России. М., 2001. С.25-27.
  7. См. например, Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003.
  8. Средства массовой информации России. С.61.
  9. См., например,  Куренной В. Медиа: средства в поисках целей / Отечественные записки. 2003 №4.
  10. См., например, Комаровский В.С. Государственная Служба и СМИ. Воронеж. 2003.
  11. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.//Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.
  12. См.: Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. Серия: Практическая журналистика. М., 2003.
  13. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации. // Социологические исследования. 1997. № 11.
  14. Багиров Б.Б., Ковалева М.М. Журналистика и политика. // Социологические исследования. 2001. № 7.
  15. Бакулев Г.П. Кабельно-спутниковое телевидение: мировой опыт. М., 1999. С. 43.

Новости института

ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука