Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

История развития отечественного научно-популярного телевидения представляется драматичной: за бурным расцветом, наблюдавшимся в советские годы, последовал глубокий кризис, затянувшийся с постперестроечных времен по сей день. Результатом коренных изменений в политической и экономической жизни страны стало прекращение государственного финансирования просветительских телепроектов и коммерциализация эфира. Основная часть отечественных передач этого направления оказалась не готовой к конкуренции с развлекательными программами и зарубежными научно-популярными циклами, что привело к потере их аудитории и последующему закрытию.

Удержаться в постсоветском информационном пространстве сумели единицы: «Под знаком пи», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Очевидное-невероятное», «В мире животных». Последним трем удалось пережить перемены и сохранить свое место в российском эфире благодаря высокому уровню профессионализма их производителей, начавших борьбу за существование, которая с переменным успехом ведется с 1991 года. Программы-долгожители вынуждены были переходить с одного канала на другой в зависимости от интересов их коммерческих служб, менять время выхода в эфир, оптимизировать формат, пытаясь привлечь нового зрителя и сохранить прежнего.

За годы трансформации российского телевидения к ним добавился ряд других передач, прочно закрепившихся в сетке вещания: «Умники и умницы», «Гении и злодеи», «Искатели», «Непутевые заметки». Однако большинство из вновь создаваемых в последние годы научно-популярных проектов продержались в эфире недолго. Таким образом, в силу сегодняшней специфики телевизионной индустрии ниша качественного, доступного массовому зрителю научно-популярного вещания на медиарынке страны остается незаполненной, несмотря на регулярное обсуждение в СМИ перспектив запуска подобного рода проектов и попыток их реализации. В результате накопленный мастерами советской журналистики и кинодокументалистики опыт создания передач и фильмов, посвященных науке, представляющий огромную ценность для дальнейшего развития данного направления, практически был утерян за последние годы.

Между тем в современном мире, где происходит непрерывное, бурное развитие науки и техники, проблема информированности общества о научных достижениях как никогда актуальна. Популяризация науки, распространение знаний, которые становятся неотъемлемой частью общественного богатства любой страны, – важнейшая общенациональная задача. Все это требует скорейшего поиска путей преодоления кризиса отечественного научно-популярного телевидения, создание условий для его возрождения – прежде всего изменения государственной политики в области популяризации науки.

Требованием времени становится также внедрение перспективных схем управления научно-популярными телепроектами, эффективных стратегий их продвижения на российском медиарынке. Одной из ключевых проблем возрождения отечественного научного просветительства остается дефицит высококвалифицированных творческих кадров, способных обеспечить достойное качество телевизионных проектов научной направленности.

Нередко основой успеха научно-популярной передачи становится личность журналиста или ученого, популяризирующих науку. Популяризатор науки «являет собой весьма примечательную фигуру современной культуры. Не будучи широко информированным человеком в какой-либо области знаний, он, однако, намеревается предстать перед нами эдаким энциклопедистом, поскольку сегодня рассказывает о жизни растений, а завтра о строении атомного ядра»(1). Ведущий научно-популярной программы должен обладать такими качествами, как увлеченность наукой, эрудированность, любознательность, готовность к неожиданностям в эфире, внимание к деталям, способность к постоянному самосовершенствованию.

Освещение научных тем – непростая задача. Современная наука непрерывно развивается и усложняется: с одной стороны, происходит процесс ее дифференциации, с другой – интеграции, формируются новые научные концепции, меняется язык наук, в нем появляются новые  понятия и термины. На российском телевидении есть мастера, чья работа неизменно вызывает восхищение. Это классики научной популяризации – С.П. Капица, Л.Н. Николаев, Н.Н. Дроздов.

Однако сегодня в качестве популяризаторов науки на экране нередко предстают журналисты, не владеющие умением грамотно, интересно и доступно рассказать о сложных вещах, не готовые привносить в просветительские программы творческие идеи. Образ компетентного, внушающего доверия, способного заинтересовать зрителя ведущего для многих остался в прошлом, научная информация часто преподносится компиляторами на основе данных интернет-ресурсов и зарубежных информационных агентств. В результате зритель получает больше  сведений о зарубежных открытиях, нежели о  российских, на основании чего он может сделать ложные выводы об уровне развития современной отечественной науки.

Недостаток качественной научной информации – одна из основных  проблем научно-популярного телевидения, на которую указывает руководитель компании «Неизвестная планета» Андрей Мартынов: «За эти годы у нас не готовились журналистские кадры, по пальцам одной руки можно сосчитать тех, кто может вести научно-популярное телевидение. То есть человек, журналист, ведущий должен быть в теме, он должен понимать, о чем идет речь, будь то проблемы истории, физики или освоения космоса»(2). Действительно, то, что в работе современных российских журналистов проявляется незнание принципов научной популяризации, недостаточный уровень эрудированности, дефицит творческих идей, объясняется в основном тем, что на повестке дня стоит вопрос о нехватке журналистских кадров, проявляющих желание и готовность работать в этом направлении телевещания.  

Наблюдаемое сегодня безразличное отношение к науке значительной части будущих и практикующих журналистов, сложности в освоении искусства научной популяризации, неразвитость системы образования в этой сфере, коммерческая нестабильность научно-популярных проектов и обусловленный ею низкий уровень доходов – все это препятствует притоку новых кадров. В то же время высокий уровень научной журналистики за рубежом во многом обусловлен тем, что именно по причине сложности данного направления тележурналист, популяризирующий науку,  пользуется общественным признанием.

Он имеет возможность повышать свою квалификацию за счет организации, в которой работает, а оплата его труда соответствует уровню его образования и компетенции, но всегда бывает достойной (ее уровень для начальных позиций составляет как минимум 20000 долларов в год и 100000 – у профессиональных репортеров, специализирующихся на научных новостях, у авторов и продюсеров научно-популярных программ и фильмов(3).

Бесспорно, сложившаяся на российском медиарынке ситуация нуждается в изменении. Первым шагом в направлении привлечения в научную журналистику новых кадров можно считать проведение ежегодного фестиваля «Мир знаний», на который представляют свои работы около 150 авторов документальных фильмов, посвященных науке. Но не следует забывать, что основы профессионального мастерства закладываются системой первоначальной подготовки журналистов. Поэтому требуется разработка методик преподавания научной тележурналистики – с учетом значительного зарубежного опыта в этой области и последующей его апробацией на факультетах журналистики отечественных вузов.

В развитых странах сформировалась эффективная система подготовки журналистских кадров для научно-популярного телевидения: созданы соответствующие кафедры и отделения в высших учебных заведениях; функционируют агентства научной информации, готовые оказать помощь журналистам в подготовке материалов; регулярно проходят конференции, семинары и мастер-классы, в ходе которых журналист имеет возможность обменяться опытом с коллегами со всего мира. 
В России возможности совершенствования подготовки таких журналистов существенно скромнее. На базовом уровне научная журналистика преподается в Школе-студии научной журналистики, организованной агентством «Информнаука» совместно с изданиями «Химия и жизнь» и «Наука и технологии России» при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям.

Обучение проводится в ходе десяти лекционных и десяти практических занятий, а также на факультетах журналистики вузов страны в рамках рассчитанного на семестр курса «Актуальные проблемы современной науки и журналистика». Однако, поскольку указанные формы преподавания рассчитаны прежде всего на будущих журналистов печатных СМИ, специфика научной популяризации на телевидении остается без должного внимания.

Начало процессу подготовки тележурналистов-популяризаторов науки может быть положено разработкой и внедрением спецкурса «Научно-популярная тележурналистика» на кафедрах телевидения и радиовещания факультетов журналистики крупнейших вузов страны, который должен предложить студентам не только теоретические знания в этой области, но и видеопросмотры образцов научно-популярных проектов – с последующим обстоятельным их анализом с мастерами научной популяризации. Сотрудничество в рамках такого спецкурса будет  плодотворным и для практиков, и для будущих журналистов: первые смогли бы воспитать достойную смену, вторые – взять на вооружение бесценный опыт профессионалов.

Важный источник привлечения кадров в научно-популярную тележурналистику – сообщество ученых. Многие из них способны стать  прекрасными популяризаторами знаний средствами телевидения. Но в силу особенностей мировоззрения, погруженности в научную деятельность они редко проявляют стремление покинуть пределы институтов и лабораторий с тем, чтобы информировать представителей СМИ и широкую общественность о своих открытиях и достижениях. Нередко причиной такой пассивности ученого являются серьезные опасения, что популяризаторская деятельность может поставить под угрозу его научную карьеру (как некогда произошло с академиком С.П. Капицей), поскольку в  научном сообществе бытует неоднозначное отношение к популяризатор-ской деятельности коллег. 

Однако над подобными сомнениями должно превалировать осознание важности просветительской миссии ученого, а также видение широкого спектра возможностей научно-популярной журналистики для оптимизации процесса привлечения инвестиций в исследовательскую деятельность и для формирования положительного общественного мнения относительно науки и ученых. 

Наблюдаемый сегодня кризис российского научно-популярного телевидения во многом обусловлен неприспособленностью проектов данного направления к современным рыночным условиям: отсутствие эффективной системы их управления и маркетинговых стратегий, неспособность привлечения финансирования, необходимого для их успешного функционирования, и обусловленный всем этим низкий рейтинг. Поэтому возрождение направления возможно при условии включения в работу над проектами высококвалифицированных медиаменеджеров.

В поисках путей их привлечения необходимо  обратиться к внедрению системы обучения будущих управленцев, в частности – к разработке и апробации на факультетах журналистики спецкурса «Менеджмент просветительских проектов в СМИ», предназначенного для подготовки и повышения квалификации продюсеров и специалистов в области маркетинга, рекламы и PR социально-ориентированных медиапроектов (в том числе научной направленности), а также пресс-атташе научных организаций.

Итак, оптимизация кадрового потенциала научно-популярного вещания сегодня является важнейшей задачей, решать которую должны прежде всего авторитетные популяризаторы науки на телевидении. Ключевыми направлениями их деятельности должны стать:

  • участие в разработке эффективных программ подготовки и повышения квалификации журналистов и управленцев научных СМИ;
  • участие в подготовке теоретической базы для обеспечения высокого образовательного уровня журналистов;
  • организация специализированных мастер-классов, лекций, семинаров и обучение принципам научной популяризации в рамках подобных мероприятий;
  • участие в российском ежегодном фестивале «Мир знаний», организация аналогичных конкурсов и фестивалей, отбор авторов научно-популярных телевизионных проектов в ходе их проведения;
  • организация перспективных схем оплаты труда занятых в производстве научно-популярныго телепроекта журналистов и медиаменеджеров.

Успешная реализация комплекса вышеобозначенных мер требует солидарности практиков научной популяризации и интенсификации их совместных усилий, направленных на возрождение научно-популярного направления на отечественном экране, привлечение в эту сферу журналистской деятельности новых сил.


  1. Шварц Л. Достоверное и диковенное в сюжетах научно-популярного кино // Научно-популярное кино: Проблемы. Размышления. Споры. СПб., 1991. С.28.
  2. Дыховичный А. В гостях: Андрей Мартынов // Сайт радиостанции «Эхо Москвы» http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/20432/.
  3. A Guide To Careers in Science Writing // The Council for the Advancement of Science Writing http://casw.org/booklet.htm.

Новости института

ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука