Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Телевидение стало великим открытием ХХ века. В Китае оно появилось довольно поздно, но развивалось быстро, и сегодня по числу телевизионных приемников, количеству зрителей и объему вещания страна занимает первое место в мире.
Научный подход к полувековой истории национального телевидения Китая позволяет выделить основные четыре этапа его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием:

  • 1958 – 1966: деятельность первой телестанции.
  • 1967 – 1976: телевидение в годы «Культурной революции».
  • 1977 – 1982: период активного развития.
  • С 1983 года начинается расцвет телевидения КНР.

Ни одно из средств массовой информации Китая не имело такой короткой, но столь насыщенной и поступательно развивающейся истории, как телевидение, – в течение тридцати лет оно прошло путь от становления к процветанию.

Рождение национального телевидения (1958 – 1966).

1 мая 1958 года состоялось открытие первой китайской телестанции – Пекинской. В то время в стране было всего несколько десятков телеприемников, большинство из которых находилось в доме членов правительства и непосредственно в отделе телерадиовещания. В тот день расписание передач (и это была черно-белая трансляция) выглядило так:

  • 19:00 – беседа с передовиком промышленного производства и заведующим сельскохозяйственным кооперативом о первомайских празднествах.
  • 19:15 – документальный фильм, призывающий молодежь идти трудиться в село.
  • 19:25 – декламация стихотворений, посвященных началу «большого скачка» в экономике.
  • 19:30 – национальный классический балет: спектакли «Четыре лебеденка» и «Пастушок и деревенская девушка».
  • 19:50 – советский научно-образовательный фильм «Телевизор».(1)

Официальное начало работы Пекинской телестанции – 2 сентября 1958 года.
1 октября того же года была введена в эксплуатацию вторая телестанция – Шанхайская, 20 декабря третья – Харбинская. Создание этих трех телестанций положило начало развитию китайского телевещания. К 1960 году в стране насчитывалось уже 29 действующих, опытных и ретрансляционных телестанций.

Теленовости этого периода готовились Центральной студией документальных фильмов: снятые ею сюжеты были основой выпусков теленовостей. 8 мая 1958 года Пекинская станция транслировала майские празднества в ГДР, и это стало первой телепередачей из-за рубежа в Китае. С 15 июня того же года она начала показ первого телесериала «Укус пирожка», который привлек внимание даже руководства страны.

Если в самом начале работы Пекинской станции фильмы занимали 75% в структуре ее программ, спектакли – 15%, оригинальные передачи – 10%, то уже к концу 1959 года это соотношение существенно изменилось: художественные фильмы составляли 50%, спектакли – 30%, информационные выпуски, документальные и научно-образовательные фильмы – 20% эфирного времени.

Китайское телевидение тех лет можно назвать «маленьким кино»: объем вещания был небольшой (обычно с семи до десяти часов вечера), а его наполнение, как видим, происходило в основном за счет художественных фильмов и спектаклей, короткие устные новости и документальные сюжеты рассматривались как небольшое к ним дополнение и особого интереса у зрителей не вызывали. Исключением стали регулярные (начиная с 1958 года) прямые трансляции первомайских демонстраций и митингов, показ международного соревнования по пинг-понгу, состоявшегося в Пекине в 1961 году, а несколько телевизионных вечеров юмора вызвали настоящую сенсацию в столице.

С 1958 по 1966 год в стране было произведено более ста телесериалов, причем самые первые шли в прямой трансляции и по сути представляли собой телеспектакли, а не телекино.
В апреле 1963 года на всю страну транслировалось собрание работников отделов внешней пропаганды всех телестанций, на котором обсуждались вопросы об улучшении качества экспортной телепродукции. Если в 1960 году китайские телестанции отправили 61 программу в семь стран мира, то в 1965-м они установили отношения по обмену передачами с телевизионными организациями уже 27 стран.

Телевидение в годы «Культурной революции» (1967 – 1976)

В этот период был нанесен огромный ущерб культуре страны, в том числе и телерадиовещанию. Почти десять лет оно находилось под жестким контролем так называемой «банды четырех», в которую входили лидеры КПК, включая жену Мао Цзэдуна. Эти люди слишком уверовали в свое всемогущество, но не учли, что в какой-то момент народ может просто отказаться слушать их пропагандистские речи.

В самом начале «Культурой революции» Пекинская телестанция (как центральная) обнародовала «Правила об агитации культурной социалистической революции», в которых содержались следующие требованиия:

  • ежедневно транслировать информацию о ходе «Культурной революции» и обзор ее важнейших событий;
  • создать (с 15 мая 1966 года) специальный отдел «пропаганды идей Мао Цзэдуна для борьбы с контрреволюцией», который должен готовить социально-воспитательные передачи;
  • снимать телевизионные документальные фильмы о «Культурной революции»;
  • организовывать студентов и школьников для участия в телепрограммах, критикующих контрреволюционеров;
  • усилить пропаганду основных положений учения Мао Цзэдуна.(2)

С 1 января 1967 года работа Пекинской станции была вообще приостановлена. Закрылось большинство телестанций Китая (кроме Шанхайской). Но недооценивать важность телевидения как агитационного средства власти не могли, и Пекинская станция вернулась к нормальному вещанию 4 февраля 1967 года, а в 1968-м вновь заработали и телестанции провинций.
В апреле 1969 года состоялось IX Всекитайское народное собрание. В течение десяти дней 17-минутный документальный фильм о его открытии транслировался Пекинской студией 38 раз.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в тот период, на весьма ограниченные технические возможности, телевидение в стране развивалось довольно активно. 1 октября 1970 года начали пробное вещание Синьцзянская, Цинхайская, Нинсяская, Ганьсуская, Гуансиская и Фуцзяньская телестанции. В центральных городах провинций и автономных районов Китая (кроме Тибета) были созданы свои местные телестанции, и в 1971-м в стране насчитывалось уже 80 телестанций.

Охват территории страны телевизионным сигналом значительно расширился, когда Министерство Центрального телевидения и радио арендовало микроволновую связь у Министерства связи.  Благодаря этому  программы Пекинской станции стали принимать зрители в центральных городах двадцати провинций и автономных районов.

1 мая 1973 года Пекинская станция приступила к экспериментальному показу цветных передач, а 1 октября 1974-го было опубликовано официальное сообщение о начале цветного телевещания в столице. В следующем году  цветные передачи пришли во все другие города страны. Согласно статистике, к концу 1975 года в КНР было 463 тысячи телевизоров, в том числе 4000 отечественных цветных и 1900 импортных цветных. 68% телевизоров находилось в городах, 32% – в уездах и деревнях. Можно сказать, что на каждые 1600 жителей имелся один телевизор.
1976 год стал переломным в политике Китая. После «Культурной революции» национальное вещание получило новые перспективы развития.

Оживление и восстановление китайского телевидения (1977–1982)

1 января 1978 года по Пекинскому каналу начался показ программы «Серия новостей», которая стала самой популярной в стране. 1 мая 1979-го центральная Пекинская станция была переименована в «Китайскую центральную телестанцию» (CCTV). В сентябре и октябре того же года она провела фестиваль региональных телепрограмм:  25 студий представили на нем свои передачи объемом более 100 часов. Это стало первой попыткой обмена телепродукцией в истории национального телевидения Китая.

28 января 1979 года в эфире Шанхайской станции впервые появилась реклама, а в декабре и CCTV начала демонстрировать (по пять минут в день) рекламу товаров и магазинов. В октябре 1987 года на CCTV в прайм-тайм приступили к гуманитарной акции – показу социальной рекламы, появление которой значительно повысило авторитет канала.

1 апреля 1980 года CCTV через спутник впервые получила видеозапись международных теленовостей, в связи с чем их оперативность резко возросла. В мае 1980-го рубрика «Международные новости» была включена в программу «Серия новостей». Успех этой рубрики способствовал дальнейшему развитию китайского национального телевидения. Со временем государственные выпуски новостей становились разнообразнее и ярче, в них появилась информация об экономике, науке, общественной жизни и т.д.

Расцвет национального телевидения Китая (1983–2008)

В конце марта – начале апреля 1983 года состоялось XI Всекитайское заседание по телевидению и радиовещанию, на котором было принято решение о том, что все города и уезды могут создавать собственные радио- и телестанции. Одна за другой по всей стране начали открываться новые телестанции. Если в 1982 году в Китае было около 20 местных телестудий, то в 1985-м их уже насчитывалось 172.

В 1984 году CCTV участвовала в собрании Азиатской телевизионной сети по обмену новостями. В 1986 и 1987 годах она начала сотрудничать с Европейским радиовещательным союзом, Американской кабельной сетью теленовостей и Международным телерадиовещательным сообществом. В октябре 1987 года на XIII заседании представителей китайской коммунистической партии впервые в истории страны шла речь о гласности в средствах массовой информации.

8 апреля 1984 года был запущен первый китайский спутник, одновременно появились и наземные спутниковые приемные станции, в 1986-м их было уже 2000. 1 февраля 1986 года на орбиту вышел второй коммуникационный радиовещательный спутник, 7 марта 1988-го – третий. Все это повысило оперативность и стабильность вещания, расширило коммуникационную емкость китайского телевидения. К 1990 году через спутники передавались программы на 78% территории страны.

15 марта 1988 года начал регулярное вещание современный цветной телевизионный центр CCTV. Это означало, что китайское телерадиовещание поднялось на еще одну ступень. В конце 1978 года CCTV приступила к использованию электронного оборудования (ENG) для репортажей, в 1981-м закупила современную аппаратуру – EFP, в июле 1983-го – автоматическую систему для трансляции передач из Японии.

С 1986 года начались социологические исследования телеаудитории Китая. По их данным, в июле 1987 года количество телезрителей достигло 600 миллионов (56% населения Китая), в стране насчитывалось 120 миллионов телевизоров (47,8% семей).

Китайское телевидение в XXI веке

В настоящее время основой телесистемы Китая являются каналы Центрального телевидения (ЦТК), осуществляющие вещание общим объемом более 170 часов. Первая программа – универсальный канал, выделяющийся прежде всего информационными и общественно-политическими передачами. Ежедневный объем вещания – 18 часов. Передачи на темы экономики и социального воспитания – приоритеты Второй программы, вещающей 16 часов в сутки. Третья программа – театрально-музыкальная. Ведущая роль в ней отводится художественно-развлекательным программам традиционной для Китая тематики. Четвертая – международный канал круглосуточного вещания.

Предназначена для живущих за рубежом китайцев, сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания. Пятая – спортивная. Шестая – рассчитана на любителей кино. Седьмая – универсальная. Включает в себя передачи: для детей, на сельскохозяйственные (3/4 китайцев – крестьяне) и научно-технические темы, а также адресованные военным. Восьмая в основном состоит из передач по литературе, искусству и развлекательных программ. Недавно ЦТК запустило специали-зированный канал – теледрамы, где зрители могут ежедневно смотреть до шести телепостановок. По мнению устроителей, этот проект должен привлечь внимание большой части телеаудитории.

Газета «Цзинцзи жибао» («Ежедневная экономическая газета») отмечала недавно, что в информационной индустрии Китая возникло две тенденции развития: одни заводы по производству бытовых электроприборов начали выпускать персональные компьютеры, а некоторые предприятия электронной промышленности стали распространять свою производственную деятельность на информационную сферу. В результате, пишет газета, «… появились новые телевизоры, экраны которых можно использовать как дисплеи мультимедийного компьютера. Они способны принимать и программы телевидения, и информационные данные из компьютерной сети».

Благодаря спутниковой связи программы Центрального телевидения передаются не только на всю страну, но и на весь мир. Начато вещание на английском языке. Эти программы в основном предназначены для распространения по сетям гостиниц для иностранных туристов, а также за пределами страны. Предполагается, что англоязычное телевещание станет круглосуточным. ЦТК поддерживает связи с 250 телекомпаниями более 130 стран и регионов мира, а внутри страны тесно сотрудничает с телестанциями всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

Основная часть программ Центрального телевидения финансируется за счет бюджетных ассигнований. Быстро растут доходы и от рекламы. В целом по стране они уже сейчас намного превышают аналогичные доходы газет, журналов и радио и, по оценкам специалистов, в 2002 году приблизились к десяти миллиардам юаней (около 1,2 млрд долларов), что составило четверть всех доходов от рекламы в СМИ Китая. Как отмечало агентство Синьхуа, «на фоне ужесточения конкурентной борьбы в СМИ в области рекламы телевидение, опираясь на свои преимущества, остается несомненным лидером».

Идет развитие и системы платных каналов. Таковыми являются III, V, VI, VIII программы ЦТК, сигналы которых распространяются в закодированном виде. Программы кабельных сетей тоже, как правило, платные.
Китайские телекомпании обычно представляют собой довольно сложные экономические организмы, где многие подразделения являются чисто коммерческими и созданы для извлечения прибыли. Например, Шанхайская телестанция, успешно конкурирующая с Центральной, в своей структуре имеет приносящие доход гостиницу, рестораны, рекламное и туристическое агентства, производство видеокассет.

Немалые деньги приносят также журнал, газета, типография, магазин телетехники, экскурсии на телебашню «Жемчужина Востока», обслуживание иностранных тележурналистов, организация концертов, выставок, выпуск массовым тиражом всевозможных сувениров с телевизионной тематикой. Коммерческой хватке и фантазии китайских телевизионщиков нельзя не позавидовать. Некоторые телекомпании обзавелись дочерними предприятиями (такси, центры развлечений, коммерческие службы по ремонту видеотехники и компьютеров, бюро проката и т.п.). Одна из телекомпаний даже выпустила собственные ценные бумаги, которые неплохо котируются на бирже.

В последнее время большое внимание уделяется телепрограммам, пропагандирующим экономические достижения Китая, единство страны, осуждающим любые формы сепаратизма. Так, в 2008 году на съемку телесериала «о мирном освобождении Тибета» китайскими войсками полвека назад и о нынешней «счастливой жизни тибетцев» было выделено 15 миллионов юаней.

Обилие каналов и разнообразие жанров передач позволяет китайским телезрителям выбрать то, что их интересует. Появились удачные телесериалы и на историческую, и на современную тематику, которые уже не раз были отмечены на различных телеконкурсах за рубежом и приобретены для показа в нескольких странах. Причем их создают не только большие телекомпании вроде Центральной или Шанхайской, но и многие провинциальные.

В ряде городов Китая проводятся фестивали телепрограмм. В 2008 году на одном из крупнейших фестивалей в городе Гуанчжоу участвовало около 2500 представителей телестанций и других организаций, связанных с телевещанием и производством программ.

Китайские телестудии, в том числе телекомпании провинций, получившие в последние годы возможность самостоятельно приобретать зарубежные программы, испытывают большой интерес к иностранной телепродукции: образовательным, научным, детским, игровым, культурным передачам, художественным фильмам и, конечно же, телесериалам.
В стране сейчас насчитывается около 300 миллионов телеприемников. Миллионы семей имеют два телевизора. Первую программу, сигнал которой распространяется через спутник и наземную сеть, имеют возможность принимать около 85% населения, а число ее постоянных зрителей превышает 900 миллионов человек. Как видим, за короткий по историческим меркам срок значение национального телевидения резко повысилось – оно стало неотъемлемой частью жизни китайского народа.      
 


  1. Янь Вэйгун. История развития CCTV. Пекин, 1998. С. 5-6.
  2. Го Чжэнчжи История китайского телевидения. Китайский народный университет. 1991. С. 67-68.

Новости института

ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука