Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Аннотация: Статья посвящена анализу пределов применимости в журналистике принципов толерантности и политкорректности.
Summary: This article analyzes the limits of applicability of tolerance and political correctness principles in journalism.

Ключевые слова: журналистика, политкорректность, толерантность
Key words: journalism, political correctness, tolerance


Это название доклада не является интеллектуальной провокацией или эпатажем.
На мой взгляд, выражение «толерантность журналистики» непродуктивно в силу многозначности и размытости содержания терминов.
Если «толерантность» еще как-то поддается компактному определению1,  которое тем не менее всегда может быть оспорено в той или иной его части и подвергнуто корректировке, то академического общепринятого определения журналистики просто нет.

Журналистика понимается и как «вид деятельности», входящей в системы СМК (пресса, телевидение, радио, Интернет…), и как социальный институт, и как совокупность профессий, и как часть индустрии медиа, и даже как наука. Любопытно, но все эти интерпретации не плод фантазии ученых и журналистов: они имеют соответствия в окружающей нас действительности. Ну, а если мы обогатим первоначальные понимания многообразием видов (газетно-журнальная, радио- и тележурналистика, интернетжурналистика, фотожурналистика) и типов журналистики (политическая, международная, деловая, музыкальная, бульварная спортивная, религиозная – их около двадцати), то уже их простое перечисление подводит к выводу: журналистика в целом толерантной быть не может.

Не может, например, православная журналистика быть толерантной в отношении к основоположениям (догматам) веры иных конфессий. Или партийное издание, целью которого является пропаганда и идеологическое обеспечение борьбы партии за политическую власть быть терпимой (толерантной) к программам, лидерам и деятельности других партий – это противоречит ее задачам.

Итак, журналистика как многообразное целое, строго говоря, не может быть толерантной. Это идеологема, такая же как тезис о «дружбе народов» – дружить могут люди (малые группы), а народы дружить не могут. Точно также и в нашем случае: толерантными могут быть журналисты – т.е. личности, руководствующиеся в жизни и своей профессии принципом толерантности. Хотя для некоторых журналистских профессий, в частности, режиссеров, редакторов и ведущих многочисленных телевизионных ток-шоу, задачей которых как раз и является представить палитру мнений участников в их нелицеприятном столкновении, это требование толерантности почти невыполнимо. Противопоказано оно и некоторым журналистским жанрам (фельетон, расследование и др.) и, разумеется, просто несовместимо с принципом свободы слова.

Кстати говоря, принцип толерантности не является универсальной максимой для речевого и иного поведения людей. Абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию. Так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека. Это значит, что очевидному злу следует противостоять силой – в нашем случае «силой слова». И никакие ссылки на пресловутую «политкорректность» здесь не могут служить оправданием.

Более того. Принцип политкорретности не должен использоваться в практике отечественной журналистики. Причин для этого не мало. Но прежде чем перейти к ним, приведу несколько примеров «политкорректного» – а по сути Эзопова – языка, который рекомендуется употреблять во многих странах Запада.
Так, в рамках концепции политкорректности запрещается поздравлять собеседников с Рождеством Христовым, поскольку это способно оскорбить атеистов (как будто бы непонятно, что атеисты и так не празднуют Рождество!). Негра запрещено называть негром, черным, чернокожим и т. п., он становится афроамериканцем. «Толстый человек» – ненормативно в рамках политкорректного новояза, он – «развивающийся горизонтально», «маленький» – «вертикально недоразвитый», а «жулик» – «этически не ориентирующийся». Опаздывающий никуда не опаздывает, а «перепланирует свое расписание». Дебил – всего лишь «альтернативно одаренная личность», а уродливый – «косметически отличающийся». Охотник – «убийца животных». Скотоводческая ферма – «концлагерь для скота». Дерево – «единица по восстановлению кислорода». И так до бесконечности.

Над всем этим можно было бы лишь посмеяться, если бы не вполне реальные юридические последствия для журналистов и представителей других профессий, которые называют вещи своими именами. Вот что заявила, например, в интервью газете «Московские новости» Постоянный секретарь французской Академии наук, историк с мировым именем Элен Каррер Д′Анкосс: «Французское телевидение настолько политически корректно, что это просто кошмар. У нас есть законы, которые трудно даже себе представить при Сталине. Вы пойдете в тюрьму, если скажете, что по телевидению показывали 5 евреев или 10 черных. Люди не могут выразить свое мнение об этнических группах, о второй мировой войне и многих других вещах».

Принцип политкорректности, до 1990 г. нигде не зафиксированный юридически, сейчас узаконивается. В наше время эти законы появляются, как грибы после дождя. За последние пять лет суды в США вынесли несколько сотен обвинительных приговоров по делам, связанным с нарушениями законов политкорректности штатов (при отсутствии даже определения термина «политкорректность» в федеральном уголовном кодексе США), причем 78% приговоров были связаны с «сексизмом». В рамках англиканской церкви запрещены канонические (неполиткорректные) переводы Библии.
Но дело не только в юридической практике, явившейся уродливым выражением политики борьбы за голоса всех и всяческих, в том числе сексуальных, меньшинств. Есть и другие причины, по которым следует подвергнуть принцип политкорректности остракизму.

Во-первых, главным недостатком политкорректности, является ее противоречие основополагающему принципу демократии – принципу свободы слова. Политические лоббисты политкорректности ввели цензуру на свободу и точность выражения мнений
Во-вторых, методологическим основанием идеологии, политики и практики политкорректности является теоретически сомнительная гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Согласно этой гипотезе, у людей картина мира в значительной степени определяется системой языка, на котором они говорят. Грамматические и семантические категории языка являются не только инструментами для передачи мыслей говорящего, но и управляют мыслительной деятельностью, формируя идеи человека, а через это – и объективную социальную реальность. После публикации этой гипотезы в 1934 году последовал ряд исследований мышления людей, говорящих на принципиально различных языках (американских индейцев, полинезийцев и эскимосов). Эти исследования продемонстрировали, что язык действительно накладывает некоторый отпечаток на характер мышления представителей говорящего на нем сообщества, что и так достаточно очевидно. Однако твердого, признанного академической лингвистикой, доказательства гипотеза Сепира-Уорфа так не получила.
В-третьих, колоссальным недостатком практики политкорректности является уже отмеченная абсолютизация принципа толерантности, выводящая за пределы оценки не только этически и культурно сомнительные, но и уголовно преследуемые деяния.

Если бы не усилия американских, а вслед за ними – немецких феминисток, в западном либеральном мире не распространялось бы, как снежный ком, массовое открытие гей-, лесбийских и подобных клубов, не появилась бы лояльность к одним из наиболее омерзительных преступников – педофилам, не практиковалась бы в массовом масштабе «коррекция» пола и сексуальной ориентации. «Поневоле заподозришь, – справедливо отмечает К.С. Шаров, – что вовсе не гендерно-нейтральный новояз формирует новую политкорректную социальную реальность, терпимую ко всему, а определенные феминистские и иные сочувствующие им политические круги пытаются выдумать этот новояз как удачное прикрытие для их социальных амбиций. При прочих равных условиях во Франции, Великобритании или Скандинавских странах на работу возьмут женщину, а не мужчину. В Швеции или Дании при одинаковом балле на вступительных экзаменах в вуз возьмут человека, отметившего в анкете, что он «сексуально нетрадиционно ориентирован», а нормальный будет изгнан вон. Самой социально защищенной фигурой в США является неработающая черная лесбиянка, которая в прошлом была мужчиной (она получает от государства пособие в 6500 $/мес.)»2 .

Подводя итоги можно зафиксировать: журналистика в целом не может быть толерантной, хотя толерантность в мягкой форме может быть включена в этические кодексы журналиста. А вот политкорректность ей просто противопоказана.
В первую очередь, практика использования политкорректных выражений свойственна англосаксонскому миру, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию. На втором месте по частоте использования новоязных фраз стоит Скандинавия, на третьем – Франция. Менее подверженными этой распространяющейся болезни пока являются страны Центральной и Восточной Европы, а также государства со старыми традициями католицизма (Италия, Испания, Португалия). К счастью, Россия пока остается страной, наименее из всех восприимчивой к посулам политкорректности, в то время как США опережает по данному показателю все страны мира, взятые вместе. И это тот случай, где наше отставание можно приветствовать.


  1. «Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость), – читаем в «Новой философской энциклопедии» – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие». // Режим доступа: www. iph.ras.ru
  2. Шаров К.С. На темной стороне политкорректности: гендерно-нейтральный новояз // Вопросы философии, 2010, №3, с. 41.

Новости

В институте

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука