Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Е.Я. ДУГИН,                                                                                                                                                               ПРОФЕССИЯ – ЖУРНАЛИСТ
зав. кафедрой телевизионной
журналистики Академии медиа-
индустрии, доктор социологических
наук, профессор
e-mail: e.dugin@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Автор анализирует условия и факторы деятельности журналиста в условиях мультимедийности. В статье рассматриваются творческие методы и приемы укрепления взаимодействия с аудиторией, способствующие повышению уровня доверия. В статье предпринята попытка переосмысления роли медиа в обществе и, в частности, идет речь о возрождении и авторской журналистики.
Summary. Author consider at different conditions and  more factors journalism activity in the field of Multimedia. The article tells about various creative methods for strengthening contacts with public for a trust. Author is propose  to be reborn at the author’s journalism.

Ключевые слова: «журналистика данных», «мокьюментари», инфотейнмент, «партисипационная» модель коммуникации, диалоговая модель коммуникации, авторская журналистика.
Key words: data journalism & data driven journalism, mockumentary,  infotainment , edutainment, communication model of рarticipation , model of the dialogue of communication,  the author’s journalism.

Деятельность современного журналиста проходит в условиях сниженного доверия к слову, а в ряде случаев полной его утраты  и социального скепсиса различных слоев аудитории. Корни недоверия произрастают из финансового кризиса 2008-го года, неудачных попыток реформирования общественного строя. Среди факторов, влияющих на доверие населения, эксперты выделяют  следующие: рост экономики, уровень благосостояния, качество услуг, имидж политических лидеров и др.  По данным международного исследования «Правительство в цифрах – 2013», уровень доверия к правительствам различных стран существенно снизился вследствие финансового кризиса. В наибольшей мере доверяют своему правительству граждане Швейцарии (77%), меньше всех показатель доверия в Греции (13%). Отмеченная тенденция затронула и Россию.

Хотя уровень доверия к правительству в России вырос за последние пять лет с 8% до 45 % (в основном, благодаря улучшению позитивного имиджа В.В. Путина), он пока остается самым низким показателем среди стран БРИКС, однако выше среднего в ОЭСР.  Можно предположить, что уровень доверия населения к правительству и реформам напрямую коррелируется со степенью доверия и к государственным средствам массовой информации.  Обсуждение общих и специфических причин недоверия – тема отдельного исследования. Однако стоит заметить, что проблема доверия населения к масс-медиа может в известной степени выступать в качестве самостоятельного фактора, независимого от социально-экономической, социально-политической ситуации и работы правительственных структур.

Если раньше, еще совсем недавно, в деятельности СМИ преобладала сенсационность, которая  «управляла» подбором, подачей фактов и всем обликом издания или телерадиоканала, то теперь, когда между информационными каналами ведется жесткая борьба за аудиторию, требуется тесное взаимодействие со зрителем, читателем, слушателем.  От аудитории напрямую зависит популярность и доход каждого СМИ. Таким образом, одним из главных ресурсов деятельности журналиста становится завоевание интереса, удержание и приумножение доверия аудитории. Кредит доверия аудитории, как ни цинично это звучит, стал источником прибыли, например, для телеканала – более надежным и проверенным, чем традиционная реклама.
Важным для нашего разговора об особенностях работы журналиста в мультимедийной среде  представляется феномен утраты аудиторного доверия к реальности, к документу и  факту - «воздуху журналистики».

В условиях произвольного обращения  с фактами и документами их непрофессиональная трактовка превращает документальность, традиционно понимаемую как отображение реальности («феномен достоверности» по  С.В. Дробашенко), в некую эстетическую систему. Отсюда такое явление, ставшее устойчивой тенденцией, как сейчас говорят трендом развития современной журналистики, как mockumentary (мокьюментари), производное  от объединения двух понятий mock (насмешка, пародия, поддельный) и mentary (часть слова от документальность). В русле отмеченной тенденции можно отметить и появление таких понятий как infotainment  (инфотейнмент), объединяющее в себе слова information (информация) и entertainment (зрелище, развлечение) и даже edutainment, комбинация из слов education (образование, просвещение) и entertainment (развлечение).

