Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Ю.З.Садыкова,
аспирант ИПК работников
телевидения и радио

 

ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРОГРАММАХ

ТЕЛЕВИДЕНИЯ МАЛЫХ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ

 

             Экономика в любой интерпретации этого термина теснейшим образом связана с феноменом журналистики. Утверждение это стало общепринятым и даже банальным. Однако в России пока не существует научных трудов, подводящих теоретическую базу под бурно развивающиеся исследования, носящие прикладной, практический характер и посвященные результатам взаимодействия, взаимовлияния двух отраслей знаний – экономической теории и теории журналистики[1]. С этим утверждением нельзя не согласиться. К примеру, анализ социально-экономической проблематики в программах телевидения малых северных городов показал, что они отнюдь не богаты материалами, рассказывающими о деятельности промышленных предприятий, нефтегазодобывающих компаний, о современном состоянии экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, а также о социальной политике региона.

          Основными отраслями экономики округа в предвоенные годы оставались рыбная промышленность и оленеводство. После образования округа в 1930 году высокими темпами стали расти заготовки пушнины, появилась совершенно новая здесь отрасль – растениеводство, начали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.

          Ямало-Ненецкий автономный округ сегодня – становой хребет экономики России. Эта фраза, часто повторяемая журналистами, как нельзя лучше отражает действительность. Индустриальное будущее округа как главного топливно-энергетического комплекса страны определили его природные богатства. Летом 1958 года в административном центре региона – Салехарде была создана комплексная геологоразведочная экспедиция и начались интенсивные поиски углеводородных месторождений. 14 апреля 1962 года в Тазовской тундре забил первый газовый фонтан. С 1964 по 1966 год на Ямале «заговорили» еще пять крупных месторождений, в том числе Губкинское с запасом 350 миллиардов кубометров газа и крупнейшее в мире – Уренгойское. 1967 год дал три месторождения, в том числе уникальное – Медвежье.

          Сегодня на Ямале добывается 91% всего природного газа страны (23,7% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит более 54% первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения.  

          Средства массовой информации на Ямале имеют свою историю. Еще в начале 1930-х годов в округе появилась газета «Рыбак». Она представляла собой черно-белое издание с небольшим тиражом и достаточно низким уровнем печати. Тираж был до того невелик, что не сохранилось ни одного ее экземпляра. А тогда это была первая и единственная газета, из которой можно было узнать о жизни городов и районов округа. 19 апреля 1931 года появилась еще одна газета – «Нарьян Нгэрм», выходившая на двух языках – русском и ненецком. Впоследствии она трансформировалась в существующий сегодня «Красный Север» – еженедельное полноцветное издание. В газете существует строгое разделение полос по темам и рубрикам: события общесоюзного и областного значения освещаются на первой полосе, окружного – на второй и третьей по степени важности, на четвертой – международные события, спорт, объявления.

          В последующие годы растут тиражи районных и городских газет, создаются ведомственные издания («Газ Уренгоя», «Рабочий Надыма») по канонам партийной прессы. К середине 80-х годов намечается некая дифференциация в журналистском сообществе из-за разницы в оплате труда. Газовики и нефтяники закупают современное полиграфическое оборудование, приглашают квалифицированных специалистов с «большой Земли». Относительная независимость ямальских СМИ и широкий фронт работ открывают большие возможности для карьерного роста журналистов, в редакциях царит атмосфера творческого поиска.

          Большой популярностью пользуется на Ямале окружное радио. После постановления Госкомитета Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению «О создании окружных редакций радиовещания» 1963 года в Салехарде в марте 1964-го создается окружная редакция радиовещания во главе с Н.М. Михальчуком. В районных центрах и поселках устанавливаются радиотрансляционные узлы, ежедневно выходят в эфир часовые передачи на русском, ненецком и ханты языках. В 1973 году редакция преобразуется в Комитет по телевидению и радиовещанию (хотя своего телевидения еще не было, московские передачи транслировались по двум каналам).

          Период развития, начавшийся в конце 80-х годов, можно назвать зарождением ямальской телевизионной журналистики. На местных телерадиокомпаниях частыми становятся репортажи корреспондентов с открытия того или иного нефтегазового месторождения.

          С середины 90-х годов в округе происходит количественный рост СМИ. Одна за другой в городах и районах округа открываются телерадиокомпании и телестудии: ОГТРК «Ямал-Регион», ТРИА «Новый Уренгой-Импульс», ТИА «Миг», ИТА «Аспект», ГТРК «Вектор» и многие другие. К 2000 году в округе стабильно работает более пятидесяти газет, журналов, теле- и радиокомпаний, информационных агентств.

         Сегодня Ямал занимает одну из лидирующих позиций по развитию СМИ. Практически   в каждом населенном пункте существует своя теле- или радиостудия, своя, пусть даже в маленьком формате, газета. Если обратиться к данным статистики, то это примерно 250 печатных изданий и 150 телерадиокомпаний и информагентств. Несомненным лидером информационного рынка на Ямале является телевидение. С вводом в действие спутниковой системы вещания «Ямал-ТВ» произошел настоящий прорыв в информационное пространство округа местного телевидения. Наряду с этим в каждом городе и муниципальном образовании есть свои студии телевидения: четыре телекомпании в Салехарде и Новом Уренгое, три в Надыме и Ноябрьске. Большой выбор каналов дает возможность жителям округа быть в курсе событий не только местного, но и всероссийского и мирового масштаба.

          Жители северных городов в большинстве своем – люди рабочих профессий. Их интересуют прежде всего темы социального характера: кто стал главным врачом, что это за человек, какие новые законопроекты были приняты Законодательным собранием ЯНАО и как это отзовется на жизни рядовых граждан. Поскольку более половины взрослого населения городов округа трудятся в нефтяной и газодобывающей сфере, большой интерес вызывает производственная тематика.

          Однако и местные, и государственные телерадиокомпании часто не могут в полной мере удовлетворить потребности населения в информации о социально-экономическом развитии округа. Сетка вещания многих местных телеканалов выстраивается на приоритетном развлекательном вещании. Большее количество эфирного времени отдается новостным программам, детским и молодежным, а также передачам, которые можно отнести к художественно-публицистическому жанру. В новостных блоках телекомпаний, финансирование которых осуществляется, как правило, из бюджета муниципальных образований, основное время занимают так называемые отчеты о деятельности главы города, главы администрации и другой местной власти. Оставшееся же эфирное время информационной программы редакция заполняет культурными и спортивными событиями из жизни города. Таким образом, на социально-экономическую тематику остается ничтожно мало времени. Чаще всего события из жизни нефтегазодобывающих компаний или любых других промышленных предприятий выходят в эфир в виде устного сообщения, комментария или информационного сюжета. Развернутый репортаж с глубоким анализом социально-экономической проблематики – крайне редкое явление в новостных программах муниципальный студий.

         Стоит, однако, отметить абсолютно обратную ситуацию в эфире окружной государственной телерадиокомпании. В ее информационных программах экономической тематике, а уж тем более социальной политике региона отводится существенная часть эфирного времени. В вечерних выпусках новостей журналисты ежедневно рассказывают о работе той или иной нефтегазодобывающей компании, того или иного промышленного предприятия. Частыми в последнее время становятся очерки о лучших работниках предприятий. Социальная политика округа также в центре внимания компании. Ни один выпуск новостей не обходится без разъяснения какого-то постановления, законодательной инициативы, нормативно-правовых актов местных властей. Руководство ОГТРК активно поддержало предложение журналистов о введении постоянной рубрики, а теперь уже целой программы, где изучается общественное мнение, где телезрители могут задавать свои вопросы представителям законодательной и исполнительной власти разного уровня. Последние в прямом эфире отвечают на порой каверзные вопросы, берут под личный контроль многие проблемы.  

         Несмотря на внимание окружной телерадиокомпании к проблематике социально-экономического характера региона, в новостных сюжетах и в отдельных передачах можно заметить довольно мощную персонификацию и идеологизацию телевизионных материалов. Как правило, они выходят в эфир под довольно серьезным наблюдением и контролем того или иного чиновника. С одной стороны, это можно рассматривать как положительный момент (дабы избежать ошибок, искажения фактов). А с другой – тотальный контроль лишает журналистов   самостоятельности, и даже в некоторой степени искренности.

         Несколько иная ситуация наблюдается в информационных программах филиала ВГТРК, работающего на территории автономного округа. Здесь тоже прослеживается достаточное внимание и со стороны журналистов, и со стороны руководства телерадиокомпании к социально-экономическим темам. Более того, в эфирах государственной телерадиокомпании менее заметна так называемая демонстрация той или иной персоны. В материалах журналистов главными героями становятся рядовые жители округа, а чиновники, представители окружной или муниципальной власти, лишь дают свои комментарии к тому или иному событию. Но из-за ограниченного количества эфирного времени (информационные выпуски не превышают 15–20 минут) материалам социально-экономической направленности остается мало времени.

          В отличие от центральных, местные и окружные телерадио-компании большое внимание уделяют созданию просветительских передач. Многие из них посвящаются самобытности края, округа, города, красоте сибирской природы, особенностям жизни коренных малочисленных народов Севера.

        Формирование программной политики телекомпаний малых северных городов часто идет не от реальных потребностей и интересов населения, а от тех задач, которые определяет местная администрация. Информационный процесс в городах носит линейный характер – сверху вниз. В результате по сути общенародная пресса, оказавшись в руках властных структур, различных финансовых и иных монополистов, лишается возможности воздействовать на социально-экономические процессы объединенным информационным потенциалом. Первоочередная задача местного телевидения сегодня – создание условий для более активного и полного включения в общественные структуры на основе автономности своего существования как информационного института.

 

          Резюме. Ямало–Ненецкий автономный округ – стабильный, динамически развивающийся регион. Несомненным лидером информационного рынка на Ямале является телевидение: в каждом городе и муниципальном образовании есть свои телестудии, однако формирование их вещательной политики, определяемое муниципальной и окружной властью, далеко не всегда отвечает интересам населения.

          Ключевые слова. Телевидение, эфирное время, журналисты, комментарии, власть.



[1] См.: Демина И.Н. Экономика и журнастика: точки соприкосновения. Вестник МГУ. 2009. № 5.

Новости

В институте

04/07/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики

04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука