КРУГЛЫЙ СТОЛ «ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ». Пост-релиз

| 14:46:4505.05.20

КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ПОСТ-РЕЛИЗ

 
Круглый стол в формате онлайн-трансляции29 апреля 2020 года Академия Медиаиндустрии при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в формате онлайн-трансляции провели круглый стол «Отечественное телевидение в условиях развития цифровой экономики».
Открыл круглый стол ректор Академии медиаиндустрии, член Российской академии радио Вячеслав Владленович Умановский. Он отметил, что на состояние российской телеотрасли оказывает существенное влияние не только развитие цифровой экономики, но и эпидемиологическая ситуация в стране.
Вячеслав Умановский и Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, выступили модераторами встречи.
Старт дискуссии дала Елена Вартанова. Она подчеркнула, что сегодня телевидение стало одним из главных каналов коммуникации. «Телевидение сегодня связало все регионы нашей страны и, более того, стало одним из наиболее достоверных источников информации в условиях не только пандемии, но и инфодемии», — объяснила она.
Вместе с тем, как отметил доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Смирнов Сергей Сергеевич, телевидение уже второй год занимает второе место на медиарекламном рынке (36 %), уступая лишь Интернету (49 %). Однако доля телевидения как рекламоносителя продолжает сокращаться.
По словам Сергея Смирнова, только 14% из рекламного бюджета достается региональному телевидению, остальные 85% рекламных денег приходятся на ядро российского телевизионного рынка — 20 телеканалов свободного доступа.
Коронакризис, как считает Сергей Смирнов, создаст ситуацию, при которой «каналам коммерческого сектора, прибыльного кластера, станет гораздо тяжелее удерживаться в положительной зоне по итоговым финансовым показателям. А каналы, не имеющие чистой прибыли, будут нуждаться в еще большей государственной поддержке». В итоге «бюджетам придется увеличить финансирование тех «выпадающих» рекламных доходов, которые будут зафиксированы по итогам 2020 года».
В продолжении дискуссии о состоянии российской телеотрасли доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Вырковский Андрей Владимирович отметил, что российские телеканалы опираются на некую контентно-жанровую модель и в условиях дигитализации и конкуренции с онлайновыми платформами не меняют резко свои контент-стратегии.
Однако, по словам Андрея Вырковского, на уровне отдельных каналов изменения контент-стратегий заметны. Так, Россия-1 сокращает объем телесериалов за счет социально-политических программ. А Первый канал наращивает долю развлекательных программ.
Эти изменения контента «в условиях разновекторного изменения стратегий на большой палитре телеканалов нивелируются соответствующими изменениями на других каналах», — объяснил Андрей Владимирович. Так, в результате «информационное меню» российского телевидения существенно не меняется на протяжении нескольких лет, и аудиторию, по мнению Андрея Вырковского, это устраивает.
При этом зрители потребляют профессиональный телеконтент как в линейном формате, так и по запросу. По данным профессора факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, доктора социологических наук Полуэхтовой Ирины Анатольевны, телеконтент, потребляемый в Интернете «линейно», составляет: 33% — художественные фильмы и телесериалы, 24% — развлекательные программы, 19% — новости и политика. Контент по запросу: 41% — зарубежные фильмы и телесериалы, 27% — художественные фильмы и телесериалы, 12% — развлекательные.
«Видео по запросу — это дополнение к телевизионному меню. В Интернете аудитория смотрит либо то, чего не хватает на телеэкране, либо досматривает и пересматривает любимый контент», — объяснила Ирина Полуэхтова.
Как отмечают эксперты, в телесмотрении современной российской аудитории большую долю занимает контент неэфирных телеканалов.
«Если смотреть на структуру рынка неэфирного телевидения по тематике телеканалов, то можно увидеть, что она во многом пересекается с тем, что мы можем увидеть в эфире федеральных вещателей», — прокомментировала доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Толоконникова Анна Владимировна. По результатам исследования Анны Толоконниковой, в неэфирном телевидении доминируют развлекательные телеканалы — 18% рынка, на втором месте каналы, предлагающие кинофильмы и сериалы — 16%, на третьем месте — познавательные телеканалы — 13%.
Участники дискуссии единогласно отмечают тенденцию смещения линейного просмотра к просмотру профессионального видеоконтента по запросу. К тому же, как отметил доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Черевко Тарас Сергеевич, «все большая часть россиян, на данный момент это 5,6 миллионов, начинает платить за видеоконтент, и так как есть рост год от года, можно надеяться, что он будет продолжаться в дальнейшем».
По словам Тараса Черевко, самоизоляция позитивно влияет на развитие рынка OTT-видеосервисов в России. За период самоизоляции аудитория OTT-платформ выросла на 36%.
В заключении дискуссии Елена Леонидовна Вартанова рассказала о структуре и содержании Отраслевого отчета Роспечати «Телевидение в России в 2019 году», который ежегодно готовит факультет журналистики МГУ.
Версия для печати
Работает на: Amiro CMS