Как видим современный дискурс, связанный с коммуникацией и журналистской  деятельностью, с упорной последовательностью направляет  медиа по пути развлечений и к осуществлению манипулятивных функций, к псевдособытиям, к псевдодокументалистике.  Складывается впечатление, что активное насаждение в практику деятельности медиа развлекательной составляющей направлено на то, что-бы осуществлять манипулятивную функцию, а именно – отвлекать  аудиторию от осмысления  социально-политических, социально-экономических проблем, переключать внимание населения с социально ответственного поведения на бездумное времяпровождение. К слову сказать, данные социологических исследований показывают, что все возрастные группы населения России (кроме старшей и молодежи до 20-ти лет) предпочитают в свободное время «ничегонеделание» всем другим видам занятий . 

Вряд ли приходится сомневаться, что утверждение данного феномена в культуре повседневности обошлось  без влияния телевидения, которое львиную долю времени в структуре своих программ отводит развлекательным передачам.  Нарастание развлекательного контента как тенденцию развития отечественного телевидения отмечает в своих исследовательских проектах известный аналитик телевизионной продукции компания «Видеоинтернейшнл».
Есть и другая точка зрения, которая обосновывает включение развлекательного элемента в телепрограммы информационной, образовательной направленности тем, что таким образом достигается так называемая «партисипационная» (от англ. рarticipation – участие, соучастие) модель коммуникации, реализующая право соучастия населения, в частности, в коммуникативных сообществах, на  производство и распространение информации и мнений в средствах массовой коммуникации. «Партисипационная» модель трансформирует традиционные функции и умения профессиональных журналистов, требует от них овладения  дополнительными умениями модераторов дискуссий, навигаторов в информационном пространстве, организаторов акций, информационных кампаний и т.п. 

Впрочем, в условиях «цифровизации» и  «интернетизации» медийного пространства, когда «партисипационная» модель коммуникации проявляется в полном объеме, ряд теоретиков выдвигают идеи «дисинтермедиации», ставя под сомнение необходимость в деятельности профессиональных журналистов в качестве «медиаторов» или посредников  между аудиторией (коммуникативным сообществом)  и каналом информации. Согласно такой точке зрения, отказ от журналистского посредничества способствует формированию в интернете «новой коммуникационной модели, базирующейся на исчезновении или, по крайней мере, существенном сокращении роли рассказчика».

Однако на практике предложенное понимание новой коммуникативной модели и роли журналиста не выдерживает критики. Как известно, проблема современного информационного мира – переизбыток «сырых» данных, перенасыщающих глобальную сеть. В этих условиях ценность приобретает интерпретация, компетентное толкование непроверенных, противоречивых сведений, мнений и  фактов. Умение профессионально интерпретировать нарастающий информационный поток сформировал целое направление в деловой журналистике, так называемую «журналистику данных» (data journalism & data driven journalism).
В отличие от заполонивших телевизионный экран нескончаемых видеоигр и реалити-шоу, сама природа  которых предполагает «скольжение» по поверхности фактов и мнений,  «журналистика данных» вооружает аудиторию новыми инструментами визуализации «скучных» данных, статистики, помогает с наглядной предметностью представить информацию. И в увлекательной форме проиллюстрировать известную мысль И.Гёте о том, что  «цифры не управляют миром, но они показывают, правильно ли управляется мир». Главный принцип «data journalism» –материал строится вокруг статистики, сводок, отчетов, разнообразной справочной информации, облекая их в яркую, запоминающуюся форму. А кто как не журналист способен придать «скучным цифрам» привлекательную форму? Кроме того, журналист, эксперт, ученый, располагая дополнительными знаниями, поможет аудитории увидеть что-то значимое среди нарастающего информационного шума .

Кроме того, нельзя забывать проверенные временем  журналистские заповеди, высказанные в афористичной форме: «Скажи мне факты, я узнаю. Скажи мне правду, я поверю. Расскажи мне историю, и она навсегда останется в моем сердце». Стало быть, чтобы дойти до сердца телезрителя, читателя, слушателя, надо уметь рассказать ему историю. Даже простой информационный сюжет должен строиться по законам драматургии: с завязкой, кульминацией и развязкой.
Итак, главный недостаток мультимедийности – усредненность контента, нескончаемая информационная лента безликих, серых, невыразительных текстов и картинок. По мере того, как возрастает информационный поток, увеличивается число сторонников тех, кто говорит о кризисе журналистики.

С этим трудно согласиться. В то же время вряд ли мы сможем назвать в истории журналистики еще такой период, которой  предоставлял бы столь широкие возможности работы с текстом, изображением, в котором бы были так развиты технологии сбора, подготовки и распространения информации.
Кризис заключается в том, что в последние годы наметилась тенденция к  сокращению возможностей  продажи рекламы средствами массовой информации.
Согласившись с тезисом о том, что основа современной модели коммуникации и журналистской деятельности заключается в тесном взаимодействии с телезрителями, читателями и радиослушателями, попробуем разобраться  с тем, что представляет собой современная аудитория? Аудиторию СМИ принято  рассматривать как стабилизирующую часть общества. Это рефлексирующая часть населения, как правило, со сложной структурой ценностных ориентаций, информационных запросов и культурных потребностей.

В условиях мультимедийности прежние представления об аудитории печати, телевидения и радио как об обществе, скрепленном едиными устойчиво-неколебимыми идейно-политическими взглядами и установками,  единственные различия которого пролегают по возрастным и социально-демографическим  критериям,  больше не существует. Современная аудитория СМИ под воздействием информационно-коммуникативных технологий, обильного многообразия медийных платформ «атомизировалась», распалась на «коммуникативные сообщества».

Среди журналистского сообщества бытует представление, что за период новейшей истории России не сформировалась устойчивая традиция чтения газет. Вследствие чего  былая аудитория печатной прессы «растворилась» в «никуда». Если советский период характеризовался «поколениями читателей», то современную молодежь – можно назвать «поколением писателей». Никогда прежде молодые люди  в таких масштабах не писали тексты. Правда, о  достоверной  статистике СМС-сообщений нам не- известно. Но недавно в Финляндии вышла знаковая книга, составленная из СМС – переписки влюбленной пары. Чтение захватывает покруче самого занимательного романа, потому что лапидарная форма излияния чувств, где неизбежен подтекст, недосказанность из-за экономии пространства, придала повествованию своеобразную художественную выразительность, продиктованную необходимостью сказать кратко о главном – о любви. Многое прочитывается и между строк, домысливается. И это расширяет границы восприятия за пределы читательского опыта, который, конечно же, богаче и объемнее телеграфных строк СМС-сообщений.

Но вернемся к современным тенденциям развития средств массовой  коммуникации. Эксперты отмечают, что в России  настроенная на модернизацию и инновации часть аудитории ушла в интернет, а вот пропаганда и агитация переместилась на телевидение.
Если коммуникация конструирует общество, то, следовательно, она может  конструировать и собственно механизм коммуникации и шире – способствовать формированию коммуникативной культуры. Таким образом, если коммуникацию представить как смысловое воссоздание общества, то одна из главных задач коммуникативной системы – порождение у аудитории спроса на смысл. В ряде случаев стимуляция спроса на смысл гораздо важнее, чем собственно смысл. Иначе говоря, смыслопорождение определяется информацией определенного типа. Ибо человек живет не в пространстве вещей, а в пространстве событий, в пространстве смысла.

Несмотря на различия в способах доставки контента, современные телезрители выбирают не канальный, а программный, файловый просмотр. Возможно, это стало привычкой для аудитории вследствие того, что СМИ применяют логику интернета в подаче информации, в создании информационных продуктов, приспосабливая их к особенностям цифровой эпохи.
Публика ищет в каналах коммуникаций не новости, а возможность общаться. Люди нуждаются в умном разговоре, в знакомстве с идеями, которые имеют влияние на их повседневную жизнь. Современное общество (и не только в нашей стране), по утверждению французского социального философа Жиля Липовецки, вступило в «эру нового индивидуализма» . Во всяком случае, общество  «переживает некую революцию понимания жизни», переоценки ценностей. Согласно воззрениям ученого, где-то в 50-60-е годы ХХ столетия произошла индивидуалистическая революция, в результате которой общество потребления заставило индивидуума сосредоточиться на своих внутренних ощущениях. К чему это привело? Наблюдательные аналитики, специалисты в области социальной психологии отмечают, что произошло или продолжает происходить разрушение традиционных социальных установок, постепенно исчезают императивы социальных норм и правил, предписаний в поведении, одежде, моде и т.д. Современный человек все в меньшей степени озабочен соблюдением внешних правил, которые прежде регулировали жизнь общества.

Глубоко личные ощущения, индивидуальные ценности – вот что становится самым главным в жизни людей. В условиях потери жизненных социальных ориентиров люди тем не менее не полагаются на фатализм и неизбежность, не склонны к революционным действиям, а пытаются разрешить свои проблемы при помощи сугубо индивидуальных решений .
Что касается российского общества, то оно развивается в русле отмеченных   тенденций  и пока не рассталось полностью с коллективистской моделью, но и еще не полностью индивидуализировалось. И потому не все постулаты   французского   философа  применимы   к  отечественному опыту.  Вместе   с   тем,  отмеченная   ранее   тенденция   к   расщеплению, фрагментации телевизионной аудитории отчасти объясняется индивидуализированным потреблением экранной продукции, развитием интернета, информационных технологий и мультимедийных площадок.

По большому счету, люди ищут в материалах массовой и индивидуализированной  коммуникации нечто такое, что поможет изменить к лучшему их собственную жизнь. Они озабочены этим и в реальной жизни. И в данном смысле одна из ключевых коммуникативных стратегий развития того или иного телевизионного канала состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых люди охотно будут делиться в эфире собственными идеями, глубоко личными переживаниями. И когда часть аудитории, которая предпочитает обмен идеями и историями будет больше той, которая ориентируется исключительно только на новостные события, можно считать, что этому телеканалу суждена долгая жизнь и счастливая судьба.
Конечно, события меняют судьбы людей, их личные жизни. Согласно известной теореме Томаса «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям». Это теоретическое положение должно быть краеугольным камнем   деятельности современных журналистов.

Во взаимодействии с аудиторией, собеседником психологи выделяют две крайности в поведении журналиста: искренняя увлеченность своими действиями или  циничное отношение к этому действию.
Согласно данным психологических экспериментов, журналистский материал, будь-то статья или телевизионный репортаж, должен быть построен таким образом, чтобы не только заинтересовать, но и выработать определенное отношение аудитории в течение первых 5-7 секунд. Ученые утверждают, что примерно такое же количество  времени понадобится для осознания того, возникнет  ли впоследствии какое-либо чувство, отношения между мужчиной и женщиной в момент первой их встречи.
Итак, первая фраза, предложение или реплика должна «зацепить» телезрителя, вызвать в нем желание продолжить «роман» с журналистским произведением. Если этого не происходит, то остается только сожалеть о потерянном времени и впустую потраченных усилиях.

Так называемая психологами «ролевая» борьба начинается с   первого же момента интервью, беседы. Эксперты  советуют корректно, но с изрядной долей твердости, дать понять гостю телевизионной студии кто в ней хозяин. Вместе с тем, как предлагают  профессионалы, первоначальную твердость в отстаивании роли хозяина необходимо некоторое время спустя потихонечку «смикшировать». Во-первых, заметив  «послабление», гость почувствует удовлетворение от маленькой коммуникативной победы. Во-вторых, ваш собеседник обретет внутреннее спокойствие и уверенность, столь необходимые для раскованного, непринужденного общения в студии.
Согласно исследованиям психологов, корни журналистского мастерства произрастают из наблюдений за людьми, за их манерами, вкусами, взглядами, привычками. Потом, уже в ходе подготовки материала, эти детали неожиданно всплывают в памяти и придают итоговому произведению черты достоверности, убедительность и информационную полноту, столь необходимую для воссоздания всеобъемлющей картины события, поведения героя журналистского произведения.

Именно поэтому нужно возрождение авторской журналистики, обязательно дополняемое качественной экспертизой, аналитикой.
Рассказывая историю по телевидению, журналист в мультимедийной среде обязан думать в первую очередь о том, как история будет выглядеть на мобильном устройстве, в частности, на планшетнике, который держит в руках зритель. Также приходится позаботиться о том, как подать  информацию, чтобы пользователь имел возможность передать ее в социальные сети.
Современные медиа действуют в условиях мультиплатформенной коммуникации. На руках аудитории имеются разнообразные носители информации: традиционные бумажные (газеты, журналы), IРad, IРhon, Notebook, радиоприемники. Каждый из них предлагает и содержит многообразную информацию.

Новая информационно-коммуникативная ситуация нуждается не столько в перестройке создания и распространения контента, сколько в переосмыслении функций журналистики. Актуализируется потребность в выработке новой философии журналистики. Появление социальных сетей эксперты называют третьей революцией в медиаиндустрии..
В условиях мультимедийности журналисты обязаны знать законы формирования коммуникативных сообществ, а также желания и потребности своих зрителей, читателей, слушателей.
Позитивно то, что у журналиста, благодаря компьютерной «обратной связи» – этого действительно «живого инструмента медиа»,  появилась возможность получать от аудитории информацию по актуальным темам  и, что немаловажно – моментальный отклик аудитории на выступление публициста. Это поистине революционный шаг в развитии медиатехнологий, для которого ранее просто-напросто не было технико-технологических условий.

Социальная сеть – самый оперативный поставщик мнений, информации.  Но члены сетевого сообщества нуждаются в верифицированной и эксклюзивной информации, в позиции телевизионного канала, в развитии   диалога и комментариях. Вообще взаимодействие с социальной сетью требует разработки и применения диалоговой модели коммуникации.
В этой модели, помимо информационных двусторонних составляющих, должны быть также и аккумулирующие элементы, которые всякий раз на очередном этапе дискуссии обобщают идеи, вычленяют главное и снова, на качественно новом уровне, обогащенные промежуточными выводами идеи «запускают» в «оборот» общественного мнения .
Использование диалоговой модели коммуникации позволяет не «зацикливаться» исключительно  на бесплодных дискуссиях, а  вырабатывать конструктивные решения по общественно значимым проблемам, опираясь на общественное мнение.

Поэтому контент должен быть таким, каким хотелось бы непременно поделиться с кем-нибудь. В полном объеме попытаться эксплуатировать гегелевское наблюдение о природе человеческого общения, которое он определил как «щекочущее желание высказаться». На пути к успеху в интервью или телевизионной беседе журналисту необходимо с неподдельным вниманием интересоваться житейскими историями и рассказывать свои. Телевидение должно изо дня в день рассказывать увлекательные истории. Надо учиться завоевывать доверие своего телезрителя, формировать бренд телеканала, используя непрофессиональный контент, видеоматериалы из соцсетей, а также на основе продукции коммуникативных сообществ. Только в таком случае можно надеяться, что  имидж канала будет долговечным и устойчивым. И главное интересным для аудитории.
Трансформация привычных, традиционных средств массовой информации в  мультимедийные комплексы с использованием всего разнообразия информационных и коммуникативных площадок можно рассматривать как устойчивую тенденцию.

Литература

  • Доверие для реформ // Ведомости от 18.11.2013, № 213 (3475).
  • Дугин Е.Я. Телевидение в условиях мультимедийности. – М.: изд-во «Русника», 2013.
  • Землянова Л.М. Журналистика и коммуникавистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. – М.: МедиаМир, 2012.
  • Журналистика данных: как заставить цифры говорить //WWW.gipp. ru; 7.03.2013.
  • Липовецки Ж. Анатомия роскоши// НГ-АНТРАКТ, 27 апреля 2007 г.
  • Дугин Е.Я. Создание смыслов в электронную эру. Методология и техника новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR. – М.: 2005. 

Новости института

Государственное регулирование миграционных процессов
22/09/2017
ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука