Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Аннотация. В статье рассматривается явление медиаконвергенции как объективного процесса, разворачивающегося в четырех слоях: слой технических устройств, слой профессионализма, слой системы СМИ, слой информационно-коммуникативных практик. Конвергенция приводит к глобальным изменениям медиаландшафта посредством возникновения в нем образований, различающихся степенью интеграции медиа и коммуникативных технологий: медиа, гипермедиа,  трансмедиа.  В статье также доказывается, что процесс конвергенции сопровождается процессом дивергенции, а универсализация журнализма его же специализацией.
Summary. The article tackles the media convergence phenomena as an independent process containing the four layers: technological facilities, proficiency, mass vedia system, ITC practices. Convergence leads to the global changes in media scenery arising owing to new formations which may have different level of integration in media and communication technologies: media, gypermedia, transmedia. The author also establishes the process jf convergence is accompanied by divergence process  and unification of  journalism goes together with its specialization.   

Ключевые слова: медиа, конвергенция, дивергенция, транспрофес-сионализм, универсализм, специализация, профессиональная подготовка журналистов.    
Key-words: mass media, convergence, divergence, trans-professionalism,  universal-ism,  specialization,  vocational training of journalists.

Развитие нового явления часто сопровождается своего рода болезнями «левизны». Не исключение и модный процесс медиаконвергенции,  порождающий формирование конвергентных редакций, которые якобы должны сплошь состоять из универсальных журналистов.  Дигитализация, т.е. расширение компьютерного парка и совершенствование средств цифровой обработки контента действительно способствует возможности совмещения в одной персоналии функций репортера, фотографа, художественного ре-дактора, метранпажа и т.п., что и  провоцирует собственников изданий на сокращение штата редакций.
Речь идет не только о технологическом прорыве в работе с контентом. хотя его значение трудно преувеличить. Конвергенция размывает жанровые и стилистические границы медиапродукции и реализуется на фоне усиления значения ее рыночных параметров. Именно этим объясняется энтузиазм, с которым собственники изданий и телерадиокомпаний принимают идею универсализации журнализма.
В России эти явления особенно заметны, поскольку у нас не так давно произошла резкая смена вектора позиционирования социо-культурного института СМИ. Упрощенно медиа-продукт можно представить на оси с полюсами: аксис – праксис. Аксис отображает ценностные, культуроген-ные, просветительские функции медиа и ряд качеств, способствующих развитию журналистики как явления культуры.  Праксис, напротив, связан с социальными функциями СМИ, c тем, что оправдывает их существование в социуме и оплачивается им.   Необходимо признать, что в Советском Союзе аксис в значительной степени ориентировался на достаточно высокие культурные образцы, а вот праксис был жестко связан с наложением на СМИ идеологических и пропагандистских задач, сформулированных  властью. Конечно же любой  журналистский материал подразумевал выполнение и той и другой задачи, хотя и в разной степени («Литературная газета» – газета «Правда»). 
Рынок фактически на девяносто градусов развернул эту ось. Аксис наполнился развлекательными смыслами и ценностями, а праксис стал служить частным интересам рыночных игроков как собственников СМИ, так и тех, кто использует СМИ в качестве рекламно-маркетингового инструмента. Если главным критерием журналистского продукта является его потенциальная продаваемость, то медиа-сообщество будет заинтересовано в снижении требовательности потребителя, что будет превращать известное циничное утверждение «пипл схавает» в стратегему медиа-бизнеса. Иными словами, чем ниже культурный уровень читателя и его критичность, тем ниже может быть качество продукции, то есть тем  меньше нужно затрат на ее производство и тем выше норма прибыли в медиа-секторе. Мас-скультура вымывает культуру как таковую, «попса» подменяет собой классику и заставляет последнюю, чтобы выжить, рядиться в «попсовые» одежды, стыдливо прикрываясь популяризацией и риторикой постмодерна. Рынок в его современном постмодернистском образе несет в себе  мощный культуроразрушающий заряд.
В этом плане конвергенция и ее следствия становятся просто находкой для рыночных медиа.
С другой стороны, очевидно, что парадигмальные изменения в информационно-коммуникативной сфере объективны и поэтому  необходимы.
Конвергенция  стрессогенна для медиа. Однако от медиа-сообщества зависит приведет ли она к стрессу, стимулирующему развитие или к шоковому убийственному дистрессу, в результате которого журналистика просто перестанет существовать. В самой дигитализации уже обозначились пути разрешения этой дилеммы – например, принцип «длинного хвоста» , который обеспечивает право на существование элитарных, но низкорейтинговых культреггеров.
Явление медиа-конвергенции достаточно сложно и требует рассмотрения в рамках общих  экономических, технологических, профессиографических, культурологических  и т.п. вопросов развития цивилизации.    

И швец, и жнец, и на дуде игрец

«Дигитализация, переход на цифру ведет к созданию объединенных (конвергированных) медиа и универсализации журналистской профессии. А значит конвергенция СМИ требует конвергенции методов их анализа…»  – пишет профессор  В.Л. Цвик. Иными словами действительно необходимо формирование универсального  журналиста, способного писать статьи, брать интервью, фотографировать, снимать видео, а затем осуществлять профессиональную предпечатную и предэфирную подготовку. К этим традиционным журналистским компетенциям необходимо также добавить широкий спектр умений и навыков технического характера, а также  понимание того каким образом формируется цифровой контент, с помощью каких средств он  транслируется в информационно-коммуникативные среды и как воспринимается пользователями. Все это требует развития не только гуманитарного и психологического, но и математического, и инженерно-конструкторского мышления. Последнее особенно важно для изданий, использующих интернет, а таковыми станут скоро все издания. Таким образом, медиа-конвергенция есть процесс, существенно трансформирующий традиционные «модели специалиста» в сфере информационно-коммуникационной деятельности.
На наш взгляд, правильнее было бы говорить не об универсализме журналиста, а о транспрофессионализме. Процесс медиа-конвергенции  сопровождается еще одним цивилизационным явлением -  третьей гло-бальной профессиональной революцией , которая порождает появление профессионалов нового типа – транспрофессионалов, одной из отличи-тельных особенностей которых является способность к эффективной со-вместно-творческой деятельности.
П.Малиновский определяет базовые транспрофессиональные компе-тенции следующим образом: узкая специализация в какой-то профессии; способность к межпрофессиональной коммуникации; способность к трансдисциплинарному синтезу знаний; ориентация на сочетание фунда-ментальных исследований с практическим решением проблем; навыки командной работы; постоянное саморазвитие и самосовершенствование; вхождение в то, что получило название community of practice (профессиональные и транспрофессиональные сети).
Транспрофессионалы должны быть готовы свободно за счет своего мышления и способов организации своей деятельности работать в различных профессиональных средах. Комплексирование методов, средств и способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения – такова специфика, транспрофессиональной работы. Ключевой процесс для третьей профессиональной революции – процесс «кастомизации» (от англ. customization) – ожидаемый результат проектируется совместно с заказчиком, обязательно учитывая его граничные условия.  Но это означает, что транспрофессионал должен быть готов выполнять функции предпринимателя и менеджера, а не только быть многосторонним техническим специалистом, способным осуществлять трансдисциплинарный синтез знаний.
Подчеркнем, что универсализм (транспрофессионализм) прежде всего подразумевает высокую степень освоения чего-то одного. Универсальный журналист в основе – специалист в какой-либо конкретной профессиональной области. Только это позволяет быстро осваивать смежные специальности. Ознакомительного и поверхностного всего-знания и всё-умения явно недостаточно для профессиональной работы. Это первый аргумент в пользу тезиса о том, что универсализация сопровождается равномощным процессом специализации, а конвергенция равномощным процессом дивергенции. Поэтому с созданием конвергентных редакций спешить не следует.

Слои конвергенции

Термин конвергенция происходит от лат. convergo – «сближаю». Процессуально сближение (взаимопроникновение, взаимодействие, согласование и т.п.) происходит сразу в нескольких плоскостях (слоях), отличающихся масштабом протекания процесса в медиа-отрасли. На нижнем базовом уровне лежит конвергенция технических устройств (гаджетов), используемых журналистами для сбора и обработки материала. Далее следует слой конвергенции профессионализма, поскольку новые дигитальные устройства не только требуют дополнительных компетенций, но и задают конвергентные форматы предоставления контента. Конвергентный контент создает предпосылки для взаимодействия и взаимопроникновения уже на уровне компонентов системы СМИ (слой конвергенции элементов системы СМИ), что в свою очередь обусловливает конвергенцию медиа в целом (слой конвергенции медиа).
Слой конвергенции технических устройств
Традиционное представление о репортере прочно связано с блокнотом, лейкой, а позже с микрофоном и пристроенной на плечо телекамерой с волочащимися сзади проводами. Однако сегодня все это умещается в нагрудном кармане и доступно не только профессионалам. Иными словами очевиден процесс соединения в одном устройстве всех необходимых для репортажа инструментов: микрофона, фотоаппарата, видеокамеры, пишущей машинки, а также средств связи, с помощью которых репортаж может быть отправлен в редакцию в режиме онлайн; реально даже организовать прямую трансляцию с места события.
Линейка подобных гаджетов сегодня весьма разнообразна: мобильные телефоны со встроенной видео и фотокамерой и микрофоном, так называемые камерфоны – те же телефоны, только с улучшенным разрешением камеры (до 14-ти мегапикселей на дюйм), смартфоны – фактически карманные компьютеры с дополнительной возможностью вводить текст и публиковать его в интернете, планшетники – мобильные, но достаточно мощные компьютеры, снабженные и камерой, и микрофоном, а также связью, позволяющие осуществлять оперативное редактирование не только текста, но и графики, аудио, видео.
Вот пример рядового гаджета:  планшетный ПК Motorola Xoom на ОС Android, процессор Tegra 2 на базе двухядерного 1 ГГЦ процессора поддерживает запись и воспроизведение видео в формате 3D, Wi-Fi, а также скоростную сеть HSPA+ (до 21 Мбит/с). Сенсорный дисплей с диагональю 8.9 дюйма и разрешением 720 p, HDMI-выход, фронтальная камера для видеосвязи, две 5-мегапиксельные стереоскопических камеры, которые  способны снимать видео и фото как в 2D, так и в 3D и оснащены светодиодной вспышкой, 32 Гб встроенной памяти, гироскоп, акселерометр, сенсор освещения. Перечисленный функционал – сегодня почти стандарт, который впоследствии будет только расширяться и совершенствоваться.
Кроме указанных универсальных устройств достаточно быстро развиваются специальные устройства: цифровые диктофоны, фото и видеокамеры, характеристики которых уже превысили свои аналоговые прототипы. Весьма вероятно, что профессиональные устройства записи аудио и видео будут снабжаться системами связи.
Вместе с тем следует оговориться: мы далеки от мысли приравнивать мобильные телефоны и профессиональные телекамеры. Однако возмож-ность фиксации событий с помощью мобильников уже породили новый журналистский жанр – «мобильный репортаж», который готовится с участием очевидцев, случайно оказавшихся в месте события. Его фактичность по значимости перевешивает недостаточность качества картинки. Следует упомянуть также такой коммуникативный сервис как твитер. Можно спорить являются ли размещаемые в нем тексты журналистским контентом, но бесспорно то, что твитер уже стал действенным средством массовой информации, что показали, например, события после теракта в Домодедово, а также на Манежной площади в Москве.

Слой конвергенции профессионализма

В этом слое происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам профессиональной журналистской деятельности. «Пишущие» журналисты приобретают компетенции «снимающих» и так далее по всему профессиональному полю.
Техническая вооруженность журналистов сегодня существенно расширяет  возможности подготовки материала, упрощает и ускоряет этот процесс. Причем для работы с современными гаджетами уже не требуется специальная подготовка – они намного проще в использовании. Следовательно, с одной стороны предпосылки для универсализации действительно складываются, но с другой искусство фоторепортера, например, вовсе не сводится к умению наводить на фокус и щелкать затвором – главное поймать мгновение и выбрать правильный ракурс. То есть рутинные технические навыки отходят на второй план, освобождая место творчеству. Вот почему об универсальном журналисте можно говорить только с определенными ограничениями. Далеко не все обладают равными способностями к видению, писанию, интервьюированию и т.п.

Универсализация как тенденция будет парадоксальным образом стимулировать специализацию.

 Конвергенция гаджетов порождает дивергенцию контента. Действи-тельно, и мобильные телефоны, и смартфоны, и планшетники, а также настольные компьютеры – продукция массового потребления.  Используются они в этом качестве не столько для фиксации событий,  сколько для их отображения как носители информации вместе с газетными полосами и телевизионными экранами. Каждое из новых технических средств имеет свои технические и психологические особенности, задающие оптимальные форматы транслируемого материала. Отсюда возникает потребность в том, чтобы специально готовить материал для каждого из носителей, и, следовательно, пришло время взращивания соответствующих специалистов. Таким образом и в этом случае универсализация порождает необходимость специализации.
Есть необходимость усиления специфичных свойств различных ипостасей журнализма. Если говорить о печати, то ее будущее во многом зависит от того, насколько в условиях конвергенции реализуются ее специфические родовые свойства: фактологичность и документальность (история современности); аналитичность и прогностичность; актуальность и событийность; социальное позиционирование и  релевантность (соответствие запросам целевой аудитории); экспрессивность и эмоциональность.
Многое из перечисленного унаследовано интернет-журналистикой, однако в преображенном виде. Фактологичность в ней может быть обеспечена вне рамок исходного текста, а посредством гипертекстовых связей с другими текстами. Аналитичность дополнена включением прямого интерактивного диалога и т.п. Интернет-журналистику таким образом можно рассматривать как расширение газетной журналистики (как впрочем и расширение радио и телевизионной журналистики). Это означает, что газета, чтобы успешно конкурировать с интернетом, обязана продемонстрировать преимущества размещения смысла в ограниченном текстовом пространстве, по отношению к безбрежности интернета. В этом плане отношение газеты и интернета подобны отношении поэзии и прозы. Интернет-расширение журналистики заставляет определять новые границы газетно-журнальной журналистики, фактически вырабатывать новые каноны, которые будут способствовать с одной стороны более жестким правилам конструирования текста, а с другой развертыванию творческого потенциала журналистов. Газета как составная часть системы СМИ по своей природе ограничена необходимостью использовать общепонятные и общеупотребительные стилеобразующие средства и избегать искусственно усложненных вариантов сюжетопостроения.
Сегодня можно с уверенностью прогнозировать, что  с развитием парка планшетников и всевозможных читалок газета сможет существовать как минимум в двух формах: традиционной бумажной и электронной, приспособленной для чтения на компьютере. Очевидно, что это будут две разные газеты, причем первая (бумажная) вероятнее всего займет элитарный сектор медиа-рынка, а вторая станет массовой. Подобное произойдет достаточно быстро, и к этому нужно готовиться.
Монологичная парадигма газетной журналистики, связанная со свойствами канала распространения информации лишена возможности налаживания симультанной обратной связи,  проигрывает коммуникативной, диалоговой парадигме интернет-журналистики. Однако газета может найти свои конкурентные преимущества, если сумеет в новых условиях реализовать свою родовую специфику: аналитичность, достоверность, высокую культуру языка и стиля. Иными словами газета должна стать эталоном журналистского контента, что вероятно всегда будет проблематичным для интернет-журналистики в силу ее принципиального нетабуированного «народного» характера. Скорее всего газета будет дрейфовать от предмета масскультуры к предмету элитарной культуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. В противном случае она просто не выживет.
То, что здесь было сказано о газете, можно с тем же успехом сказать и о радио, и о телевидении. Возможность смотреть телепередачи по мобильному телефону, например, должна была бы заставить телевизионщиков задуматься об адаптации телевизионного формата специально к маленькому экрану, что надеемся и будет происходить в ближайшее время.   

Слой конвергенции компонентов системы СМИ

 «История свидетельствует, что, делая первые шаги, радиовещание приступило к выполнению этих задач (задач СМИ – прим. авт.) как средство озвучивания материалов печати и только потом открыло собственные выразительные возможности и жанры. Аналогичный путь прошло в своем развитии и телевидение, но оно опиралось уже на опыт не только печати, но и радио … рождалась единая, целостная система … ни одно из вновь появившихся средств информации не вытесняло, не заменяло уже имеющиеся, а дополняло их, становясь гигантским ускорителем дальнейшего их совершенствования и развития».  Иными словами,  во-первых, новое СМИ проходит путь от копирования предыдущих по времени возникновения СМИ до обретения собственного образа в стилевом и жанровом смысле; во-вторых, инновационный процесс сопровождается конвергентным процессом; и в-третьих, разнородные СМИ складываются в единую систему, взаимодействие (конвергенция) в которой являются необходимым ат-рибутом системности.
Можно считать, что именно В.С. Хелемендиком  впервые в отечест-венной науке был применен системный подход к журналистике. Впоследствии этот подход активно разрабатывался многими отечественными учеными: Е. А. Корниловым, Л. Л. Реснянской, М. В. Шкондиным и др.
Сегодня система СМИ представляет собой единство уже четырех компонентов: печать, радио, телевидение, интернет. Конвергенция в ней  подразумевает соединение и объединение в одном издании различных способов донесения контента до потребителя, то есть появление гиперизданий, включающих различные комбинации: газета + интернет, телевидение + газета + интернет и т.п. Интернет здесь является основным локомотивом конвергентных процессов и одновременно плацдармом, на котором они разворачиваются. Подобное взаимодействие может достигать синергийного эффекта, умножающего энергии входящих в подобные альянсы компонентов системы СМИ, но может нивелировать и выравнивать средства выражения до их неразличимости, ослабляя степень воздействия на аудитории.
Все зависит от того насколько удерживаются в рамках своей специфики текстовые (газета и журнал), визуальные (телевидение), аудиальные (радио) и интерактивные гипертекстовые (интернет) форматы и насколько умело редакции трансформируют контент для различных видов СМИ.
Вот почему в том случае, если газета, например, решит создать свою интернет-версию ей необходимо для нее создать отдельную редакцию. Вывешивание газеты в интернет как есть да еще в pdf-формате интернет-версией газеты не является, а напротив только ухудшает ее положение на медиарынке. Напротив запуск отдельного интернет-проекта позволяет расширить тематику, установить контакт с читателями, расширить авторский пул, создать виртуальный клуб читателей газеты и т.п. В последнем случае отпечатанные на бумаге литеры и они же в своей электронной форме будут поддерживать и усиливать друг друга.
Конечно, все это требует взращивания нового поколения профессионалов, хорошо знающих специфику входящих в мегамедийные конструкции компонент и одновременно способных к переформатированию контента в соответствии с требованиями новых медийных платформ. Речь идет вовсе не о копипейте и рерайте, а о творческой переработке исходного содержания для разных каналов так, чтобы можно было воспользоваться всеми их преимуществами и сильными сторонами.
Таким образом и в этом слое конвергентные процессы сопровождаются равномощными дивергентными процессами.

Слой конвергенции медиа

Существует и еще один покрывающий слой конвергенции, поскольку медиа уже нельзя понимать только как сферу журналистской деятельности, только как СМИ.  Пример – споры о том, что такое коммуникативистика, коммуникатология, медиалогия . Первую как раз и стоит ограничить теорией и практикой журналистики. Вторая и третья претендуют на охват социально-коммуникативных процессов в целом, в том числе и на теоретико-методологическом философском уровне.
Эти процессы регулируются множеством как вновь сформированных, так и ранее сформировавшихся профессиональных сред. Это и политика, и образование, и маркетинг, и реклама, и связи с общественностью, и управление человеческими ресурсами, и т.п. То есть все те виды человеческой деятельности, в которых основную роль играет эффективная коммуникация:  политическая,  образовательная,  маркетинговая,   производственная и т.п. Журналистика не может оставаться вне этих сфер деятельности, выступая по отношению к ним и как средство коммуникации, и как ее полноценный участник, и даже как ее инициатор и менеджер.  Это вызывает вполне объяснимое цеховое беспокойство, поскольку то и дело возникает необходимость, к примеру, отграничивать журнализм от РR или от политики. В самом деле, если журналист хвалит  или критикует какого-нибудь политического деятеля,  что это – возвышение/снижение его имиджа или беспристрастный журналистский анализ? Ответить на эти вопросы бывает очень непросто, более того признаком нашего времени становится появление все большего количества научных работ, в том числе и диссертаций, позиционирующихся в пограничных областях различных коммуникативных практик.
Следовательно, вполне можно говорить о конвергенции разнородных коммуникативных практик как об объективном процессе и как об отличительном свойстве информационного общества, и как о свойстве, органически присущем системе массовых коммуникаций (СМК).   В этой связи можно констатировать формирование «новой информационно-коммуникативной парадигмы медиа» , характеристиками которой как раз и является расширение медийного пространства за счет использования нежурналистских носителей информации и технологий, в частности: средств PR, рекламы, маркетинга; слияние коммуникативных практик, прежде всего журналистики и PR; согласование информационных политик самостоя-тельных игроков рынка, отдельных СМИ (как предприятий) и производителей продукции иного рода – корпораций, промышленных предприятий, учреждений науки и образования и т.п.  
Речь идет и о том, что журналист на практике нередко включается в решение задач, более свойственных пиару, рекламе, маркетингу и т.п., чем журналистике, и о том, что эти задачи решаются в рамках взаимодействия СМИ с предприятиями иного профиля. Подобное сближение различных медиа-практик требует еще более четкого профессионального разграничения.
 Соприкасаясь с несвойственными задачами и способами их решения, журналист по необходимости обращается к другим специалистам по коммуникациям, и от того, как он сможет усвоить и проинтерпретировать их опыт, зависит в конечном счете его успешность на новом поприще.  Однако при этом очевидна опасность потери профессиональной идентичности. Журналист, обладающий профессиональной рефлексией или попросту – совестью, – иногда останавливается, чтобы понять – туда ли он попал, его ли это дело. В этой ситуации ответ «Нет» оказывается, быть может, более значимым, чем ответ «Да». Сказанное относится не только к отдельным журналистам, но и вообще к субъектам медиа:  редакциям, изданиям, от-расли в целом.
Итак, конвергенция во всех описанных выше слоях – процесс обмена знаниями, опытом, формами организации деятельности, целевыми уста-новками и т.п. Этот процесс носил бы исключительно нивелирующий и разрушающий специфику деятельности газетчиков, теле и радиожурналистов характер, если бы не сопровождался обратным, объективно востребованным  дивергентным процессом профессиональной идентификации. В этот процесс не может не включиться система профессиональной подготовки журналистов, чего на сегодняшний день, к сожалению, практически не наблюдается.  

