Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук 

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре журналистики и массовой коммуникации ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания»

 

Научный руководитель:                 доктор филологических наук, 

                                                              профессор  

                                              Березин Валерий Матвеевич

 

Официальные оппоненты:              доктор филологических наук, 

                                                               профессор  

                                                               Головко Бориэль Николаевич

                                                               Международная академия бизнеса и

                                                               управления

 

                                                               кандидат искусствоведения, доцент

                                                               Голованов Вадим Евгеньевич

                                                               Московский государственный

                                                               университет имени М.В.Ломоносова   

                                                              

 

Ведущая организация:                     Российский государственный

                                                              социальный университет

 

Защита состоится «28» октября 2010г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д.206.002.01 при ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания» по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2, аудитория 10.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания» по адресу: 127521, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2.

Автореферат диссертации размещен на сайте www.ipk.ru .

 Автореферат разослан «____» _______________ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук                                                      С.Л.Уразова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования подготовки профессиональных телеведущих, возросшими требованиями аудитории, формированием единых профессиональных стандартов и квалификационных требований к телевизионным журналистам.

Тележурналистика – та область человеческой деятельности, которая требует большой и постоянной работы над собой, своим мастерством, постоянного развития профессиональных компетенций. В данном диссертационном сочинении предпринята попытка описать понятия компетенций в профессиональной деятельности телевизионного журналиста. Основное внимание сосредоточено на исследовании коммуникативной компетентности телеведущего, которая, на наш взгляд, является главным критерием эффективности работы по ведению телепрограмм в эфире. Недостатки образовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов и ошибки в подборе кадров проистекают в немалой степени по причине недостаточной изученности проблемы профессиональных компетенций и их привития, недостатка исследований коммуникативной компетентности как понятия и как состоявшегося явления. Поэтому крайне актуально разработать критерии компетентности, на которые можно было бы ориентироваться в подготовке и при подборе кадров.

Цель исследования - определить понятия профессиональной и коммуникативной компетентности, проанализировать их состав и содержание, на примере работы телеведущих выявить факторы, определяющие развитие их коммуникативной компетентности, создать модель коммуникативной компетентности, при которой деятельность телеведущего может быть эффективной.

Объект исследования: деятельность телеведущего федеральных каналов российского телевидения в контексте новых требований к уровню профессиональных компетенций работников этих телеканалов.

Предметом исследования являются факторы, характеризующие коммуникативную компетентность телеведущего, определяющие состав и условия формирования основных творческих компетенций, влияющих на эффективность коммуникации.

Цель диссертации и предмет исследованияопределяют решение следующих задач:

1. Классифицировать основные профессиональные компетенции тележурналиста-ведущего.

2. Определить содержание понятия «коммуникативная компетентность», которой должен обладать телевизионный ведущий.

3. Выявить и показать взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникативной компетентности и личности телеведущего, его личностных качеств.

4. В результате сбора презентативного материала установить, в какой форме и как проявляется коммуникативная компетентность в работе ведущих тележурналистов.

5. Установить взаимосвязь между уровнем развития коммуникативной компетентности и эффективностью воздействия на аудиторию.

6. Дать практические рекомендации по использованию и развитию коммуникативной компетентности в работе телеведущего и уточнению учебных программ факультетов журналистики и институтов повышения квалификации работников телевидения.

Степень разработанности научной проблемы

В настоящее время проблема компетентностного подхода, делающего акцент на возможностях применения полученных знаний иразвитии умений, в нашей стране находится в стадии постановки. Несмотря на высокую значимость данного понятия для практиков, тех, кто только постигает основы журналистского ремесла, и тех, кто обучает мастерству будущих профессионалов, принимает их на работу, компетентностному подходу уделяется мало внимания не только в практической, но и теоретической деятельности ввиду отсутствия систематизации накопленных знаний в данной области.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды ученых, заложивших основы компетентностного подхода к обучению и профессиональной подготовке специалистов: Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, П.С.Гуревича, В.В.Латынцева, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Г.Г. Почепцова, В.И.Тесленко, В.М.Шепеля и др. В попытке связать психолого-педагогическую теорию с теорией и практикой тележурналистики автор опирался также на работы, содержащие важные положения истории, теории и практики отечественного телевидения: Э.Г.Багирова, В.М.Березина, Р.А.Борецкого, Б.Н.Головко, Н.А.Голядкина, В.В.Егорова, Я.Н.Засурского, Н.В.Зверевой, В.Г.Кузнецова, М.М.Лукиной, С.А.Муратова, В.С.Саппака, В.Л.Цвика, М.И.Шостак, А.Я.Юровского и других ученых, внесших существенный вклад в развитие науки о телевидении.

Теоретико-методологической особенностью данного исследования является комплексно-системный подход. Поэтому работы по теории и практике телевидения изучались и использовались в контексте исследований коммуникативной функции языка и развития речи: А.А. Акишиной, Т.Е. Акишиной, М.Т. Барановой, Ю.А.Бельчикова, Г.И.Богина, Н.Г.Бойковой, Ф.И. Буслаева, Е.М.Верещагина, Т.Г.Винокур, Б.Д. Гаймаковой, И.Б.Голуб, И.Н.Горелова, З.И.Гурьевой, В.И.Карасика, Ю.Н.Караулова, Г.В.Колшанского, В.И Конькова, В.Г.Костомарова, Т.В.Кочетковой, Т. А. Ладыженской, С.К.Макаровой, М.П. Оссовской, Т.И.Поповой. С.Т.Светаны-Толстой, С.И.Сметаниной, Ю.А.Сорокина, С.А.Сухих, Е.Ф. Тарасова, И.П. Тарасовой, Н.И.Формановской, К. Хано и др.

Методология и методы исследования. В основу методологии диссертационного исследования положены принципы системности и комплексности, сравнительный метод, метод аналогии.

Основным методом является системный подход. Инструментарий и выводы работы базируются на основных положениях компетентностного подхода с точки зрения психологии и педагогики, на анализе телевизионных передач известных телеведущих в контексте исследований коммуникативной компетентности и языковой культуры личности.

Выявлению закономерностей успешного речевого поведения телеведущего на экране способствовали собственные наблюдения автора во время записи передач «Времена» (Владимир Познер), «К барьеру!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» (Владимир Соловьев), «Апокриф» (Виктор Ерофеев), «Честный понедельник» (Сергей Минаев). У автора была возможность задать вопросы этим телеведущим для лучшего понимания специфики их деятельности.

Эмпирической базой исследования послужили передачи Владимира Познера «Времена», Владимира Соловьева «К барьеру!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», Светланы Сорокиной «Глас народа», «Основной инстинкт», Алексея Пушкова «Постскриптум», Михаила Леонтьева «Однако», Леонида Парфенова «Намедни», Максима Шевченко «Судите сами», Сергея Минаева «Честный понедельник», Виктора Ерофеева «Апокриф», беседы автора с телеведущими Владимиром Познером, Светланой Сорокиной¸ Владимиром Соловьевым.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

- обширным эмпирическим материалом;

- применением научной методики и методологии;

- использованием различных информационных источников.

Филологический характер исследования обусловлен объектом и предметом исследования, его основной проблематикой, содержанием и структурой диссертационного сочинения. В работе анализируются такие существенные элементы деятельности телеведущего, как тематика программ, их жанры и формы телепередач, в частности, особенности жанра интервью, ток-шоу, телемоста, а также выразительность речи ведущего и его героев.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые на материале телевизионных программ, наиболее популярных среди зрителей, исследуется проблема воздействия уровней коммуникативной компетентности на профессиональную успешность телеведущего. И хотя попытки проанализировать эффективность деятельности телеведущих предпринимались и ранее, новизна данной работы состоит в системном подходе к анализу коммуникативной компетентности телеведущего не только с теоретической точки зрения, но и с учетом практической значимости развития коммуникативных умений. Иными словами, в настоящей работе предпринята попытка вывести формулу успешного телеведущего с учетом ее основополагающих характеристик и признаков, опираясь на его коммуникативную компетентность. Впервые, таким образом, данная работа вводит в систему теоретическое обоснование совокупности знаний, умений и навыков, которыми должен обладать телеведущий для успешной профессиональной деятельности. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что, выявив и описав с психолого-педагогических позиций законы функционирования журналиста как личности на экране, особенности процесса телевизионного общения, мы получаем объективный инструмент анализа и систему критериев оценки работы телеведущего с точки зрения ее качества и эффективности.

Под понятием эффективности мы понимаем не столько зрительские рейтинги, часто оказывающиеся недостоверными, сколько степень действенности той или иной передачи и заинтересованность аудитории в поддержании долгосрочного контакта с данным телеведущим, включая обратную связь, реакцию зрителей, силу воздействия на них. От того, как журналист общается со зрителем, видит ли он в нем партнера или только объект для манипулирования, зависят качество и эффективность передачи.

Гипотеза научного исследования заключается в предположении о том, что коммуникативная компетентность телеведущего может успешно развиваться, если:

- целенаправленно формировать компоненты коммуникативной компетентности телеведущего (лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический, социокультурный);

- выработать коммуникативную стратегию (усиление эффекта воздействия, преодоление препятствия к конструктивному диалогу);

- реализовывать коммуникативными средствами функции публичного общения (аттракции, манипуляции, интеракции, позитивный имидж).

Иными словами, уровень коммуникативной компетентности телеведущего зависит от того, насколько развиты составляющие ее компоненты, можно ли их продуктивно совершенствовать с помощью определенных технологий и тренингов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Слагаемые понятия коммуникативной компетентности телеведущего определяются целью и задачами профессиональной деятельности.

2. Формирование коммуникативной компетентности телеведущего происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности к репродуктивной компетентности, от уровня продуктивной компетентности к творческой компетентности.

3. Коммуникативная компетентность является основой для эффективной профессиональной деятельности телеведущего.

4. Влиятельность и успешность телеведущего напрямую соотносятся с набором личностных характеристик и уровнем развития коммуникативной компетентности, которыми он обладает.

5. Формирование коммуникативной компетентности телеведущего носит комплексный характер и зависит от многих факторов, главными из которых являются личностный и профессиональный (владение в совершенстве профессиональными знаниями, навыками и умениями поведения в эфире).

6. Высокий уровень развития коммуникативной компетентности оказывает непосредственное влияние на формирование социальной ответственности телеведущего.

7. В развитии коммуникативной компетентности ведущую роль играет личностный фактор телеведущего.

Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить и уточнить некоторые сущностные характеристики понятия «коммуникативная компетентность» и характер их влияния на профессионализм телеведущего, вносит определенный вклад в изучение современного телевидения. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, при чтении лекционных курсов «Основы тележурналистики»; в практике телевизионных СМИ; социологами и психологами, исследующими вопросы зависимости между личностными характеристиками и предрасположенностью к обучению профессиональным компетенциям тележурналиста.

Апробация работы. Наиболее значимые положения диссертации были представлены на научно-практических, в том числе на международных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Белгороде, в научных публикациях (в том числе – 2 статьи в ведущих рецензируемых и реферируемых научных изданиях из перечня ВАК РФ), список которых приведен в заключение автореферата.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Построение работы определяется логикой развития темы.

 


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются теоретические и методологические предпосылки, цели и задачи, объект и предмет исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, раскрываются новизна, научное и практическое значение исследования.

В первой главе «Коммуникативная компетентность как критерий профессионализма телеведущего» дается определение понятий «коммуникативная компетентность», «компетенции», «профессиональные и личностные компетенции», «компетентность».

В параграфе 1.1 «Понятие коммуникативной компетентности» представлен анализ коммуникативной компетентности, ее структуры, дается определение понятия, показана роль коммуникации в работе телеведущего. Представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением данного вопроса.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к созданию множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Особую значимость коммуникативная компетентность приобретает в тех сферах, где общение является профессиональной деятельностью, в данном случае, в работе телеведущего.

Понятие «коммуникативная компетентность» находится на стыке нескольких наук – психологии, филологии, философии, педагогики, лингвистики, психолингвистики, менеджмента и т.д. Отсюда и разнообразие подходов к определению и изучению данного явления. В научном мире существует достаточно большое число разнообразных подходов к определению понятия «коммуникативная компетентность». Сегодня его однозначной трактовки нет. В психологии понятие «компетентность» (от англ. competency) трактуется как психосоциальное качество, означающую силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.[1]

В состав коммуникативной компетентности, как правило, включают совокупность умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса[2]. Коммуникативная компетентность предполагает не только информированность, но и умение решать проблемы, то есть готовность применять знания, умения, навыки в профессиональной деятельности с помощью соответствующих компетенций.

Нередко понятие «компетентность» и «компетенция» используются как синонимичные. Хотя в настоящее время в филологической науке их принято разграничивать.

В параграфе 1.2 «Слагаемые коммуникативной компетентности» исследуются факторы, определяющие развитие коммуникативной компетентности, роль личности телеведущего и его личностных качеств в повышении уровня профессиональной компетентности.

«Коммуникативная компетенция – есть рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов. Совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия рассматривается как коммуникативная тактика, которая в отличие от коммуникативной стратегиисоотнесена не с коммуникативной целью, а с набором коммуникативных намерений».[3]

Методологической основой для написания первой главы послужили труды и публикации известных ученых в области тележурналистики и теории текста[4], внесших существенных вклад в развитие науки о телевидении и в целом – коммуникативистики. В них напрямую не затрагивается вопрос «коммуникативной компетентности», но содержатся выводы, позволяющие судить о факторах эффективности тележурналистской деятельности – вербально-текстовой и интертекстовой, что, так или иначе, определяется данным понятием.

Вторая глава «Критерии эффективности речевого поведения телеведущего» посвящена вопросам оценки работы телеведущего, особенностям его речевого поведения на экране,приемам вербального и невербального воздействия телеведущего на аудиторию, исследованию образа (имиджа) телеведущего как инструмента коммуникативного воздействия.

В параграфе 2.1 «Особенности речевого поведения телеведущего на экране: приемы вербального и невербального воздействия на аудиторию» подробно анализируются особенности работы известных телеведущих. Опираясь на научные работы Ю.А.Бельчикова, А.Н.Петровой, Н.К.Приваловой, С.Т. Светаны-Толстой, С.И.Сметаниной, Ю.А.Сорокина, М.И.Шостак, Эдварда де Боно, автор показывает, какие приемы помогают телеведущим быть убедительными, эффективными в широком смысле этого слова. При описании и классификации профессиональных и личностных качеств тележурналиста-ведущего определяется, в каких поведенческих примерах эти качества проявляются. На каждое качество предлагается несколько примеров из телевизионной практики. Например, при описании инициативности, используются такие поведенческие примеры, как: «Ставит перед собой задачи, не дожидаясь указаний руководства» и/или «Стремится участвовать в новых телевизионных проектах, рассматривая их как возможность приобретения новых знаний и навыков». В дальнейшем, давая оценку взятому кругу журналистов, автор задается вопросом: в какой степени проявляется в поведении, например, Владимира Познера, Александра Невзорова, Светланы Сорокиной утверждение «Стремится участвовать в новых проектах».

В параграфе 2.2 «Образ телеведущего и его имидж как инструмент коммуникативного воздействия» анализируются особенности таких коммуникативных инструментов, как имидж и образ. Даются характеристики этих понятий.

Телеведущие – это лицо канала.На примерах из творчества вышеназванных и ряда других ведущих исследована система критериев речевого воздействия на зрителя, по которым можно судить о степени и уровне профессиональных компетенций журналиста. Это креативность – способность генерировать новые оригинальные идеи, инициативность – готовность брать на себя новые задачи, осуществлять новые подходы к раскрытию темы, развитая интуиция – способность предвидеть развитие событий, дискуссионной ситуации в студии. Это также социальная адаптивность – способность понимать и поддерживать позитивные изменения в жизни и в ходе дискуссии, ответственность – смелость брать на себя ответственность за то, какую реакцию вызовет тот или иной продукт собственной профессиональной деятельности. К критериям речевого воздействия следует также отнести стрессоустойчивость, искренность и естественность самовыражения. Последние два критерия выводят на прикладной характер использования в речи вербального языка – системы слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, и языка невербального – интонации, мимики, жестов, поз.

Коммуникация в переводе с латыни (лат. сommunicatio) означает «акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц»[5]. Если не достигается взаимопонимания, коммуникации не состоялось. Соответствующие тому или иному результату тексты ведения программ анализируются в диссертации.

Высокий профессионализм представителей этой профессии обязательно предполагает наличие опыта, особых личностных качеств, высоких стандартов поведения, владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности. Убедиться в этом помогает комплексный междисциплинарный анализ, выявляющий мотивационно-целевые доминанты общения телеведущего с аудиторией. А именно: зачем, почему, с какой целью происходит общение; что телеведущий стремится передать, выразить, сообщить зрителям. Речь идет о «системе координат», в которой журналист «видит» окружающий мир. Именно от качества этой «системы координат» и зависит впечатление участников программы и телеаудитории от телевизионного общения.

Профессионализм – это степень профессиональной компетентности, умение применять профессиональные знания в полном объеме при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью. Профессионализм журналиста оценивают по качеству той информации, которую он дает. При этом информация о событиях и фактах должна быть точной, а журналист должен обладать способностью к структурированному и ценностному синтезу, уметь собирать информацию, работать с источниками информации, анализировать ее, оценивать, ставить правильные вопросы. «Подбор фактов, острейшие вопросы собеседникам, работа с политиками «на расстоянии вытянутой руки» - вот подлинный профессионализм», – считал Г.В.Кузнецов[6]. По нашему мнению, это одно из критически важных умений телеведущего, который должен четко понимать, для кого он делает свою передачу и с какой целью.

Коммуникативность – умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, участниками программ, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т.д.), устанавливать контакты, получать и осмысливать информацию, доносить ее до зрителей, мастерски владеть словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Телевизионная коммуникация как процесс опосредованного общения предполагает равноправное партнерство телеведущего и телезрителей, то есть субъектов телевизионного взаимодействия. Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущие телепрограмм представляют себе зрителей, на которых они рассчитывают, а также ориентируются на них при воплощении своих творческих замыслов. Коммуникативная компетентность телеведущего понимается нами как совокупность знаний, умений, навыков и личностной готовности, необходимых для эффективного осуществления коммуникативной деятельности. Для полноценного общения со зрителями в равной степени важны и вербальные и невербальные средства коммуникации. Правильное использование мимики, жеста, интонации придают эмоциональную окраску сообщению телеведущего и помогают вовлечь зрителей в диалог, вызвать обратную связь.

Диалог – это не только обмен мыслями и соответствующая тактика речевого поведения, это и обмен психическими состояниями, он предполагает чередование желания выслушать и желания высказаться, желания объяснить и желания понять. Если телеведущему удается вызвать у зрителей пролонгированное состояние «коммуникативного удовольствия» и соучастия, то это можно считать коммуникативным со-бытием, а следовательно, – основой для успешной профессиональной деятельности.

Характер телевизионного общения за последние 10-15 лет кардинально изменился. Официально подготовленное, выверенное в соответствии с языковыми и коммуникативными нормами общение сменилось общением неподготовленным, непосредственным. Резкая граница, которая проходила между неофициальным и официальным публичным общением, постепенно размывается. В телевизионном общении возрастает степень неофициальности, все чаще в речи телеведущих встречаются разговорные, жаргонные, просторечные и другие стилистически сниженные элементы. Умение чувствовать уместность тех или иных сниженных элементов речи – одна из важнейших компетенций телеведущего. Пренебрежительное отношение многих телеведущих к речевой культуре, огромное количество речевых ошибок в их речи обусловлено низкой языковой компетенцией и оказывает негативное воздействие на телеаудиторию, формирует негативное отношение не только к языковой норме, но и к социально-нравственным нормам в целом.

Культура коммуникативной деятельности выступает как результат высокой коммуникативной компетенции языковой личности, которой, безусловно, должен являться телевизионный журналист. При этомпод языковой личностью вслед за Ю.Н.Карауловым[7] мы понимаем совокупность языковых способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Язык способствует познанию реальной действительности, а познание «живой» реальности журналистом сопряжено с особой ответственностью за эффект коммуникативного события, которое заключается во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и/или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения.

Под эффективной речевой коммуникацией нами понимается достижение адекватного предмету и представлению, о которых говорят собеседники, смыслового восприятия и точной интерпретации передаваемого сообщения. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст как продукт творчества, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных им средств, то можно утверждать, что он трактует текст адекватно. Неадекватное пониманиеустного или письменного сообщения может привести к серьезным смысловым ошибкам, увести диалог в сторону, привести к «информационным шумам», стать причиной нежелательных конфликтов.

Профессиональная коммуникативная компетентность, общая и языковая культура, речевой этикет, умение создать благоприятную атмосферу, в которой происходит речевое общение между участниками передачи, предопределяют ее успех у телезрителей, поскольку существует явная зависимость от того, насколько талантливо и умело участники общения достигают соответствия формы и содержания программы, включая индивидуальные качества каждого из них. В этой главе диссертации приводятся конкретные примеры подобной компетентности.

Одним из главных условий успешности коммуникации является мировоззренческая зрелость журналиста, то есть глубина познания им реальной действительности и собственной личности, что достигается путем расширения своего кругозора и повышения уровня собственной компетентности. Без широкой эрудиции трудно или почти невозможно ориентироваться на новые впечатления. Неустанно расширяя свои знания, тележурналист не просто коллекционирует некие оторванные друг от друга сведения, а неуклонно пополняет свой коммуникативный фонд. Основным средством общения является язык, то есть система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания. Слова журналиста влияют на внутреннюю позицию зрителя, на его взгляды, формируют душевную отдачу, а отдача влияет на результат. Вот почему так важно, чтобы слова телеведущего несли позитивный заряд, излучали положительную энергию. Как справедливо считал С.А.Муратов, телевидение «воздействует на аудиторию языком повседневно звучащей с экрана речи, манерой поведения в кадре ведущих и участников передач, присутствием в эфире людей, воплощающих наши представления об истинной интеллигентности. Помогая войти в пространство духовности, оно становится художественным посредником, формирующим – сознательно или безотчетно – культуру общества»[8].

В Заключении содержатся основные выводы, сделанные на основании результатов исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы в этой области.

Коммуникативная компетентность является основой для эффективной деятельности телеведущего. Это системообразующее понятие, позволяющее добиваться поставленных целей. Коммуникативную компетентность следует развивать, наращивать.

Личность телеведущего может как привлечь, так и оттолкнуть зрителей, если предстающий на экране специалист будет недостаточно профессионален. Поэтому личностные качества и коммуникативная компетентность тесно взаимосвязаны.

Влиятельность и эффективность телеведущего напрямую зависит от уровня его коммуникативной компетентности, который, в первую очередь, зависит от степени владения словом.

В современной телевизионной журналистике определяющим фактором успеха в процессе вербальной коммуникации выступает высокообразованная, демократически ориентированная сильная языковая личность, наделенная чертами самоконтроля, самоорганизации и самоуправления.[9] Поэтому необходимым условием успешной деятельности любого профессионального журналиста, включая и ведущих телепередач диалогического жанра, служит их самосознание, то есть осознание и оценка своих действий и их результатов, мыслей, чувств, моральных интенций, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Такая самооценка становится, в свою очередь, гранью мировоззрения и важной составляющей жизненной позиции личности. Самосознание представляет собой конституирующий признак личности, формирующийся вместе с ее становлением. Поэтому состояться как профессионал журналист может в том случае, если он предстает на экране (и в жизни) как коммуникативная, языковая личность. Язык телеведущего, его экранный образ, отдельные аспекты его деятельности являются определяющими.

Данное исследование и выводы, к которым пришел автор, позволяют сформулировать ряд предложений в русле практической реализации идей, нашедших отражение в работе.

В конкретной ситуации подготовки квалифицированных творческих кадров ТВ, сложившейся в нашей стране, необходимо иметь и развитую систему высшего специального образования, и высококачественную систему повышения квалификации и переподготовки кадров. В последние годы у нас появилось немало разного рода школ, курсов, частных и муниципальных учебных заведений, каждое из которых исповедует собственное понимание качества обучения и образования. При отсутствии единых требований к творческим специалистам, а также недостаткекачественной учебной литературы, соответствующих времени педагогических кадров, стандартов образования для возникающих в сфере ТВ новых профессий и с учетом старения действующих профессионалов, нередко имеет место дискредитация телевизионного образования и размывание требований к профессиональным нормам.

Предлагаемый автором подход к развитию коммуникативной компетентности телеведущего может стать основой для формирования квалификационных требований к профессии и к тем, кто ей обучает.

В конце работы приводится список литературы, использовавшейся для создания собственной концепции при написании исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях (общий объем 3 п.л.):

1. Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. №4. С.257-258. - 0,5 п.л.Издание из перечня ведущих рецензируемых и реферируемых научных изданий ВАК.

2. Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму // Филология и человек. Научный журнал. 2009. №2. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета. С.185-193. - 0,5 п.л.Издание из перечня ведущих рецензируемых и реферируемых научных изданий ВАК.

3. Смирнова И.П. Критерии оценки профессионализма телевизионного журналиста // Проблемы профессионализма современных СМИ. Материалы научных чтений к 35-летию ИПК работников ТВ и РВ, 17 ноября 2005 г. Ч.2. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2006 г. - 0,4 п.л.

4. Смирнова И.П.. Роль СМИ в совершенствовании демократических принципов общественной жизни //СМИ в условиях современной российской демократии Материалы научно-практической конференции. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2005 г. - 0,3 п.л.

5. Смирнова И.П.. Профиль успеха: Критерии профессионализма работников телевидения // ЭНИ «Аналитика культурологии», [Электронный ресурс] Интернет-журнал Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 18 марта, 2008 г. // Режим доступа:http://tsu.tmb.ru/culturology/journal/

6. Смирнова И.П. Профиль успеха: Критерии профессионализма творческих работников телевидения // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2004. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2008/Smirnov.pdf, – Загл. с экрана.

7. Смирнова И.П.. Профиль успеха: Критерии профессионализма творческих работников телевидения // Управление персоналом. – 2008. - №4 (182), февраль. – С. 41. - 0,3 п.л.

8. Смирнова И.П.. Творческие кадры: поиски и решения // Кадровый менеджмент. – 2008. - № 6 (54), июнь. – С.64. - 0,2 п.л.

9. Смирнова И.П. От таланта к профессионализму. Ключевые компетенции телевизионного ведущего // Кадровый менеджмент. – 2009. - №3 (56), март. – С.42-43. - 0,2 п.л.

10. Смирнова И.П. Требуются профессионалы // Кадровый менеджмент, – 2009. - №4 (57), апрель. – С.36-37. - 0,2 п.л.

11. Смирнова И.П. Творческий конкурс на профессиональную компетентность // Кадровый менеджмент. 2009. - №9 (61), сентябрь. – С.44-46. - 0,2 п.л.

12.  Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму //Журналистика и медиаобразование – 2008. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции 25-27 сентября 2008 года. Белгород: Белгородский государственный университет, 2008. Т.1. - 0,2 п.л.

13.  Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму//Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства», 18-20 сентября 2008 года. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2008 г. - 0,2 п.л.

14. Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего как критерий профессионализма // Профессиональное образование для современных  медиа: поиски и решения. Материалы научно-практической конференции. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2008 г. - 0,1 п.л.


 

[1] См.: Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5. С.34-42.

 

 

[2]Тесленко В.И., Латынцев С.В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание. –Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2007. С.6.

 

 

[3] Гурьева З.И. Речевая коммуникация в сфере бизнеса: лингвопрагматический аспект / Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2003.С.83.

 

 

[4] Багиров. Э. Г. Основы телевизионной журналистики: [Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»] / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский; под ред. А. Я. Юровского. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во МГУ, 1987; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003; Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. – М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002; Березин В. М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2003; Богданов В. В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. – Л.: ЛГУ 1990; Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. д-ра филол. наук. – СПб. : Изд-во Ленингр. ун-та. 1984; Богин Г. И. Типология понимания текста. – Калинин: Изд-во университета, 1986; Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. – М.: Искусство, 1990; Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! – М.: ИКАР, 2002; Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: Русский язык, 1990; Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., Наука, 1993; Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. М.: Аспект Пресс, 2004; Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста (технология творчества): учебное пособие. – М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000; Головко Б.Н. Информационный менеджмент массовой коммуникации. – М.: Академический Проект, 2005; Голядкин Н.А. Телевизионная информация в США. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1995; Гуревич П.С. Приключение имиджа. – М.: Искусство, 1999; Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. – М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М.: Воскресенье, 1999; Зверева Н.В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: дис. … канд. филол. наук / Н.В.Зверева; Моск. ун-т. – М., 2002; Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент: рабочая книга менеджера. – СПб.: Союз,1997; Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения.// Язык и личность. – М.: Едиториал УРСС, 2004; Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. – М.: Изд-во МГУ , 1980; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. перераб. – М.: Изд-во МГУ, 2002; Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: РИП-холдинг, 2002; Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: Аспект-пресс, 2007; Саппак В. С. Телевидение и мы: Четыре беседы. – М.: Искусство, 1988; Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М.: Ин-т рус. яз. им. А.С.Пушкина, 1998; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. – М.: Аспект-Пресс, 2004; Цвик В.Л. Телевизионная мозаика. Сборник статей. Выпуск 3. Учебное издание. – М.: НИАНО «Институт истории и социальных проблем телевидения», 1998; Цвик В.Л. Телевизионные новости России. – М.: Аспект-Пресс, 2002; Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2008; Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения: Очерки истории и теории сов. тележурналистики. – М.: Искусство, 1983.

 

 

[5] Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1984. С.240.

 

 

[6]Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. – М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2001. С. 7

 

 

[7] Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2004. С.238.

 

 

[8]Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. 2-е изд. – М.: Аспект-пресс, 2007. С.157.

 

 

[9] См.: Галстян С.С. Роль языковой личности в телевизионной речевой культуре. Автореферат дисс. … канд.филол.наук. – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2008. С.7.

Новости института

Государственное регулирование миграционных процессов
22/09/2017
ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука