БОЛЕЕ 50 % ЭКОНОМИКИ РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ИНТЕРНЕТА

| 23:12:1305.03.20

БОЛЕЕ 50 % ЭКОНОМИКИ РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ИНТЕРНЕТА

 
4 марта 2020 года в Москве, в Мраморном зале Дома журналистов состоялся круглый стол на тему «Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития». Модераторами круглого стола стали представители аналитического отдела РАЭК Карен Казарян и Мария Сайкина.
 
 О состоянии и трендах цифровой экономики России рассказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
«Сегодня аудитория Рунета составляет 95,9 млн человек, проникновение интернета — 78,1 %. Мобильная аудитория традиционно демонстрирует рост, в этом году она составила 85,2 млн человек. Можно ожидать, что в ближайшее время мобильная аудитория сравняется по объему с аудиторией Рунета. Объем экономики Рунета составил 4,7 трлн рублей, рост 20 % относительно 2018 года. Объем хабов экономики Рунета: реклама и маркетинг — 330 млрд рублей, инфраструктура — 130 млрд рублей, электронная коммерция — 2 850 млрд рублей, платежные услуги — 1 350 млрд рублей, цифровой контент — 115 млрд рублей.
15–17 апреля 2020 года на РИФ+КИБ мы подробно обсудим экономику Рунета, а также представим результаты ряда отраслевых исследований, подготовленных аналитическим отделом РАЭК», — отметил Сергей.
 О цифровом устойчивом развитии рассказала Эльза Ганеева, Менеджер по работе с государственными органами, Microsoft. Напомним, в феврале 2020 года РАЭК и ТИАР-Центр при поддержке Microsoft начали исследование по теме устойчивости цифрового развития (Digital Sustainability).
Авторы анализируют вызовы, связанные с развитием и распространением цифровых технологий, отношениями между человеком и технологиями.
«Создание и использование технологий для обеспечения устойчивого развития — один из ключевых приоритетов для Microsoft. Так, недавно компания объявила о том, что полностью перейдет на отрицательный уровень выброса углерода к 2030 году. Мы уверены, что то, каким мир будет завтра, во многом зависит от совместных усилий компаний, общественных организаций и государства по достижению целей устойчивого развития. Данное исследование призвано определить способы синергии всех игроков для достижения наиболее эффективных результатов. Для достижения ЦУР необходимы совместные усилия правительств, бизнеса и гражданского общества. В частности, мы выделяем 7 ЦУР, которые наиболее перспективны для применения в ИТ: хорошее здоровье и благополучие, качественное образование, индустриализация, инновации и инфраструктура, уменьшение неравенства, устойчивые города и населенные пункты, борьба с изменением климата, мир, правосудие, эффективные институты», — отметила Эльза.
Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, поделился с участниками дискуссии основными показателями роста отечественной интернет-отрасли, сдерживающими факторами, отраслевыми проблемами и путями их решения.
«В рамках работы над ежегодным исследованием Экономики Рунета мы пришли к выводу, что от 50 до 80 % экономики России зависит от коммуникационных и цифровых технологий», — отметил Карен Казарян.
 
  Директор РОЦИТ Сергей Гребенников поднял тему цифровой грамотности.
«Сегодня в обществе все еще бытует заблуждение, что старшее поколение обладает меньшим уровнем цифровой грамотности, чем молодежь. Но на деле это не так. Как показали результаты Диктанта, самая активная аудитория в цифровом пространстве — это люди в возрасте от 25 до 34 лет. Они знают, как настроить компьютер, как пользоваться планшетом и мобильным телефоном. А вот уровень цифровой грамотности подростков 14—17 лет лишь на 0.04 балла выше, чем у людей старше 60 лет, что делает эту группу, несмотря на ее прогрессивность, одной из самых незащищенных в Рунете», — отметил Сергей Гребенников.
В прошлом году акция вызвала широкий интерес среди пользователей, но не все успели принять участие. В 85 регионах РФ диктант прошли почти 40 000 пользователей. Поэтому в этом году организаторы увеличили срок проведения до двух недель и ждут еще больший охват аудитории. В этом году акция пройдет с 28 марта по 11 апреля, а зарегистрироваться можно уже сейчас на сайте цифровойдиктант.рф.
 
Руководитель Кластера «РАЭК/Sharing economy» Антон Губницын в рамках своего доклада затронул тему экономики совместного потребления.
«Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.), каршеринг (20,5 млрд руб.), карпулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.). Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50 % вместо прошлогодних 30 %. Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории — развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии — рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц», — комментирует Антон.
 
Василий Черный директор по маркетингу Brand Analytics рассказал о трендах развития социальных сетей:
«Социальные сети сегодня — это пятая власть и новая валюта. В ноябре 49 млн активных пользователей социальных сетей написали около 1,3 млрд сообщений в месяц. В день публикуется приблизительно 25 млн картинок, а роль подкастов стремительно растет. Также появилась негативная тенденция: рост кибербуллинга — порядка 58 % пользователей стало некомфортно находится в социальных сетях».
 
Дмитрий Чистов из Института Исследований Интернета презентовал данные исследования «Детский Рунет».
«Говоря о позитивном детском контенте, важно понимать, что потенциальная аудитория такого контента по данным исследования „Детский Рунет 2019“» — десятки миллионов человек. Дело остаётся за качеством такого контента и его привлекательностью для целевой аудитории. В последние несколько лет в сегменте видео и анимации можно наблюдать интенсивный рост производства отечественного контента, что задаёт позитивный тренд на будущее. Детский Рунет — сегмент Рунета, который объединяет детский контент и его потребителей не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья, где проживает русскоязычное население. 26 млн человек посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. За год этот показатель вырос на 6,1%. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, потребителей детского контента по сравнению с 2018 годом стало на 9,7% больше — 45 млн человек. Если рассматривать не только аудиторию детского контента в Рунете, проживающую на территории России, но и детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, то совокупная аудитория Детского Рунета по итогам 2019 года составила 59,3 млн человек, увеличившись за год на 12%. Последнее в том числе говорит о важности детского сегмента рунета для культурной интеграции людей, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье», — отметил Дмитрий.

Мария Сайкина (РАЭК) представила результаты исследования «Искусственный интернет в ритейле».
«Мы выяснили, что 42% российских ритейлеров уже сегодня используют технологии и решения на основе искусственного интеллекта, а еще 35% – планируют начать в течение 5 лет. Таким образом, к 2024 году технологии и решения на основе искусственного интеллекта будет использовать 77% российских ритейлеров», — отмечает Мария.
 
Про отрасль электронной коммерции, ее будущем и настоящем рассказал Руководитель Кластера «РАЭК/Электронная коммерция» Иван Кургузов:
«Вокруг происходит активная законотворческая деятельность. Возможно, в 2020 году будет разрешена торговля лекарствами и алкоголем через интернет. В будущем нас ждет: активная торговля через соц. сети, кроссбордер, D2C, омниканальный ритейл, нейросети, и маркетплейсизация».
 
Организаторами дискуссии выступили Академия медиаиндустрии и Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) при финансовой поддержке Роспечати.
Официальный сайт мероприятия: https://runet-id.com/event/hj20/
 
Версия для печати
Работает на: Amiro CMS