Медиа – гипермедиа – трансмедиа

Приведенный обзор конвергентных и дивергентных процессов в медиа-отрасли был бы неполным без упоминания о  трансформациях медиаландшафта в целом. Четырехкомпонентная система СМИ может быть рассмотрена и несколько в ином ракурсе, – по  степени интеграции медиа и коммуникативных технологий.
Если ограничиться журналистской подсистемой медиа, то можно выделить следующие типы современных СМИ:

  1. Медиа – это достаточно локализованные издания, работающие в зоне одной из составных частей системы СМИ – печати, радио, телевидения, интернета. Это примерно то, что подразумевается под термином «традиционные СМИ». Конвергентные процессы здесь проходят в пределах 1-го и 2-го описанных выше слоев.
  2. Гипермедиа – издания, использующие одновременно различные средства доставки контента. Например, оффлайновая и онлайновая газета. Именно их чаще всего называют конвергентными. Соответственно, конвергентные процессы здесь реализуются в первом, втором, и в третьем слоях.
  3. Трансмедиа – новые медиа, относительно которых не утихают споры: можно ли их считать СМИ или нет. Например,  социальные сети, контент которых, во-первых, не информативный, а коммуникативный,  во-вторых, формируется не редакцией, а пользователями. Выход трансмедиа-ресурсов из ограниченного поля профессиональной журналистики обусловлен также расширением их функций за счет решения спектра немедийных задач. Имеется в виду прямое участие социальных сетей в бизнесе, в политике, в образовании и т.п. Трансмедиа выводят не только журналистику, но и медиа в целом за свои границы. Соответственно конвергентные процессы здесь активно разворачиваются во всех слоях, создавая почву для выбросов  конвергентных протуберанцев во внешнюю немедийную реальность.

Вывод
Мы являемся свидетелями глобальной системной перестройки инфор-мационно-коммуникативной сферы общественной деятельности. Этот процесс противоречив, сложен и многослоен. Теоретическое осмысление его в целом пока что проблематично хотя бы по той причине, что скорость изменений превышает скорость теоретико-методологической рефлексии. Очевидно также, что эта скорость будет только возрастать.  В этой ситуации остается фиксировать происходящие фрагментарные трансформации, пытаясь приспособиться к будущему.

Литература

  1. Дебрэ Р. Введение в медиалогию / Пер. с франц. – М.: Праксис, 2010.
  2. Коханова Л.А. Калмыков А.А. Штепа В.И. Информационно-коммуникативная парадигма (на примере научной журналистики). Монография.  – М., 2008.
  3. Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение.  2007. №3 (21).
  4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.  М.: ЮНИТИ, 2002.
  5. Хелемендик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры (Опыт систем-ного исследования). М.: Мысль, 1977.
  6. Хелемендик В.С. Некоторые проблемы взаимодействия СМИ. Ретро-спективный взгляд // Отечественное телевидение: традиции и новаторство. Ч. 3. М.: ИПК ТВ и РВ, 2006.
  7. Цвик В.Л. О конвергенции в журналистской науке. Вестник электрон-ных и печатных СМИ. Выпуск № 10. М.: ИПК ТВ и РВ, 2010. URL: http://www.vestnik.ipk.ru/index.php?id=1668
  8. Цвик В.Л. История теории, или еще раз об изучении ТВ (о конвергенции в журналистской науке). Вестник Московского университета. – Серия 10 «Журналистика» . – 2009, №4.
  9. Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы орга-низации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.
  10. Perkin G. The third revolution: Professional society in international perspective.  L., 1996.
  11.  

Новости

В институте

04/07/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики

04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука