ОБРАЗЫ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

| 13:11:5902.02.22

Образы экранной культуры: взгляд из сегодняшнего дня


Автор: Екатерина Сальникова, доктор культурологии, Государственный институт искусствознания.

28 января 2022 года состоялась международная конференция «Образы экранной культуры: взгляд из сегодняшнего дня» [https://telecinet.com/https-telecinet-com-images-of-screen-culture-2022/] в Академии медиаиндустрии (далее — АМ). Организаторы — Нина Спутницкая и Максим Казючиц, при участии Яны Пархоменко, Наталии Шимоновой и Сергея Каптерева. Выступали киноведы, культурологи, музыковеды из ВГИКа, Академии медиаиндустрии, РГГУ, ГИИ, РАНХиГСа, Ростовского государственного экономического университета, из университетов Норвегии, Швеции, Финляндии, Италии, Канады, США. Многие доклады были очень интересными, а сама тематика оказалась довольно разнообразной.

Тонкий анализ музыки в трех фильмах Гайдая — «Самогонщики», «Бриллиантовая рука» и «Опасно для жизни» — произвела Елена Петрушанская (ГИИ). Казалось бы, знаем мы эти фильмы с детства, но далеко не всегда признаем, что в них бездна нюансов, пока не попавших в поле нашей рефлексии. О музыке в позднесоветских экранизациях комедий Шекспира размышляла Наталия Шимонова (АМ). Образы интеллигентов в «Похождениях зубного врача» Элема Климова разбирал Андрей Андреев (АМ). О детском игровом кино 1930-х — чрезвычайно малоизвестном — рассказывала Нина Спутницкая. Валерия Лабузная (АМ) погружалась в эстетику ужаса. О видеоарте перестроечных лет делала доклад и дискутировала Мария Редаелли (Венеция, Университет Ка-Фоскари, аспирантура ГИИ). Åsne Ø. Høgetveit (Норвегия) анализировала проблемы идентичности, выраженные в фильме «С ума сойти!» (1994) Сергея Кучкова. Александра Тарасова (РГГУ) анализировала специфические визуальные лейтмотивы, которые сообщают особую ауру корейским сериалам. Александра Шубина (США) сопоставляла наш всем известный мультик «Тайна третьей планеты» с ним же, трансформированным для показа в США, — оказывается, он претерпел фантастические преобразования. Максим Казючиц всматривался в советскую историю полиэкрана.

Евдокия Нестерова в докладе, название которого начиналось с отсылки к названию романа Уилки Коллинза «Женщина в белом», интерпретировала пристрастие к белым костюмам многих отрицательных или как минимум амбивалентных женских персонажей в современной научной фантастике.

А я, Екатерина Сальникова, остановилась на феномене пограничья серьезного/несерьезного и «комического вне комедии», что рассмотрела на великом немом, в том числе раннем фильме Д. У. Гриффита «The Voice of the Violin».

Надо сказать, в докладах в равной степени присутствовали два вектора. Первый — интерес современных российских исследователей к зарубежному кинематографу и новым медиа. Второй — интерес зарубежных исследователей к советскому и перестроечному кино и видеоарту.

Большую дискуссию вызвал доклад Елены Николаевой об изобразительном искусстве, создаваемом искусственным интеллектом и успешно продаваемом живым людям. Конференция разворачивалась во многом по линиям увлекательного погружения в киноискусство за пределами «классической» истории кино и толерантного отношения к парадоксам новых медиа. На этом фоне было совершенно очевидно, что телевидение на данный момент выглядит слишком откровенно манипулятивным и художественно угасающим. Хотя это совсем не означает, что его не надо изучать. Будет интересно вспомнить о сегодняшнем ТВ лет через пять-десять и сравнить тенденции.

Источник:

Версия для печати
Работает на: Amiro CMS