Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

В.М. ЛАТЕНКОВА,                                                                                                                                                                   ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ХХI ВЕК
кандидат филологических наук,
ученый секретарь Академии медиаиндустрии
e-mail: latenkova@gmail.com


ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются формы организации телевещания, направления и перспективы развития интернет-вещания в условиях цифровизации отечественного телевидения.
Summary.  The article discusses the forms of broadcasting, and the trends and prospects of development of Internet-broadcasting in the digitalization of national television.

Ключевые слова: интернет-вещание, телевидение, конвергенция, интерактивность, аудиовизуальный контент.
Key words: internet-broadcasting, television, convergence, interactivity, audiovisual content.

История конвергенции традиционного телевидения и сети Интернет насчитывает немногим более 15-ти лет. За эти годы отечественные телеканалы прошли путь от создания сайтов, расширяющих аудиторию за счет новой формы репрезентации в информационном пространстве, до полноценного интернет-вещания (прямопоточного, трансляционного) и создания объемных архивов программ.

В настоящее время в структуре традиционных телеканалов сосуществуют три формы организации вещания: система «телевидение в сочетании с интернет-вещанием», которая вовлекает в телесмотрение часть аудитории, покидающей традиционный эфирный прайм-тайм; система видео по запросу VOD (Video On demand), обеспечивающая возможность получения желаемого контента по желанию потребителя и интернет-телеканал, который реализует все перечисленные формы доставки контента аудитории – развитый архив телепрограмм, потоковое вещание (трансляцию), интернет-магазин, позволяющий приобрести желаемое видео и подписку на контент.
Какая из этих форм станет доминантной в обозримом будущем? Каковы направления и перспективы развития интернет-вещания в условиях цифровизации отечественного телевидения? Эти и некоторые другие актуальные проблемы рассмотрены в данной статье. Начать ее целесообразно с обсуждения отличий интернет-вещания от традиционного телевидения.

***

Главным и принципиальным отличием интернет-вещания является функционирование в сети Интернет, а следовательно заимствование всех сетевых признаков. Рассмотрим основные преимущества интернет-вещания.
Глобальное распространение. Интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время. Учитывая природу интернета как всемирной паутины, практически каждый интернет-канал априори получит глобальный статус. Для интерактивного ТВ пользователь должен подключить телевизор к спутниковой антенне и настроиться на интерактивный канал либо он должен находиться в месте, к которому подведено кабельное интерактивное телевидение. Таким образом, зона действия интерактивного ТВ значительно ограничена – как технологически, так и географически. А для приема интернет-вещания необходимо лишь подключение к интернету.
Стоит добавить, что вещатель сам выбирает способ ограничивать географию вещания в интернете, исходя из законодательных или коммерческих соображений. Например, интернет-вещание канала Rambler ТелеСеть ограничено только пользователями российского сегмента интернета. Это вызвано содержанием канала, передачи которого были куплены с правом трансляции только на территории России. Поэтому вещатель в данном случае сам ограничивает распространение интернет-вещания только зоной Рунета.

Конвергенция. С 2000-го года в интернете наблюдается рост ресурсов, которые используют все мультимедийные возможности в рамках одного СМИ. Это дает возможность одному СМИ выступать в роли телевизионного или радиовещателя, а также печатного или иллюстративного издания одновременно. Конвергенция всех видов СМИ на основе сети Интернет привела к появлению новых форм интернет-сайтов – интернет-каналов, доступ к которым возможен только через интернет.
Неограниченное количество интернет-каналов. В интернете может существовать до нескольких миллионов источников видеоинформации. Среднее количество телеканалов даже в самых крупных городах США не превышает 80-ти. Производить видео для Сети может каждый, у кого есть камера, компьютер и модем. ТВ не требует от зрителя никакой активности: откинься на спинку кресла и жди, покуда тебя развлекут. Сетевое же ТВ предполагает, что зрители становятся участниками процесса производства программы.

Неограниченный архив информации. Использование видео по запросу позволяет пользователю запрашивать информационные материалы в любом порядке, а также обращаться к архивной информации годичной, двухгодичной и большей давности. Интернет позволяет сделать то, что невозможно сделать на традиционном телевидении – вернуть передачу назад, например. Пользователь может использовать поиск по архиву аудио- и видеоинформации, набирая ключевые слова по признакам: дата, автор, тема, программа и т.д.
Дополнительные сервисы. Интернет может выступать не только как средство массовой информации. Ряд интернет-СМИ используют возможности интернета в качестве приложений к своим информационным сервисам. Например, наряду с интернет-вещанием одного из СМИ может быть реализована не только программа передач, но и корпоративный интернет-магазин, архив музыкальных композиций, форум, видеочат и т.д.

Персонализация вещания. Многие сайты используют форму регистрации как инструмент для изучения своей реальной аудитории и настройки сайта персонально под каждого пользователя. На основе данных, предоставленных пользователем, возможно не только подстраивать элементы сайта, но и менять сетку вещания и наполнение рекламных блоков. Например, если пользователь оставил в анкете данные о своих интересах – автомобили, спорт, кино, – то на сайте ему будет предложен специальный канал, посвященный автомобильному спорту, а рекламные блоки будут заполнены киноафишей.
Низкозатратная технологическая цепочка. Организация интернет-вещания требует значительно меньших затрат, чем традиционное или интерактивное ТВ: не нужно ставить передатчики, занимать большие офисные помещения, покупать специальную дорогостоящую аппаратуру, а также резервировать спутниковый канал. Интернет создан как открытая среда, где практически каждый может реализовать свои возможности. Следует также отметить, что интернет и менее структурирован с точки зрения правовых норм. Низкие затраты дают больше возможностей для создания частных, независимых, некоммерческих вещательных каналов.

нтерактивность. Это единственная сходная тенденция в развитии интернет-вещания и интерактивного ТВ. Интернет уже сейчас позволяет передавать каждому конкретному пользователю именно то, что он хочет получать, причем – с набором интерактивности. Пользователь может сам выбирать, когда и какие программы ему смотреть; он получает возможность, не отходя от экрана, обращаться за дополнительной информацией, общаться в режиме реального времени с другими зрителями из всех стран мира, совершать покупки, непосредственно влиять на происходящее в студии, а также одновременно смотреть другие программы. Это приводит к тому, что коренным образом изменяется модель взаимоотношений между вещателем и телезрителем, которого уже справедливо можно будет именовать телепользователем. Если традиционно эти взаимоотношения строятся на «добровольно-принудительной» основе (зритель может смотреть только то, что в строго заданное время в безальтернативном порядке предлагает ему тот или иной вещатель), то с развитием интернет-вещания телепользователь получит гораздо большую свободу не только в выборе того, «что» и на каком канале смотреть, но также – «когда» и «как» смотреть.

Вполне вероятно, что по мере развития техники взаимодействия со зрителем и распространением интернет-вещания в самых различных формах могут выявиться иные, более важные отличия интернет-вещания от телевидения в традиционном понимании этого явления. Многообразие форм аудиовизуального контента в интернете, их несогласованность, мультиформатность являются очевидными признаками спорадического накопления подобного опыта вещателями и авторами контента.
Вообще о появлении на этой новой коммуникативной и технологической базе чего-то иного, отличного от телевидения, говорить пока преждевременно. Новому интернет-телевидению еще следует пройти ряд преобразований:

  • на научно-техническом уровне создать предпосылки для появления новой по знаковой природе и технологии коммуникативной системы;
  • на социальном уровне реализовать общественную потребность в этой новой коммуникативной системе, которая начинает использоваться полифункционально (эта стадия пока находится в зоне роста и поиска определенной функциональности);
  • на эстетическом уровне сформировать техногенное искусство, в котором образ возникает как результат художественного освоения специфических пространственно-временных или семиотических свойств данной коммуникативной системы – до этого, разумеется, далеко.

С другой стороны, если говорить только о технологии, то совокупная масса аудиовизуального контента столь же не организована для появления чего-то более определенного, какой-либо аудиовизуальной сетевой структуры. Понятно, что и здесь требуется самоорганизация этой массы в некую, пусть и телевизионную систему, для чего потребуется:

  • спонтанное наращение «массы» узлов и линий их связи и контента;
  • увеличение форм, видов и направлений информационных потоков и баз данных;
  • селекция потоков по различным критериям (тематика, национальная принадлежность, виды информации и т.п.) и выделение «зон интересов», более или менее однородных кластеров и конгломератов информационных ресурсов;
  • объединение информационных ресурсов в системы и метасистемы (системы систем), возникновение однородных каналов;
  • структуризация и систематизация каналов по иерархическим и иным принципам;
  • межканальная корреляция, упорядочивание информационных потоков и следующий "межсистемный" период накопления информации;
  • появление общей структуры.  

Таким образом, совершенно очевидно, что ни профессиональные вещатели или производители аудиовизуального контента (телекомпании, телеканалы, киностудии и проч.), ни тем более авторы «гражданского» сегмента этого производства, ни сетевые агрегаторы не имеют определенного представления о том, как оптимально и единообразно выстроить этот огромный по массе аудиовизуальный поток в единую систему. Телевещатели, как правило, пока идут путем вторичной организации интернет-вещания или иной интернет-репрезентации своего контента и выстраивают отношения с аудиторией по принципу текущей утилитарности, тогда как публичное аудиовизуальное наполнение идет практически неуправляемо и неорганизованно.
Следует полагать, что в ближайшем будущем, после окончания войны компрессионных форматов, начнется поиск именно стандарта систематизации, то есть появления той самой межканальной корреляции и взаимодействия, которых пока нет.

***

Сегодня все без исключения телеканалы имеют интернет-ресурсы, организованные по различным принципам и с различными целями. При этом именно сейчас, когда телевидение стоит на пороге перехода на цифровое вещание, создаются уникальные возможности для дальнейшего взаимопроникновения (по принципу конвергенции или синтеза) традиционных систем телевизионного вещания и интернета.
При всем многообразии современных форм вещания традиционных телеканалов в сети Интернет создается ситуация, в которой  неопределенными остаются вопросы типологии структур и систем организации этого вида вещания. Революционным оказался переход к технологии WEB 2.0, реализующей мультимедийность и интерактивность контента и взаимодействие с аудиторией. «Появление WEB 2.0, – отмечает А. Калмыков, – характеризовалось кардинальными изменениями по отношению к контенту, пользователю и рынку. Сеть действительно начала приближаться к тому, чем она должна быть согласно своей топологии, и более того, она приобрела способность менять структуру взаимоотношений вне самой себя».

Для понимания современной ситуации, осмысления дальнейших перспектив необходимы изучение и систематизация разрозненных и невзаимосвязанных систем интернет-вещания, концепций и перспектив, которые закладывают авторы телевизионного контента в основу своей деятельности. Практики интернет-вещания, эксперты телевизионных каналов вынуждены развивать это направление своей деятельности, основываясь главным образом на собственном утилитарном представлении о предмете. Отчасти рассчитанное при помощи маркетологических и эмпирических методов интернет-вещание российских телеканалов находится в стадии развитого эксперимента и поиска организации оптимальных форм. Экспертный опрос, проведенный нами в ходе исследования, показал как разнообразие представлений о стратегии интернетизации телеканалов, так и общие ее черты.
В любом случае пока что концепция развития интернет-вещания телеканалов находится в глубочайшем отрыве от практики, в которой сосуществуют как общий вектор направленностей развития интернет-вещания различных телеканалов, так и разнообразие.

Определенно особое место занимает контент, то есть содержание, которое передается посредством интернет-ресурса традиционным телеканалом. Так, представитель весьма авторитетного и признанного на международном уровне телеканала «Russia Today», одним из первых в России реализовавшего интернет-портал rt.com, отмечает, что «большое внимание на новом портале уделено прикладным рубрикам, где любой желающий может спланировать свою поездку в Россию и забронировать гостиницу, а также начать изучение русского языка при помощи специальных видеокурсов RT – «Учите русский». А новый англоязычный социальный сервис сайта RT – Meet Friends (Встречайте друзей) располагает большим набором функций для общения и позволяет знакомиться и находить друзей по всему миру».  С другой стороны, Д. Терехов, управляющий партнер Агентства «Социальные сети», определяет следующие приоритеты при формировании контентного наполнения сайта:

  • в первую очередь правильное позиционирование ТВ-контента с пониманием того, кому, зачем и как преподнести имеющееся многообразие контента;
  • соответствие общим тенденциям, принятыми в Сети, – дизайн, юзабилити, учет специфики целевой аудитории;
  • учет текущих модных течений (например, сегодня это – соцсети).

Разумеется, практики не обходят стороной вопрос и о сервисах, связанных с потреблением телевизионного продукта в структуре интернет-портала. С. Никаноров, статс-секретарь ТТЦ «Останкино», заслуженный изобретатель СССР, академик Международной академии информатизации, кандидат физико-математических наук полагает, что «в случае пропуска интересующего контента в традиционном вещании у пользователей появляется возможность в удобное время воспользоваться интернет-сервисами (запись пропущенной программы, повтор и т.п.)».  Параллельно с сервисами для аудитории, отмечает он, появляется возможность сбора статистических данных в режиме реального времени. Возможность интерактива со зрителями упрощает их доступ и увеличивает эффективность в реализации сбора информации от пользователей.

Р.Батыршин, председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», четко расставляет приоритеты и принципы формирования структуры портала своей телекомпании, которые в достаточной степени обоснованы современными ожиданиями аудитории:
а) на портале должны быть представлены новости и отдельные разделы всех стран Содружества, отдельные страницы стран Содружества, страницы филиалов и представительств МТРК «Мир». Также на портале представлен весь ряд программ собственного производства телерадиокомпании;
б) структура должна быть понятна и привычна как пользователю (юзабилити и т.д.), так и поисковым машинам и новостным агрегаторам. Структура портала телерадиокомпании, структура всего комплекса сайтов создавалась, исходя из этих основных критериев с учетом новых факторов. Структура портала не является статус-кво, она постоянно трансформируется, учитывая внешние и внутренние потребности и вызовы.

Структура сайта, по мнению ТРК МИР, должна определяться в первую очередь прагматично-коммуникационными приоритетами. Важно, чтобы он был максимально понятным, чтобы пользователь в нем не путался, а сразу понимал, куда нужно нажать – где посмотреть, где написать комментарий, где прочесть дополнительную информацию. Сайт, безусловно, должен быть стильным, но прежде всего понятным и простым.  
При этом никто из экспертов не сомневается в особой роли интернет-вещания и перспективности данного направления развития телеканала.
Для Russia Today это формулируется в целом ряде четко структурированных принципов:

  • онлайн-вещание на сайте – обязательное условие;
  • максимальное размещение в интернете мультимедийного контента с очищенными для интернета правами;
  • экспорт собственного видео-плеера как можно шире;
  • создание приложений для Smart-TV. С апреля по декабрь 2011-го года количество пользователей этих приложений, например, у LG выросло в 50 раз. Сейчас прирост аудитории составляет 30% в месяц.

В Social Networks Agancy (Агентство «Социальные Сети») не сомневаются, что интернет-сайт – это еще одно средство доступа потребителя к контенту телекомпании. В современных условиях телекомпания это не башня, которая вещает, это команда, которая или сама готовит контент, или продюсирует его, заказывая у сторонних производителей. И поэтому не имеет особого значения, каким образом потребитель с этим контентом коммуницирует – получает он его с помощью спутника или с помощью обычной антенны, или смотрит его на YouTube. Имеет значение сам факт коммуникации потребителя с контентом. А. Гарматин писал об этой тенденции многими годами раньше: «Интернет уже сейчас позволяет передавать каждому конкретному пользователю именно то, что он хочет получать, причем с элементом интерактивности. Пользователь может сам выбирать, когда и какие программы ему смотреть; он получает возможность, не отходя от экрана, обращаться за дополнительной информацией, общаться в режиме реального времени с другими зрителями изо всех стран мира и даже непосредственно влиять на происходящее в студии».

При этом особая роль уделяется и расширению возможностей потребителя получить максимальный комфорт при общении с сайтом. RT, придерживаясь современной концепции юзабилити (удобства потребления), привносит в создание портала множество современных возможностей. Все разделы сайта интерактивны, пользователи могут оставлять свои комментарии и размещать ссылки на новости RT в Twitter, Facebook и других социальных сетях. «Помимо новостных разделов, – указывает главный редактор телеканала «Russia Today» М. Симоньян, – где можно смотреть прямой эфир телеканала, читать международные и российские новости, на сайте представлен уникальный контент в виде аналитики, блогов ведущих, фоторепортажей и даже интерактивных 3D туров по студиям RT».

Несомненно, ориентированные на международную аудиторию телеканалы стремятся расширять и функциональность интернет-сайтов. Портал МТРК «Мир», например, содержит несколько пластов – горизонтальных и вертикальных. По горизонтали: сайт МТРК: www.mirtv.ru, новостной портал www.mir24.TV, есть также сайт телеканала и радиостанции. По горизонтали: есть сайты, которые поддерживаются штаб-квартирой, есть сайты представительств и филиалов. У каждого сайта (портала), отмечает Р. Батыршин, свои задачи и цели. «Тем не менее, – говорит он, – все сайты семейства «Мира» объединены в рамках единого мультимедийного портала. Сегодня посещаемость портала составляет порядка 50 000 уникальных пользователей в сутки. Несмотря на то, что основу контента составляют материалы телеканала и радиостанции «Мир», мы рассматриваем портал как самостоятельное СМИ. Его главная задача – создать и развивать целевую аудиторию пользователей, которые не входят в ЦА телеканала и радиостанции. Конечно, это не значит, что мы отрицаем задачу кросс-промоушена, которая стоит перед каждым интернет-сайтом каждого телеканала и радиостанции».

Е. Злотникова, заместитель генерального директора по развитию сети и связям с общественностью ОАО «ТВ Центр», четко описывает ситуацию взаимодействия сайта и аудитории: «Раньше я нажимала кнопочку «видеоархив», и здесь просто программа шла с начала до конца. А потом мы сообразили, что люди, которые пользуются телевидением в интернете, не будут смотреть 26-39 минутную программу. Для интернета это «кирпич», просто не перевариваемый совершенно. В интернет заходят по-другому, в интернете другие временные рамки, другое пользование. Что мы сделали? Мы нарезали программы короткими кусочками».

Особо отмечают эксперты и то обстоятельство, что в настоящее время интернет-вещание выполняет функцию альтернативы телевещания. Пользователи в Сети, не имеющие возможности воспользоваться традиционным телевизионным оборудованием для просмотра прямого эфира, могут получить интересующую трансляцию посредством интернет-вещания. «Основным достоинством подобной интеграции, – пишет профессор О. Самарцев, – стала полная доступность контента – как в получении, так и в просмотре, а с учетом технических характеристик устройства – компактности и качества экрана в первую очередь – превратило это достоинство в новый формат отношений с аудиторией. Традиционно локализованное по просмотру телевидение приобрело свойства, онтологически характерные для радио – возможность просмотра в фоновом режиме».
Аудитория телеканала «Мир» на сегодня распределяется следующим образом: Российская Федерация – 73,6%; Казахстан – 9,9%; Белоруссия – 8,1% и т.д. В Сети наблюдается зависимость от проникновения интернета в той или иной стране и численности интернет-пользователей. Конечно, преобладает российская аудитория – 50% от общего числа посетителей сайта, Украина – более 18%, Казахстан – почти 8%, Беларусь – около 7%.

При этом аудитория интернет-вещания отличается от телевизионной по нескольким параметрам. Во-первых, это территория охвата. Интернет позволяет просматривать контент телеканала вне зависимости от местоположения потребителя информации, что влияет на структуру территориальных предпочтений. По данным Liveinternet, квартальная российская аудитория (по состоянию на III квартал 2011-го года) составляет порядка 60%; 17% просмотров портала приходится на Украину; Казахстан – 5.8%; Беларусь – 4.5%; Германия – около 3%. Молдавия – 1.6%, США – около 1 %. Остальные страны и неопределенный IP ≈7%.

Тем не менее, полагает Р. Батыршин, в целом структура территориальных предпочтений схожа. Половозрастной состав интернет-вещания МТРК «Мир» также сопоставим с общей аудиторией телеканала. Посетители портала МТРК «Мир» так же, как и аудитория телеканала, в основном женщины среднего и старшего возраста. Это обстоятельство характерно для аудиторий интернет-представительств телеканалов. И все же в Сети наблюдается сдвиг в сторону «более мужской» и «более молодой» аудитории, что также отражает особенности общей структуры интернет-аудитории относительно аудитории ТВ.
Другой международной направленности телеканал «Russia Today» отмечает заинтересованность западного потребителя в контенте российского канала. «Наш сайт, – считает М. Симоньян, – является самым популярным иноязычным ресурсом из России, более 50% посетителей rt.com проживают в США, Канаде и Великобритании. Новый портал RT станет одним из основных источников информации для тех, кто заинтересован в получении максимально объективной картины на происходящие в мире события и, помимо новостей, хочет узнать больше о России, ее культуре и истории».

Конечной мотивацией деятельности любого телеканала становится его коммерческая успешность. Рейтинговые показатели, влияющие на доходы, становятся вторичными в интернете, там действуют механизмы оценки востребованности контента, основанные на иных технологиях. Однако рекламная составляющая, как она ни мала на сегодняшний день – серьезная и ожидаемая перспектива для интернет-вещания. «Пока интернет-вещание непринципиально влияет на рекламные доходы, потому что к интернету все еще рекламодатели в большинстве своем относятся как к какому-то не самому что ли популярному каналу для промоутирования товаров и услуг, – отмечает Д. Терехов, – по-прежнему самые главные бюджеты находятся в области телевизионной рекламы. Но тренд последних лет и особенно 2011-го года – это значительное увеличение бюджетов на интернет-рекламу. И в этом смысле интернет-сайт нужно рассматривать как совершенно отдельную площадку. Здесь как раз не возникает интеграции, здесь скорее все наоборот – аудитории телевещания и интернет-вещания настолько разные, что та реклама, которая показывается по ТВ, и та, которую следует размещать на сайте – эта реклама для разных аудиторий, хотя продукт и там, и там может быть один и тот же».  Более того, Р. Батыршин признал, что интернет-вещание не представлено в структуре рекламных доходов МТРК «Мир»: «В ноябре 2011-го года планируется запуск и тестирование рекламного движка для портала. Первые и предварительные итоги можно будет подводить не ранее окончания первого квартала 2012-го года. Сначала планируется запустить медийную (баннерную) рекламу, чуть позднее pre-roll, post-roll, mid-roll (реклама до, в середине и после видео-ролика)».

Несомненно одно: интернет-телевидение, как и другие интернет-СМИ, обладает новыми технологическими возможностями: гипертекст (текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединённых системой), мультимедийность, интерактивность (прямое общение СМИ и пользователей) и трансграничность (стирание масштаба, распространение информации независимо от географического местоположения редакции СМИ). Эти онтологические признаки интернета как канала передачи и распространения информации не свойственны ни печатным изданиям, ни радиовещанию, ни телевидению.
Переход современного телевидения из эфира в интернет по пути конвергенции – длительный и многоступенчатый процесс. Но именно в нынешний период цифровизации всех телевизионных процессов создаются особые условия взаимопроникновения телевидения и интернет-технологий по многим направлениям – как в сфере создания телевизионного контента, так и по доставке его аудитории. Практики во все большей степени понимают, что «если сегодня побеждает тот, кто доставляет программы максимальному количеству зрителей, то завтра выиграет тот, кто сумеет обеспечить адресную доставку конкретных программ конкретным зрителям». 

В упомянутой статье А. Гарматин отмечает, что «история развития интернет-вещания за 12-летний отрезок прошла значительный этап от дублирования эфирного видео до оригинальных авторских проектов с богатыми интерактивными возможностями».  При этом меняется не только канал доставки телевизионного зрелища, но и форма взаимоотношений потребителя с этим контентом. Важно и то обстоятельство, что интернет-вещание общенациональных российских телеканалов вышло из стадии экспериментов, сформировалось как отдельный и весьма существенный медийный сегмент. Каждый телеканал видит особые основания для осуществления интернет-вещания и получает множество мотиваций его развития. Можно предположить, что развитие технологий широкополосного интернета в ближайшее время сотрет границы между вещательным качеством глобальной сети и традиционных каналов. Это, несомненно, приведет к новому уровню развития телевизионного вещания и даст ему новые перспективы.
***
Одна из наиболее значимых и вполне реальных перспектив телевидения в интернете существует у образовательного телевидения как системы, вытесненной из телевизионного эфира коммерческим вещанием в начале 90-х годов прошлого века. Между тем именно в условиях реформирования системы образования телевидение становится эффективным и востребованным средством, интегрированным в эту систему. Образовательное телевидение в сети Интернет имеет множество перспектив, поскольку, c одной стороны, его методология вполне утилитарна и востребована наиболее радикальной интернет-аудиторией (студенческий возраст), а с другой – видеоподкастинг и иные его формы легко адаптируют именно образовательную информацию.
Онлайн-вещание снижает значимость, а то и вовсе устраняет с информационного поля устройства видеозаписи, которые в силу специфики работы с удаленным сервером становятся лишним звеном цепи вещатель – аудитория. По сути дела оно ставит точку в процессе «видеомагнитофонного бума» в любой его – магнитной, оптической или Flash-интерпретации. Очевидно, что это обстоятельство делает интернет-канал особо востребованным именно в системе образования разного уровня, поскольку позволяет использовать телевизионные ресурсы в процессе обучения, интегрируя их по желанию преподавателя в структуру занятия любого типа.

Существенно также взаимодействие с потребителем и в ходе самостоятельного или дистанционного обучения. Весьма популярны сегодня телеканалы pedsovet.org/video, teachers.tv – телеканал, на котором не только публикуются учебные материалы, но и происходит обмен опытом преподавания практически во всей центральной Европе.
Особое место в российском сегменте занимает www.sgutv.ru – общероссийский образовательный телеканал Современной Гуманитарной Академии, который обладает и системностью, и востребованностью, и достаточным содержательным образовательным ресурсом: он реализует принцип электронного обучения (ЭО), которое «предусматривает индивидуальное обучение каждого студента через интернет с помощью учебных материалов и продуктов, выложенных на сайт (портал) базового вуза».   Относительно   недавно   (с 1 сентября 2009 г.) был создан и эффективно работает образовательный портал UniverTV, который позиционируется как аналог популярных западных порталов, подобных сайтам Калифорнийского  университета в Беркли [http://webcast.berkeley.edu/ courses.php], Массачусетского  технологического института [http://ocw.mit.edu/] и международного консорциума университетов – OpenCourseWare (OCW), в который входит около 160-ти университетов из более чем 20-ти стран.

При этом отмечается рост популярности подкастового контента (профессионального или любительского), построенного по инструктив-ному типу (по сути дела образовательного) – в сфере IT технологий, программного обеспечения, утилитарной сферы (как сделать, как определить, как добиться и т.д.). Стремление к телевизионной визуализации образовательного содержания является естественным следствием дидактических принципов, декларируемых со времен Яна Амоса Коменского, поскольку для обучения «необходимо наглядно представлять не только то, что дано для непосредственного восприятия чувствами, но и то, что выражается абстрактными законами и моделями».
В практическом смысле следует отметить и стремительно растущее число сугубо образовательных подкастов (Видео «Спросите у астронома», подкаст «Английский как второй язык», Photoshop TV, подкаст Мэтта «Сегодняшний день в истории», Химия 1A – введение в химию, Apple Podcasting Server, образовательные подкасты в iTunes и т.п.). Исследователи в сфере высшего образования отмечают, что электронные образовательные технологии сегодня востребованы комплексно в целом спектре образовательных программ. Как считает В.А. Болотов, вице-президент Российской академии образования, онлайн-технологии применимы «не только для обучения студентов, но и в программах повышения квалификации, программах подготовки и переподготовки кадров... если учесть еще и масштабы России».

Образовательное телевидение в интернете создает особые предпосылки для будущего развития. Очевидно, что телевидение являлось и является «важнейшим фактором общественного бытия человека, регулярно передающим ему самую разнообразную информацию, дополняющую его непосредственный опыт, помогающую ему в его познавательной деятельности, влияющую на его мировоззрение и образ жизни».  Телевидение в Сети обогащается в совокупности с этими качествами и с особым типом потребления интерактивного видеоконтента. С точки зрения психологии потребления, оно идентично посещению супермакета, в котором не только наверняка есть все, что мы планируем приобрести в большом ассортименте, но и многое из того, что мы приобретать не планировали, но приобретаем за счет удобной выкладки на стеллаже. При этом специалистам уже становятся понятны и направления будущего развития сетевых видеоресурсов.

Добавим, что реализация собственно образовательной, просветительской функции в интернете началась достаточно активно. Уже сейчас существует множество специализированных образовательных и просветительских видеоресурсов, которые в потенциале могут обеспечить за счет разнообразия контента самый широкий диапазон познавательных ожиданий аудитории. К сожалению, для российского потребителя многие ресурсы в силу языкового барьера могут оказаться недоступными. Но по мере развития рынка во взаимоотношении спроса и предложения процесс «русификации» этой сферы начнется совсем скоро. А если учесть, как считает Ф. Уэбстер, что «информация (то есть информационные технологии – авт.) оказалась решающим фактором в возникающем глобальном локализме, с помощью которого увязываются и управляются международные и локальные проблемы и интересы»,  то решение проблемы не за горами.

Цифровое телевидение при условии интеграции с сетевыми технологиями в этом отношении весьма перспективно, поскольку существующие образовательные и просветительские ресурсы легко впишутся в многоканальный контекст новой телевизионной сетки. Телевидение по своей природе обладает рядом функций, одной из которых, по мнению Р.А. Борецкого, «является не только передача информации от одной части общества к другой, не только циркуляция, взаимообмен информацией, но и передача знаний во времени – от поколения к поколению».
Таким образом, если отвечать на вопрос о целях интеграции телевидения в глобальную Сеть, то следует рассматривать как его возможности, так и функциональность. В этом отношении приведенные аргументы доказывают, что у самого процесса выхода образовательного телевидения в Сеть есть множество оснований, поскольку традиционные взаимоотношения его с аудиторией неизбежно меняются под влиянием новой технологии, которая по своей природе потенциально более функциональна.

***

Становится очевидным, что развитие технологий широкополосного интернета (в том числе и в мобильных сетях) в ближайшее время сотрет границы между вещательным качеством глобальной Сети и альтернативными каналами. Это приведет к новому уровню развития телевизионного вещания и даст ему новые перспективы. Уже сейчас телевещатели стремятся, с одной стороны, к увеличению пользовательских свойств своего ресурса, а с другой, идут по пути расширения своего базового контентного наполнения. При этом аудиовизуальная информация – содержание вещания телеканала – становится не превалирующей, а равноправной частью информационной конвергентной системы интернет-портала.

Изучение практики интернет-вещания и ресурсов, на базе которых оно осуществляется, показывает, что стилевые и форматные свойства телеканала сохраняются на порталах в разной степени, что свидетельствует о разнообразии стратегий интернетизации. Информационный выход в интернет, который для телеканала является чуждой эстетической и коммуникативной средой, за счет конвергенции потребует достижения гармонии в содержании и формате самого канала и его электронной версии. Можно спрогнозировать, что в ходе подобного конвергентного преобразования на телевидении должен возникнуть новый синтетический продукт, максимально использующий все достоинства и сильные стороны телевидения с его сложившейся эстетикой и социальной активностью в сочетании с технологическими, коммуникационными и социализирующими возможностями интернета. Так, проведенный в ходе исследования семантический эксперимент, показывает, что большая часть современных сайтов телеканалов стремится к интерактивности во всем многообразии ее проявлений, к привлечению аудитории к активному взаимодействию.

Если прогнозировать перспективы развития вещания телевизионных каналов в сети Интернет, то достаточно очевидно, что пионером в этой сфере может стать образовательное телевидение, вытесненное с экрана телеразвлечениями, политикой и рейтинговыми программами. В сетевом воплощении в условиях реформирования системы образования именно общедоступные интернет-каналы становятся наиболее эффективным и востребованным средством, которое легко интегрируется в систему образования и вызывает активность аудитории. Уже на этом этапе развития сетевых аудиовизуальных ресурсов понятно, что рост их популярности – показатель сложившейся тенденции. Следует учесть, что это вполне обосновано, поскольку образовательное телевидение в сети Интернет, c одной стороны, вполне утилитарно и востребовано наиболее радикальной интернет-аудиторией (студенческий возраст), а с другой – интернет-телевидение во всех формах легко адаптирует именно образовательную информацию.

Кроме того, имеются все основания прогнозировать, что интернет-телевидение и традиционное ТВ в процессе конвергенции превратятся в особый тип производителя аудиовизуальной информации, распростра-няемой как по федеральным, дециметровым, спутниковым и кабельным каналам, так и через интернет. Уже на данном этапе развития интернет-телевидение формируется как принципиально новый канал распространения информации, который берёт многое от своих предшественников, прежде всего эфирного телевидения, но перерабатывает, исходя из специфики своих технических возможностей и среды распространения.

Полиформатность доставки современного аудиовизуального контента, его доступность в сети Интернет, новые формы взаимодействия с потребителем (особенно интерактивные) оказывают существенное влияние и на содержание аудиовизуального контента, и на его эстетику, архитектонику, форматы и язык. Некоторые новые формы видеоконтента в Сети понемногу встают на место традиционных телевизионных продуктов, что должны учитывать и производители телевизионных программ.
Таким образом, традиционное телевидение, развиваясь в сторону увеличения числа нишевых каналов при переходе на цифровое вещание, будет вынуждено заимствовать у интернет-вещателей их принципы взаимодействия с аудиторией.

Литература

  • Борецкий Р. Телевизионная программа. – М.: 1967.
  • Волкова Ю. Цифровое телевидение: в ожидании чудес невозможных // Сайт FERRA.RU – [Электронный ресурс] – URL: http://www.ferra.ru/online/video/s25309/ [по состоянию на 28.02.2011].
  • Гарматин А. Взгляд на историю телевещания в Интернете через «окно возможностей» – [Электронный ресурс] – URL: http://articles.excelion.ru/science/info/57740072.html
  • Гарматин А. Некоторые принципы функционирования сетевого телевидения – [Электронный ресурс] – URL: http://www.studzona.com/referats/view/38042
  • Ефимов Э. Два телевидения две культуры //Телевидение вчера, сегодня, завтра. – 1981.Вып.1.
  • Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: Дис. на соискание ученой степени д-ра филол. наук. – М., 2009.
  • Карпенко И. Новая парадигма XXI века // Высшее образование в России. № 4. 2007.
  • Самарцев О.Р. Синестезия мультимедийной коммуникативной среды как новая телевизионная парадигма. В сборнике «Проблемы канадоведения в российских исследованиях». Вып.4. - М.: Н.Новгород, НКИ. 2011.
  • Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование. – М.: ИПК, 1998.
  • Уэбстер Ф. Теории информационного общества – М.: Аспект Пресс,2004.
  • Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информационные технологии в образовании – плюсы и минусы // Высшее образование в России. № 11. 2009.

Новости института

ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента
19/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука