Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Ю.А. Строкова
аспирант кафедры печатных СМИ
ИПК работников телевидения и радиовещания
yustrokova@gmail.com
УДК 070

Аннотация: Автор исследует понятие толерантности в контексте современной журналистики. В работе сопоставлены различные трактовки толерантности. На фактическом материале представлены доказательства необоснованного употребления анализируемого понятия в отношении масс-медиа.
Summary: Author investigates the term of tolerance in the context of modern journalism. The different interpretations of tolerance are compared. Based on the factual material the arguments of unfounded using of the term in relation to the mass media are presented.

Ключевые слова: толерантность, экстремизм, телевидение
Key words: tolerance, extremism, television

Начиная разговор о таком сложном, противоречивом понятии как «толерантность», следует отталкиваться от общих определений.
Под «толерантностью» чаще всего подразумевают морально-нравственную установку на терпимость, снисходительность и понимание другого. Толерантный человек – это «человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия и давления»1.

Многие не согласны с таким узким определением и пытаются смотреть глубже, рассматривая толерантность как «характеристику любых социальных структур – отдельного человека, социальной группы, общественного института или общества в целом, – фиксирующую специфическую ориентацию на разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с другими социальными структурами. Специфичность этой ориентации заключается в стремлении понять позицию другой стороны, объяснить ей свою позицию и в процессе диалога найти взаимоприемлемое компромиссное решение»2.

Отталкиваясь от этих представлений, делаем вывод, что в современной журналистике нет и не может быть понятия «толерантность» равно так же, как и не может быть терпимости и компромисса.
Во-первых, терпимость – это смирение и всепрощение. Но все ли нужно терпеть? В этом ли истинное назначение журналистики, которая привыкла обострять проблемы и обнажать конфликты? Эти процессы в большей или меньшей степени уже заложены в основе функций журналистики. Чтобы в этом убедиться, обратимся к полифункциональной системе журналистики, предложенной профессором Е. П. Прохоровым. Он выделяет следующие шесть функций журналистики:

  • коммуникативную – функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
  • непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
  • идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
  • культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
  • рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории;
  • рекреативную (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия)»3.

Мы видим, что раскрывая значение каждой из этих функций, автор использует такие убедительные глаголы с ярко выраженной эмоциональной окраской, как «влиять», «воспитывать», «пропагандировать» и др. Очевидно, что в задачи СМИ не входит стремление сохранить нейтралитет. Невозможно будет найти и ту золотую середину, которая бы удовлетворила все стороны и каждую социальную группу.

Как пример, телеканал Euronews, которому в заслугу ставят освещение мировых событий с объективной точки зрения. Что такое объективная картина мира – представление двух мнений, которые, как правило, изначально уже являются спорными. Получается, что журналист, демонстрируя позиции различных сторон и вынося их на единую плоскость, невольно начинает обнажать противоречия и вовлекать аудиторию в конфликт. В этом отношении особенно показательна новость о сожжении 20 марта 2011 года Корана американским пастором Терри Джонсом. Сообщение, которое распространили все мировые СМИ, дошло и до Афганистана, где вызвало массовые протесты, которые, как известно, закончились кровопролитием. Но ничего этого могло и не быть, если бы эту новость не сделали публичной сами же журналисты.

Очевидно, что в условиях многополярного мира даже отстраненная авторская позиция не помогает воспитывать толерантное сознание у аудитории. Искать компромисс между двумя конфликтующими сторонами журналисты также не считают своей первоочередной задачей. В лучшем случае об этом умолчат, не дадут в эфир.
Доказывает «непричастность» толерантности к журналистике следующее наблюдение профессора И.М. Дзялошинского. Он представил в своем анализе некую позитивную программу действий, осуществляя которую «журналисты могли бы более энергично способствовать становлению толерантного сознания»4. Рассмотрим пункты этой программы и докажем бесперспективность всех этих размышлений:
«Первое направление – пресса могла бы более эффективно формировать уважение у своих читателей, зрителей, слушателей к существующему разнообразию культур»5.

О мультикультурном обществе политики и журналисты сегодня действительно говорят слишком часто и громко. Помогло ли это? В этой ситуации показательна позиция ряда европейских стран. В частности, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в феврале 2011 года признал провальной политику мультикультурализма. По словам Кэмерона, «толерантность, основанная на невмешательстве в дела тех, кто отвергает западные ценности, себя не оправдала». Как следствие, интервенция в Ливию. Терпеть Каддафи Запад больше не хочет. Началась серьезная и, по всей видимости, затяжная война. Как вести себя в этой ситуации СМИ, как формировать «уважение» к ливийской культуре, быть терпимыми к диктаторскому режиму и не высмеивать при этом шатер и амазонскую охрану полковника? Очевидно, СМИ, выступая представителями западных ценностей, являясь зачастую ретрансляторами идей и позиций европейских политиков, диктуют ливийскому народу свою культуру и понимание основ жизни. Понятие «демократия» идеологи буквально «вдалбливают в мозги западных людей и граждан незападных стран, на которые имеют далеко не бескорыстные виды, именно как ценности, которые надо ценить и охранять и к которым надо стремиться, если их нет»6.

Отсюда плавно вытекает и невозможность выполнения второго направления – «доброжелательный показ разнообразия ценностей и идей, которых придерживаются разные люди»7. Так или иначе этот показ превращается в пропаганду, система ценностей становится мощным орудием манипуляции человеческим сознанием. По мнению профессора А.А. Зиновьева, система ценностей – это «не сами явления как таковые, которые воспринимаются и осознаются как нечто ценное для людей, а то, что эти явления осознаются в качестве ценностей, что фиксируется в определенных понятиях и суждениях (языковых выражениях, текстах, статьях, книгах, речах и т.д.), чтобы затем вдалбливать их в головы других людей»8. Соответственно религиозные и нерелигиозные (светские) ценности не совпадают, хотя и соприкасаются.

В этом отношении показательно то, как мир и церковь по-разному приняли новость о смерти террориста «номер один» Усамы бен Ладена. Российская православная церковь и католическая призывали не радоваться этому событию, называя его в первую очередь «убийством». Страны Запада, а вместе с ними и СМИ, употребляли в большинстве своем эвфемизм «ликвидация». И неслучайно. Подобная имплицитная оценка способна скорректировать восприятие, «маскируя неприглядную сторону события»9 (например, «борьба США с терроризмом», а не «война США в Афганистане»).

Третье направление – «демонстрация антиобщественной природы экстремизма во всех его проявлениях»10. Безусловно, экстремизм – это то, что чаще всего напрямую ставят в противовес толерантности. Не замечать сегодня подобный правовой нигилизм невозможно. Это серьезная проблема не только для российского социума, но и для многих западных стран. Но во всем надо знать меру, необходимо выработать взвешенный и умеренный подход. Мы видим, что журналисты так увлеклись «демонстрацией антиобщественной природы экстремизма во всех его проявлениях», что зачастую сами и разжигают экстремистские настроения в обществе и провоцируют многих вставать на радикальные рельсы.

Мощная волна антиправительственных протестов, охватившая страны Ближнего Востока и Северной Африки, вновь убеждает нас в том, что «никаких общечеловеческих систем ценностей нет, ибо человечество пока еще не образует единое целое с одной и той же системой ценностей для всех объединений людей»11. Нет и мировой – наднациональной – толерантной журналистики, которая смогла бы объединить народы западных, арабских, коммунистических стран и т.д., смогла бы тесно взаимодействовать с политическими, религиозными, морально-нравственными основами жизни каждой отдельной личности, культуры, цивилизации и т.д. Это бесконечный разговор на разных, а, главное, чужих друг для друга языках.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дзялошинский, И.М., Дзялошинская, М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. – М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2007. – 168 с.
  2. Диагностика толерантности в средствах массовой информации / под ред. В.К.Мальковой. – М.: ИЭА РАН, 2002. – 352 с.
  3. Зиновьев, А. А. Социальная ориентация и система ценностей// Журнал «Развитие личности» №2. – М., 2003. – 247 с.
  4. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». – М.: РИП-Холдинг, 1995. – 324 с.
  5. Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: Сб. статей. – М.: Независимый институт коммуникативистики, 2002. – 360 с.
  6. Язык средств массовой информации / под ред. М.Н. Володиной. – М.: Альма Матер, 2008. – 760 с.

 


  1. Дзялошинский И.М. Культура, журналистика, толерантность (О роли СМИ в формировании в российском обществе атмосферы толерантности и мультикультурализма)// Диагностика толерантности в средствах массовой информации / Под ред. В.К.Мальковой. – М., 2002. – С. 38.
  2. Дзялошинский И.М. О некоторых причинах интолерантного поведения //Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. – М.: Независимый Институт Коммуникативистики, 2002. 2002. – С. 13.
  3. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М.: Изд. РИП-Холдинг, 1995. – С. 47 – 72.
  4. Дзялошинский, И.М., Дзялошинская, М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. – М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2007. – С. 102.
  5. Там же. – С. 102.
  6. Зиновьев А.А. Социальная ориентация и система ценностей// Журнал «Развитие личности» №2. М., 2003. – С. 217.
  7. Дзялошинский, И.М., Дзялошинская, М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. – М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2007. – С. 102.
  8. Зиновьев А.А. Социальная ориентация и система ценностей// Журнал «Развитие личности» №2. – М., 2003. – С. 217.
  9. Клушина Н.И. Общие особенности публицистического стиля // Язык средств массовой информации / под ред. М.Н. Володиной. – М.: Альма Матер, 2008. – С. 485.
  10. Дзялошинский, И.М., Дзялошинская, М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. – М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2007. – С.103.
  11. Зиновьев А. А. Социальная ориентация и система ценностей// Журнал «Развитие личности» №2. М., 2003. – С. 218.

Новости

В институте

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука