Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Н.Н. ЕФИМОВА,                                                                                                             К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Т.Н.ХРЕННИКОВА
зав. кафедрой звукорежиссуры, доктор искусствовеления
и режиссуры мультимедиа
Академии медиаиндустрии
e-mail: efimova-ipk @mail.ru


МУЗЫКА ДЛЯ ЭКРАНА

Аннотация. В статье говорится о музыке, которую Тихон Хренников сочинял для кино- и телевизионных произведений, а также о том, что многие его песни  стали   жить  самостоятельной  жизнью.
Summary. In this ariicle it is spoken about music which Tikhon Hrennikov composed for film and television movies and also that many songs from these  works  began  to  lead  independent  li.
        
Ключевые слова: музыкальное оформление, опера, балет, песня, самостоятельная жизнь песни, кинофильм, телефильм.
Key words: musical arrangement, opera, вallet, song, independent living lyrics, motion picture, telefilm, installation.

Выдающийся советский композитор Тихон Николаевич Хренников в своем творчестве обращался к различным музыкальным жанрам. Среди них оперы – «В бурю» (1939), «Мать» (1957), комические  оперы  «Фрол Скобеев» (1950), «Доротея» (1983),  «Золотой  теленок» (1985),  «Голый  король» (1988); балеты –  «Любовью  за  любовь» (1976),  «Гусарская  баллада» (1979);   три  фортепианных,  два  скрипичных  концерта,  три  симфонии,  множество  песен  и   музыка  к  драматическим  спектаклям,  теле-  и  кинофильмам.

Тихон Николаевич написал музыку к кинофильмам «Борьба продолжается» (1938), «Свинарка и пастух» (1941), «Возвращайся с победой» (1941), «В 6 часов  вечера  после  войны»  (1943-44),  «Поезд  идет  на  Восток» (1947),  «Донецкие  шахтеры» (1950),  «Кавалер  Золотой  Звезды» (1950-51),  «Верные  друзья» (1954), «Капитанская  дочка» (1959),   «Гусарская  баллада» (1962); к телефильмам  «Дуэнья»  (1978),  «Операция  на  сердце» (1982).
Кинематограф привлекал Т.Н.Хренникова еще с 30-х годов. К  этому времени он был уже сформировавшимся композитором, интонационный язык которого выкристаллизовался  в  его  вокальных  и  инструментальных  произведениях.  Удивительный  мелодический  дар  сделал  написанную Хренниковым  музыку  для  экрана популярной  и  любимой  народом.

Тихон Николаевич обогатил язык киноискусства и в то же время открыл в нем для себя новые выразительные возможности композиторского творчества. Он писал: «Я вообще люблю писать музыку для кино. Особенно к кинофильмам, где музыке предназначена серьезная роль. И здесь меня привлекает именно конкретность задания, определенность образов, ситуаций. Все это как бы импульс к действию, первый шаг, вызывающий ответную реакцию в композиторской фантазии, чаще всего неожиданными  музыкальными  ассоциациями…».  
Как глава Союза композиторов Т.Н. Хренников прилагал немалые усилия, чтобы привлечь к написанию музыки к кинофильмам талантливую молодежь. Это можно объяснить тем, что эту музыку слышат миллионы, за короткий отрезок времени с нею знакомятся  огромные  массы  людей.  И если эта музыка яркая, запоминающаяся и трогающая душу, то она  мгновенно  становится  народной. Кроме  того,  киномузыка,  как  писал Тихон  Николаевич,  это –  своего  рода  пробный  камень на умение композитора сочинять просто, естественно, убедительно, но без лишнего упрощенчества  и  легковесности;  красиво  и  выразительно. 

Музыка в фильмах композитора никогда не была просто фоном, но всегда полноправной участницей действия, активно включалась в драматургию фильма, усиливала впечатление от действия, изображения.  Как писала Т. Боганова, «Хренников – обладатель  удивительно  лиричного,  проникновенного  таланта.  Его  музыка  к  кинофильмам  всегда говорит  нам  о самом  человечном, жизненном, теплом, задушевном, о том, что особенно близко каждому простому человеку. Киномузыке  композитора всегда  свойственна русская интонация, русский  мелодизм. Национальное  у  Хренникова –  это  своеобразный  сплав  крестьянской  протяжной  и  городской  песни  с  новейшей  эстрадной,  так  называемой  легкой  музыкой».   
Первой значительной работой Т.Н. Хренникова в кино была картина «Свинарка и пастух». В фильме (режиссер И.Пырьев) маленькая и скромная девушка (актриса М. Ладынина) из деревенской глубинки полюбила джигита, пастуха (артист  В. Зельдин).  События  разворачивались  на  фоне  сельскохозяйственной  выставки  в  Москве.  Любовь  оказалась  взаимной  и  вынесла  ряд  испытаний.

Тихон Николаевич, получивший предложение написать музыку, взялся за дело с большим вдохновением и увлеченностью. Он хорошо понимал, какая большая нагрузка ложится именно на эмоциональный  фон фильма. Вместе с  И. Пырьевым  ему  удалось  создать на  экране подлинно народную  музыкальную  комедию. Кстати,  с  этого  времени началось  творческое  содружество  композитора  с  талантливым  поэтом  В.Гусевым.
Многие исследователи  отмечали глубоко национальный характер мелодий фильма. В их основе – русская песня. Песни из кинофильма стали потом жить самостоятельной  жизнью.
Фильм «Свинарка и пастух» монтировался в дни первых фашистских налетов. Создателей фильма очень волновало то, как будет воспринята зрителями эта безоблачная лента, именно тогда В.Гусев  написал  слова  финальной  песни:
                               И когда вражьи танки промчатся,  
                               Мы с тобою пойдем воевать,
                               Не за тем мы нашли свое счастье,  
                               Чтоб врагу его дать растоптать.
С  этими словами в картину ворвалось огненное дыхание войны, и она оказалась очень актуальной. Фильм пробуждал патриотические чувства, песни из него обрели всенародную  популярность,  а  некоторые  стали  мощным  оружием  в  борьбе  против  врага.

В начале 1942-го года  режиссеру  И.Пырьеву, оператору В.Павлову, поэту В.Гусеву, композитору Т.Хренникову и актрисе М.Ладыниной была присуждена  Сталинская  премия  за  этот   фильм.
В 1944-ом году был создан еще один замечательный фильм, который внушал зрителям веру в скорую победу – «В  6  часов  вечера после войны» (режиссер  Д.Васильев,  композитор  Т.Хренников).
Сюжет кинокартины незамысловат – два фронтовых товарища влюбляются в воспитательницу детского сада Варю (актриса  М.Ладынина). С одним из них – Василием Кудряшовым (актер Е.Самойлов)  у  нее  завязывается  роман.  Война  на  некоторое  время  их  разлучает, но в последнюю  минуту  перед  расставанием  они договариваются,  что  обязательно  встретятся  в  6  часов  вечера  после  окончания  войны. Популярность  этого  фильма  была  огромной.  Достаточно  сказать,  что  многие  молодые  люди  после  его  просмотра    стали  назначать  свидания  в 6  часов  вечера  после войны на том же мосту, где встретились  Варя  и  Василий.

В этом фильме много песен: «За мирною чаркою», в которой друзья рассказывают о своей военной жизни; «Вставайте, вставайте, пощады  не  знайте» – песни, которой  провожают  солдат  на  фронт;  песня  Вари  и  Василия  со  словами « Сказать  нам  хотелось  так  много,  так  много»  и  «До  встречи,  до  встречи,  до  нашей  победы,  до  вечера  после  войны». Благодаря  музыке  у  зрителей рождались  чувства  оптимизма,  веры  в  счастливое  будущее.
Кроме песен в картине используется музыка, создающая эмоциональный фон действия. Так, например, в момент ранения Вари звучит симфоническая музыка с тревожными интонациями. В  сцене, где  Василий  ждет  Варю в назначенный вечер после окончания войны, звучит инструментальный вариант песни со словами  «Прощай, говорила невеста». «В музыкальную партитуру Хренников  вложил и накопленный песенный опыт, и  разнообразие военных впечатлений, и несокрушимую веру в торжество  правого  дела.  Все  это  во  многом  способствовало  успеху картины,  широкому  распространению ее  музыкальных  номеров».   

Узловыми  моментами, цементировавшими каркас музыкальной и общей кинодраматургии фильма, явились три песни: «Марш артиллеристов», который звучал на титрах в увертюре фильма и который  по сути выполнил в дальнейшем роль лейтмотива; марш-пляска «Лихая артиллерийская», выдержанная в духе удалой русской солдатской песни и марш-гимн со словами «Живи, наша Родина». Кроме  этого  в  фильме  были  прекрасные  песни  с  вальсообразным  аккомпанементом – песня «Но дело не в этом,  друзья»;  поэтичный  песенный  дуэт  «Москва»,  а также задорная и жизнерадостная песня Вари «А мы с девчатами  мечтали  вечером».
Фильм вышел на экран осенью 1944-го года и был воспринят как своего рода художественное предвестие победы. Люди толпились у кинотеатров. Все жили  надеждой на скорую победу. Публика видела на  экране не художественную фантазию, а близкую реальность. Авторам  удалось в этой картине, в том числе и силой  музыки,  соединить  жанровую  условность с жизненной  реальностью.

В конце 40-х годов и начале 50-х Т.Хренникову довелось поработать с режиссерами Ю.Райзманом и Л.Луковым. Для Ю. Райзмана он написал музыку к фильмам «Поезд идет на Восток», «Кавалер Золотой Звезды», а для  Л.Лукова к ленте «Донецкие  шахтеры». В этих фильмах  было  много музыки, но, как писали в печати, ни изобилие музыки, ни великолепные актеры, ни режиссерское и операторское мастерство не смогли вдохнуть жизнь в неудачные  сценарии. И все-таки среди них выделялся фильм  «Поезд идет на Восток», где одну из песен «Мы прощаемся с Москвой,  перед нами путь большой» пел сам Хренников, пел очень задорно и эмоционально.
Сюжет  фильма прост – морской офицер Николай (артист Л. Галлис) знакомится с девушкой Зиной (артистка Л.Драновская). Так случилось, что они ехали  на  одном  поезде,  в  одном  вагоне  и  даже  в  одном  купе.  Сначала  девушка  показалась  Николаю  вздорной  и  легкомысленной  особой,  но  потом  он  понял,  что  это  просто  маска.  На  самом  деле  Зина  оказалась  очень  милой,  женственной  и  любящей. Эмоциональный  характер музыки очень хорошо сочетался с общим настроением картины,  придавая ей романтический характер.
В 1954-ом году на экраны страны вышел замечательный фильм «Верные друзья» режиссера М.Калатозова с музыкой Т.Хренникова.

Сюжет фильма повествует о трех закадычных друзьях – Боре, Васе и Сереже, которые впоследствии стали: один архитектором Василием Васильевичем Нистратовым (актер В.Меркурьев), другой – хирургом Борисом Петровичем Чижовым (актер Б.Чирков), а третий животноводом – Александром Федоровичем Лапиным (актер  А.Борисов).
Взрослые, солидные люди сохранили свою дружбу, и вот однажды решили провести отпуск вместе, путешествуя по сказочно красивой реке. Причем не на теплоходе в комфортабельных каютах, а…на плоту (что  привело  в  изумление  важного,  напыщенного  архитектора, которого друзья иногда называли «индюком»). По пути их ожидали различные смешные  приключения,  но, в  конце  концов,  они  благополучно  возвращаются в Москву, полные ощущений восторга и радости от проделанного  путешествия.

Музыкальный мир этой кинокартины отличался удивительным многообразием – тут и красивые симфонические картинки, связанные с подмосковными пейзажами, тут и меткие жанровые зарисовки, и, конечно, замечательные песни. Фильм начинается с инструментального варианта «Помню  дальней  стороною»,  а  затем «Лодочки»  со  словами «Плывет,  качаясь  лодочка». Эти  песни,  наряду  с  остальными  (лирической   со  словами  «Что  так  сердце,  что  так  сердце  растревожено»  и  юмористической со словами в припеве «Вот  как,  вот  как  сели  на  мели») вскоре стали любимыми песнями советских людей. Яркий мелодизм, простые, легко запоминающиеся интонации сделали их подлинно народными.
Как итог популярности этого фильма и его музыки в 1954-ом году Т.Н.Хренникову была присуждена Большая премия на Международном кинофестивале в Карловых  Варах.

В 1962-ом году появился фильм «Гусарская баллада» режиссера Э.Рязанова с музыкой Т.Хренникова.
… Дворянка Шурочка Азарова (актриса Л. Голубкина) страстно влюбляется в отчаянного, бравого гусара (актер Ю.Яковлев), ради которого она, переодевшись в мужской  наряд, покидает родной дом и убегает на  фронт, чтобы быть поближе к своему кумиру, который сначала не подозревает о ее истинных чувствах, но затем отвечает ей взаимностью.  
Режиссер фильма Э.Рязанов мыслил создать фильм необыкновенно жизнерадостным, стремительным, веселым, что в конце концов во многом и получилось благодаря прекрасной и выразительной музыке Т.Хрен-никова. Э.Рязанов  старался  сделать  все,  чтобы  не  было  вставных музыкальных номеров, чтобы все песни служили своеобразным продолжением развития действия, так как ощущал неразрывную связь между ним и  музыкой.

Надо сказать, что фильм основан на сюжете пьесы А.Гладкова «Давным давно», которая поставлена в театре имени Советской армии с замечательными актерами – Любовью Добржанской и Виктором Пестовским. Режиссер спектакля – А.Попов. Но в театре спектакль шел три часа, а в кино – полтора часа. Пришлось многое сокращать, но получился не усеченный вариант пьесы, а полноценное кинематографическое  произведение.
В этой картине много песен: «Колыбельная Светланы», «Меня зовут юнцом  безусым» – характеристика главной героини фильма – Шурочки Азаровой. Перед  нами  образ  чудесной  девушки – с одной  стороны  мягкой,  романтичной, а с другой  – озорной, несколько авантюрной и отчаянной девицы. Инструментальный вариант колыбельной звучал в сцене  прощания  Шурочки с  отчим  домом  перед  ее  уходом  на  фронт.  Песня  «Давным давно» прозвучала  как гимн смелым и бесшабашным гусарам. Музыка, поддерживающая и активизирующая движение в кадре, использовалась в батальной сцене (скачущие кони с всадниками). 

Музыка в фильме создавала яркий эмоциональный фон. Так, например, после того как Кутузов оставил Шурочку в армии, использовалась веселая, жизнеутверждающая музыка, созвучная настроению героини  фильма.  
Как  вспоминал Э. Рязанов, музыка Хренникова в кино и театре была мелодичной, доходчивой и как-то по особому элегантной. Он признавался также, что так любил эту музыку,  что часто приносил ей в жертву  некоторые законы кинодраматургии.
В 1978-ом году появился телевизионный  фильм «Дуэнья» по пьесе  Ричарда  Б.Шеридана.  
В этом фильме рассказывается веселая история, произошедшая в семействе Дона Жерома  (актер  В.Зельдин), который решил насильно выдать свою единственную дочь Инессу (актриса  И.Муравьева) за толстого коротышку синьора Мендосу (актер Е.Леонов).  Воспитательница  Инессы  (актриса Т.Васильева) решила путем интриг расстроить эту свадьбу, что  ей и удалось сделать.

Увлекательная история заинтересовала Т.Хренникова, который согласился написать музыку к этому фильму: «Дуэнья» была моей первой работой в области телевизионного музыкального фильма. Режиссер планировал много музыки, сценарий давал композитору большие возможности развернуть музыкальное представление, где много песен и дуэтов разного  характера, песенно-мелодические куски»  –  писал Тихон Николаевич. Песни в фильме разнообразные – это и лирическая серенада, и прекрасная  лирическая цыганская песня, и несколько бравурная и веселая песенка Карлоса (поет актер В.Сошальский) со словами «На свете жил синьор нестарый». Некоторые из этих песен имеют инструментальные варианты с  разными  темпами, что обуславливается  тем  или  иным  поворотом  сюжета. Или  одна и та же песня исполняется в разных темпах и разными  персонажами. Так,  например, песня «На свете жил синьор нестарый»  сначала  звучит в умеренном темпе, характеризуя несколько циничного  персонажа, а в финале ее исполняет Дуэнья в медленном темпе, лаская своего суженого Мендосу. Таким образом, музыка в этом фильме выполняет не только прикладную функцию, но и активно включается в драматургию фильма.

Позже, по просьбе Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Т.Хренников написал музыкальную комедию «Доротея» с использованием музыки к   фильму «Дуэнья».
В 1982-ом году вышел на экран телевизионный фильм режиссера В.Давидчука «Операция  на сердце» с музыкой Т.Н.Хренникова. В картине раскрывается извечная тема зависти к таланту. Хирург Иванов (актер Г.Жженов) попадает в атмосферу пошлых интриг своих коллег. В конце концов у него не выдерживает сердце, и он погибает во  время очередной операции.
Этот фильм получил второй приз на Международном фестивале «Золотой ларец» в болгарском городе Пловдиве в 1983-м году.

Далеко не последнюю роль в успехе фильма сыграла музыкальная партитура. Песня со словами «Двух жизней нет, дана всего одна…» проходит через весь ильм в разных вариантах, остальная музыка строилась на  интонациях этой песни. Было много инструментальных вариаций, транскрипций,  мелодических  оборотов.  Вся музыка имеет, по мнению самого Тихона Николаевича,  иллюстративно-психологический  характер.
В драматургии фильма  музыка внутрикадровая и закадровая играла важнейшую роль. Например, такой эпизод. На экране – квартира Знобиной (актриса  В.  Талызина).  Она  и  Рыжейкин (актер  А. Ливанов)  плетут  паутину  заговора  против  Иванова.  Работает  телевизор.  Нани  Брегвадзе  исполняет  популярную  песню  на  слова  А. Софронова «Ах,  эта  красная  рябина». Рыжейкин и все  присутствующие,  кроме  хозяйки  дома,  внимательно  слушают  певицу.  Нани  Брегвадзе  продолжает петь, а мы  уже  зрительно  переносимся  в  квартиру  Иванова.  Он  и  его  жена  (актриса  С.  Павлова)  тоже  слушают  и  тоже  по  телевизору  ту  же  песню  и  в  том  же  исполнении.  В  чем  смысл  этого  режиссерского  приема?  Что  удалось  выразить  подобным  звуковым  объединением?  Думается,  таким способом режиссер  В.Давидчук  решил  представить  зрителям  два  полюса,  два  мира  на  одном  звуковом  фоне:  добро  и  зло,  разный  взгляд  на  вещи,  показать  нам,  что  в  одно  и  то  же  время  происходят разные события. Все  это обостряет конфликтную ситуацию фильма. Музыка при этом  выполняла важную  драматургическую роль, а не являлась лишь эмоциональным фоном.

Большую роль играет и музыкальная тема «разрушения», написанная композитором  в минорном ладу, с резкими интонациями. В полную силу она, в сочетании  с  приемом  реверберации  (или  «эха»),  звучит  в  сцене  сна  Иванова,  где  Рыжейкин  говорит  ему омерзительные  слова,  предрекая  смерть.  Борьба  человеческих  эмоций,  борьба  характеров – основа  драматургии  телефильма  «Операция  на  сердце».  И  в  этой  борьбе  режиссер  умело  использует  музыку  в  качестве  основных  орудий.  Она  метко  «стреляет»  в  цель,  заставляя  телезрителей  острее  переживать события,  происходящие  на  экране.  Тихон  Николаевич  писал  об  этом  фильме: « Работой,  которая  принесла  мне  творческое  и  человеческое  удовлетворение,  стал  телевизионный  фильм  «Операция  на  сердце»  по  Анатолию  Софронову.  Меня  поразила  правда  жизни,  содержащаяся  в  картине,  правда  характеров  и  конфликтов.  Мне  кажется, лента  эта  имеет  большое  общественное  значение.  Сначала  я  посмотрел  уже готовую  картину,  испытал очень сильные чувства волнения, сопереживания, гражданской боли и гнева. Тогда и возникла песня «Двух жизней нет». В ней прекрасные слова.  На  ее  основе  сделана  вся  музыка  к  фильму».

Проанализировав музыку в кино и телефильмах Т.Н.Хренникова, можно сделать однозначный вывод: композитор относился к созданию  такого рода музыки так же ответственно, с высочайшим профессионализмом,  как  и  к  созданию  своих  многочисленных  музыкальных  полотен  разных  жанров.  Именно  поэтому  до  сих  пор  живы  и,  мы  уверены,  еще  долго  будут  жить  его  песенные  шедевры  из  экранных  произведений.

Литература

  • Боганова Т. Киномузыка  Т.Хренникова. – М.: «Советский  композитор»,  1961.
  • Григорьев Л., Платек Я. Его выбрало время. – М.: «Советский  композитор», 1983.
  • Ефимова  Н. Звук  в  эфире. – М.:  «Аспект-пресс»,  2005.
  •  Ефимова  Н. Очерки  по  истории  музыки  отечественного кино  и  телевидения. – М.:  ИПК  работников  телевидения и радиовещания,  2012.
  • Наш  друг – телевидение. Сборник  статей. – М.: «Искусство», 1986.
  • Тихон  Хренников. Статьи  о  творчестве  композитора. – М.: «Советский  композитор», 1974.

Новости

В институте

04/07/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики

04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука