Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

 

Ю.З. Садыкова
аспирант кафедры печатных СМИ
ИПК работников телевидения и радиовещания
usadikova@list.ru
УДК 070(4/9); 070(091); 654.19; 002.2

Аннотация: В последнее время в обществе начали появляться и набирать силу интолерантные настроения. С другой стороны, в мире растет и антифашистское движение, цель которого – противостоять агрессивному национализму, внедрить в общественную жизнь и мораль принципы справедливости, миролюбия, гуманизма, толерантности, сострадания. Какая сила победит в этих столкновениях – созидающая или разрушающая – зависит от многих факторов, среди которых очень важную роль играют современные средства массовой информации.
Summary: Recently in a society intolerant moods in a society have started to appear and gain in strength. On the other hand, the antifascist movement which purpose to resist aggressive nationalism, to introduce in public life and morals principles of justice, peaceful disposition, humanism, tolerance, compassion grows in the world also. What force will win these collisions the creating or destroying depends on many factors among which very important role is played by modern mass media.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, общество, трансформация, уважение, социальные настроения
Key words: tolerance, tolerance, a society, transformation, respect, social moods

В условиях многополярного мира, образующегося в результате  глобализации процессов ведения хозяйственной деятельности, создания новых видов социализации, национальной и этнической дивергенции, экологического дисбаланса и т.п., толерантность обнаруживается как интенция общечеловеческих интересов и потребностей. Она заявляет о себе в качестве необходимой предпосылки в разнообразии социальных связей и новых формах коммуникативно-целесообразных отношений.
Заявленная тематика статьи, конечно, не может касаться только эмпирических (качественных и количественных) проявлений толерантности в средствах массовой информации ЯНАО, в различных сферах, например, политики, этнических, межконфессиональных и других отношений.

Исторически изменчивый характер толерантности объясняется изменениями мысли об исходных установках. Современная философия связывает толерантность с ликвидацией интеллектуальной основы нетерпимости – репрессивно все себе подчиняющей истины. Поэтому она разрабатывает проблему толерантности, видя в ней систему утверждений, правил и принципов, которые работают как механизм отрицания дискриминации, устранения подозрительности и нетерпимости.

Современный контекст – это контекст постметафизического мышления – «мышления, которое устранит мотив власти – власти Разума (а вместе с тем и власти государства, традиции и политики…, любого рационально сконструированного субстанционального начала как формирующего социальность), заменяет властные отношения отношениями толерантными, необходимо связанными с проблемой коммуникации»1.

Поэтому журналистика, будучи основополагающей частью коммуникационной системы общества, в этом смысле выступает как наиболее благоприятная почва, на которой прививается идея и принцип толерантности.
Любое направление в гуманитарных науках своими путями, так или иначе, но приходит к идее коммуникативной технологичности социального мира, к миру обычности, к эмпирии повседневной реальности. Это и роднит проблему толерантности с проблемой коммуникации, касается ли это феноменологии, постмодернистских концепций в философских или социальных науках, лингвистических построений социальности субъектом масс-медийных коммуникаций и т.д.

Трансформация российского общества и интеграция его в мировое сообщество, принимающая, по мнению многих исследователей, преимущественно деструктивные формы, предопределяет снижение согласия и терпимости в обществе2.
Нетрудно предположить, что в стабильном, гомогенном, интегрированном обществе уровень терпимости должен быть выше. В случае России мы имеем противоположную ситуацию. В многочисленных исследованиях отмечается расколотость российской цивилизации, антиномичность национальной культуры, манихейская доминанта российской ментальности, что объективно не способствует укреплению начал толерантности в обществе. Особенность сегодняшнего расколотого российского общества состоит в отсутствии общезначимых критериев оценки человеческих действий.

Рост неопределенности резко изменил жизненную ситуацию человека, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения, принимать их, нести за них ответственность. Повышение ранга принципа неопределенности автоматически способствовало повышению статуса принципа толерантности, так как стало очевидным, что нахождение адекватных решений невозможно без диалога с другими (человеком, природой, обществом). Это становится социальным фундаментом не только журналистской деятельности, но и всей коммуникативной системы общества.
В своем обращении к законодательному собранию губернатор ЯНАО призывает обратить внимание на проблему ветеранов войны и труда, вложивших свою энергию и молодость в становление Ямала. Недопустимо, что многие из этих героев по-прежнему живут в неприемлемых условиях. В условиях, которые лишь немногим лучше, чем во время освоения первых месторождений.

Ямал должен стать местом, привлекательным для жизни всех слоев населения. Именно поэтому следующий год объявлен на Ямале Годом равных возможностей.
Особую заботу окружная власть обязана проявить по отношению к инвалидам. Инфраструктура должна быть удобной для каждого ямальца. В 2011 году необходимо сделать большой шаг вперед для решения этой задачи.

В материалах ямальских СМИ необходимо отметить формирование толерантного мышления. Категория диалога является ведущей категорией в анализе толерантных отношений, толерантность невозможна без диалога, без представления точек зрения всех граждан, особенно участников конфликта. Примечательна в этом отношении (как пример толерантного разрешения конфликта) подача материалов в качестве реакции-отклика на ранее опубликованное. Внутренняя диалогичность, при внешне монологичном тексте, здесь проявляется как выражение взаимодействия различных точек зрения, позиций участников конфликта.

Многие проблемы ямальского общества берут свое начало в существовании различных культурных традиций. Казалось бы, любая культура должна обуславливать терпимое, сочувственное, понимающее отношение ко всякой другой культурной традиции, какой бы чужеродной, инаковой она не представлялась3.

Однако оглядываясь на историю СНГ и России, можно утверждать, скорее, обратное. Сегодняшние противоречия культурных традиций, основанных в том числе и на религиозных ценностях, выливаются, с одной стороны, в противостояние сторонников национальной самодостаточности и глобалистов, с другой стороны, в настоящую войну террористов против целых государств4.

В текущий круговорот мультикультурных проблем в большой степени вовлечены Ямальские журналисты. Прежде всего как трансляторы происходящего через средства массовой информации. И в то же время как участники происходящих социальных конфликтов. Формирование новых норм и правил поведения в обществе, базирующихся на толерантности как активной добродетели, должно быть основано и на толерантной журналистике. К сожалению, далеко не все представители ямальских СМИ демонстрируют толерантные стереотипы поведения. На страницах СМИ встречаются многочисленные факты речевой агрессии, которые приводят к фрустрации аудитории и дезинтеграции общества.

В период экономического кризиса СМИ вновь поднимают проблемы так называемых гастарбайтеров. Особо здесь следует отметить роль телевидения. При этом репортажи, посвященные данной теме, в которых рассказывается о трагедии людей, не получивших свои честно заработанные деньги, об условиях их существования, отнюдь не были проникнуты сочувствием к героям. Напротив, обывателю, в том числе и молодежной аудитории, внушалась мысль о потенциальной угрозе со стороны приезжих, которые должны поскорее «убраться» из России и тем самым «оздоровить» криминальную обстановку в стране.

Если сами журналисты не выработают некий «кодекс толерантности», который станет краеугольным камнем их профессиональной деятельности, вряд ли можно будет говорить о формировании полноценного единства разных культур в ЯНАО, от чего в конечном итоге зависит будущее нашей государственности. Однако не все стороны современного культурного противостояния, которые соглашаются с сущностью толерантного поведения, принимают европоцентристскую концепцию толерантности, которая оформилась в рамках религиозных споров о чистоте веры и религиозной терпимости в Старом Свете. В настоящее время все более очевидным становится необходимость мультикультурного подхода к обоснованию толерантных отношений в социуме.

Также необходимо отметить справедливое высказывание одного из ямальских журналистов, В.И. Панкратова: «Позитивная этническая журналистика, как правило, выполняет просветительскую и развлекательную функции. Рассказывая об этническом разнообразии мира и вызывая интерес одного народа к жизни и опыту других, она учит людей гуманизму, толерантности или терпимости по отношению к иным, не таким, как они сами, людям и явлениям. И это – гуманная миссия и добрая традиция отечественной журналистики».
Итак, сегодня одно из важнейших направлений – формирование толерантного поведения и мышления самих журналистов, которые затем обязаны транслировать ценности активной терпимости самым широким массам.

Если журналист, в том числе и как транслятор установок толерантного отношения к «другому», не выработает  навыков межкультурного диалога, восприятия новой, не во всем согласующейся с прежними идеологическими установками, информации, то всякий разговор о толерантном содействии людей, общественных организаций, культур будет непонятен, в первую очередь, ему самому.
В профессиональном плане – это прямой путь к монологизму средств массовой информации, который может привести к разрушению мультикультурного общества, каковым на протяжении многих веков является Россия.
 
ЛИТЕРАТУРА

  1. Агафонова Ю.А. Человек, общество, толерантность. Москва, 2008.
  2. Гулиев М.А. Политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта модернизируемого общества. СПб. 2009.
  3. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2008.
  4. Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации. Краснодар, 2007.

 


  1. Гулиев М.А. Политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта модернизируемого общества. СПб. 2009. С. 63.
  2. См.: Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации. Краснодар, 2007. С. 115.
  3. Агафонова Ю.А. Человек, общество, толерантность. Москва, 2008.
  4. См.: См.: Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2008.С.13.

Новости

В институте

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука