Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Светлой памяти мастера  посвящается

Интернет пестреет предложениями купить сборники «старых добрых мультфильмов» – в совершенно разных комбинациях. И скупо, а иногда  как бы с неохотой, на обложках значится: «режиссер М. Пащенко.
«Джябжа», «Песенка радости», «Машенькин концерт», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Непослушный котенок», а также знаменитые «Необыкновенный матч» и «Старые знакомые» – всего восемь фильмов. Они давно стали «национальным достоянием России». Ими засматривается детвора, их растаскали по мультсборникам лукавые «пираты» от искусства.

А он не имел при жизни даже зимнего пальто…
«Дистрофик, обладающий букетом заболеваний … Представьте себе вытянутый в высоту, обтянутый кожей череп… прилизанные редкие волосики, зачесанные назад. Небольшой ротик, с «сепелявым» дефектом прикуса, все время округленный в виде буквы «о»,(1) – вот в таком уничижительном ключе, если не сказать с издевкой, «вспоминает» Мстислава Сергеевича Пащенко один его коллега.

А что же мы, зрители? Знаем ли мы вообще, о ком  идет речь?
Он переживет окончание войны всего на 12 лет, и семь из восьми своих фильмом снимет именно в этот послевоенный

период. Еще написан сценарий  к  полнометражному  фильму  «Чиполлино»,  поставленному уже после смерти Мстислава Сергеевича. Ему было всего 57 лет…  Одна из судеб блокадника…
 
«Сразу, как только началась блокада, ему прислали повестку из райвоенкомата, прислали, видимо, по ошибке, так как Мстислав Сергеевич  был освобожден от службы по тягчайшему состоянию здоровья. Он не стал никому ничего разъяснять, пошел наутро и встал под ружье…»(2)
Творческая жизнь Мстислава Сергеевича превратилась в радость, несмотря на все пережитые страдания. Его фильмы – это прямой диалог с детством. Сказка, рассказанная из первых уст.
Пройдя через тяжкие физические и нравственные испытания, он остался большим ребенком, другом тысяч и тысяч детей. «Этот человек из всех нас лучше всего знал детей… Особенно знал, как с ними беседовать, что и как им рассказывать», – вспоминал его друг, режиссер Михаил Цехановский, – и сознание детей тотчас открывалось, когда они начинали смотреть его фильмы… это был настоящий художник… Образцовый режиссер».(3)

Время идет.
Самому исчерпывающему очерку о творчестве М. Пащенко, написанному киноведом В. Туляковой почти тридцать лет. Все остальные свидетельства о нем  лишь немного дополняют картину, а материалы, о которых упоминала киновед, найти теперь практически невозможно.
Чтобы представить себе, что пришлось пережить этому неординарному человеку, изучаю архивные документы блокадного Ленинграда… 

По свидетельству пекаря блокадного города Анны Гороховой (Юхневич)(4), с 15 сентября 1941 года хлеб стали выпекать из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки, а в конце ноября – из такой смеси: целлюлоза, хлопковый жмых, обойная пыль, клейстер, мучная сметка, вытряска из мешков, кукурузная и ржаная мука. Нормы даже такого хлеба, положенного по карточкам, постоянно снижались. Самая маленькая пайка была введена 20 ноября: рабочие получали в день 250 граммов хлеба, все остальные категории жителей – 125 граммов. Больше месяца прожили ленинградцы на этой норме. Вполне достаточно для того, чтобы… умереть.
Но не хлебом единым живет человек.

По свидетельствам многих блокадников, выживали, как ни странно, не те, кто «лучше» питался, отрывая несчастные крохи от пайка своих ближних… Да, ленинградцы хотели жить, но прежде всего они хотели  оставаться Людьми. И несмотря на хозяйничавшую вокруг смерть, ходили в библиотеки, писали научные работы, музыку… Считали своим долгом помогать тем, кто от голода уже был не в состоянии подняться с кровати.
Наскоро залечивший свои ранения Мстислав Пащенко решает продолжить работу над довоенным мультфильмом «Песенка радости». Ведь детям сейчас как никогда нужна радость!

Но в ленфильмовский сектор «Цветной рисованной фильмы», где он работал до войны, попала бомба, погибло дорогостоящее оборудование, сгинули материалы по всем кинокартинам… Все режиссеры-мультипликаторы этого сектора, абсолютно все (!) или погибли на фронте, или умерли от голода в блокаду. После войны в Ленинграде работал один довоенный режиссер-мультипликатор Павел Шмидт, да только и он перешел на работу в Леннаучфильм.

На пепелище разбомбленного «сектора цветных фильмов» и пришел контуженный художник Мстислав Пащенко в надежде найти что-нибудь из материалов своей незаконченной работы. Но, увы, чуда не произошло… 
Ленинградская довоенная школа мультипликации прекратила свое существование.

«Из наметенного сугроба снега вырастает высокая фигура с ледяной короной на голове. Седые волосы обрамляют темное, злое лицо старухи – Полярной ночи. Темно-синее платье сливается с фоном неба, и лишь три звезды ярко блестят на груди полупрозрачной фантастической фигуры…», – напишет позже режиссер в своем киносценарии.
Ради песни Радости, способной победить Полярную Ночь, перебирался по льду Ладожского озера на Большую землю истощенный, больной человек. Человек несгибаемой воли. 

Эскиз к фильму «Песенка радости», персонаж Полярная Ночь


* * *
Мстислав Сергеевич родился в Ярославле. С детства любил рисовать, но, очевидно, любил и петь, так как работать пошел в Оперный театр хористом.

Когда он станет уже известным режиссером-мультипликатором, художники, работавшие с ним, будут отмечать необыкновенную музыкальность его фильмов. «Он любил музыку и как-то сливал ее с цветом – это было действительно интересно», – вспоминает о нем Элеонора Гайлан(5), старейший мультипликатор России, знавшая Пащенко по Ленфильму.
Процесс становления режиссера – долгое дело, и таинственное. Первый самостоятельный фильм «Джябжа» (1939) Пащенко снимет только в 38 лет.

А сначала была учеба в художественной школе Петрограда по классу графики. Мстислав Сергеевич становится иллюстратором детских книг. Особенно полюбил он литографию. «Мною, – пишет он в своих воспоминаниях, – были сделаны иллюстрации для ряда детских книг, в некоторых из них я участвовал как автор и как художник». Значит, он и сам писал книги для детей, но из-за природной скромности, никак не акцентировал на этом внимания.

Талантливый человек талантлив во многом. Это знающие люди давно подметили. И не ошибся Корней Чуковский, пригласив художника Пащенко в детское издательство «Радуга». 

По свидетельству В. Туляковой, супруга Мстислава Сергеевича рассказывала, как почти десять лет он таскал на шестой этаж издательства огромные литографические камни, на поверхность которых наносился рисунок. 

«Джябжа». Эскиз к фильму (1938) 

«Песенка радости». Кадр из фильма (1946)
Бронзовая медаль на VIII МКФ в Венеции.
      
Затем было сотрудничество на фабрике «Союзфильм» (с 1936 года – киностудия «Ленфильм») с выдающимся режиссером Михаилом Цехановским. За шесть недолгих лет (1933–1939) Пащенко прошел путь от ассистента-мультипликатора до профессионального режиссера.   

Профессионального? Но ведь он нигде не учился режиссуре! Не окончил никакого высшего учебного заведения! Как же он мог, спросите вы, «неграмотный» самоучка преподавать на курсах анимации при Ленфильме (а затем и Союзмультфильме) и даже входить в состав художественного совета студии?    

Выдающийся режиссер и теоретик кино Лев Кулешов писал, что  непременным условием для обучения режиссера является талантливость. Ведь если режиссер талантлив, он должен понимать, что художественные произведения не создаются в результате внезапно появившегося вдохновения. Так не бывает. Ему необходим жизненный опыт и, кроме того – огромный труд по беспрерывному совершенствованию профессионального мастерства.

Не знаю, читал ли Мстислав Сергеевич теоретические труды Льва Кулешова, но одно неоспоримо: все четыре условия режиссерского становления он полностью выполнил. 

Коллеги не раз подчеркивали его потрясающую работоспособность. Не работать он не мог, не умел. Придя домой со студии, садился писать новые сценарии. «Все зло начинается с плохого сценария», – пишет он. Если какой-то сценарий казался ему недостаточно интересным, он предпочитал находиться «в простое», но не брать в работу «середняк». Ни разу в жизни он не нарушил этого принципа. 

Мороз, стужа. Хозяйничает Старуха Зима. Царство ее кажется вечным. Мерзнут и голодают зверушки – Зайчик и Мишка. Погас последний огонек в печурке у маленькой девочки. Кажется, нигде нет просвета… Но нет, уже летит птичка Красногрудка и поет радостную песенку. Первую песню нарождающейся Весны…
Пройдя через боль, голод, потерю близких, жилья, Пащенко снимает... «Песенку Радости»! Сказку-притчу, в которой «всесильная» Полярная Ночь побеждена звонкой детской песней. 

Самое главное на свете – дружба. Дружба и любовь. Это лейтмотив творчества Мстислава Сергеевича. Киноведы 70-х – 80-х годов отмечают прежде всего воспитательную составляющую фильмов Пащенко. Что ж, сейчас мы практически забыли, что это такое.

Мне же кажется, что его фильмы сильны в первую очередь душевной открытостью и сердечной чистотой самого автора. 
Именно эта искренность и чистота, льющиеся с экрана, позволили фильмам Пащенко стать своеобразным предтечей в развитии целого направления отечественной детской мультипликации.

Кадры из фильма «Когда зажигаются елки» (1950)
Премия за лучший детский фильм на VI  МКФ в Карловых Варах

* * *

От фильмов М.Пащенко веет радостью. Это и весенняя свежесть, и теплота печурки, и забота натруженных маминых рук. И еще – праздником. Предчувствием праздника пахнут все они. 
Смею утверждать, мой дорогой читатель, что начиная именно с фильмов Пащенко мультипликация в сознании миллионов детей начала восприниматься как безусловный праздник. Мультики!!! – это каникулы или как минимум –  выходные. Это – как поход в цирк или зоопарк, это – как сто тонн мороженого и барбарисок. Только гораздо лучше!
 


  1. Имени называть не буду, ибо о покойниках – или хорошо, или нечего.
  2. Тулякова В. М. Пащенко // Мастера советской мультипликации, М., 1972. С.51.
  3. Киноведческие записки. 2005. № 73.
  4. См.: Сайт novayaGazeta.ru.  
  5. Киноведческие записки 2005, № 73. 

Новости

В институте

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука