Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016-2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

С начала 1990-х годов Россия выбрала курс на построение общества, основанного на рыночной экономике. Деятельность электронных средств массовой информации (ЭСМИ) в логике такого курса также должна  основываться на принципах рынка.
В рыночной идеологии центральным элементом является потребитель. И если в качестве исходного принять тезис о деятельности ЭСМИ как рыночной, то центральным элементом в ней становится аудитория. Аудитория, ее объем выступают как ключевой показатель их успешности – экономической, политической, профессиональной. Поэтому огромное значение придается измерению аудитории, рейтинговых показателей программ телевидения и радио.

Однако немногие понимают, что аудитории ЭСМИ не только и не просто измеряются, но что их поведение, их предпочтения носят закономерный характер. И для успешной деятельности работники ЭСМИ должны владеть знаниями о своей аудитории.
Опыт исследований последних двадцати лет приводит к выводу о существовании довольно большого круга закономерностей, связанных с аудиторий. По сути, речь идет о формировании новой науки, которую можно назвать «аудиториологией».
Объект аудиториологии – феномен массовой коммуникации. Ее предмет – аудитория, понимаемая как одна из неотъемлемых составляющих феномена массовой коммуникации. Цель аудиториологии – выявление закономерностей, связанных с аудиторией и проявляющихся в ее поведении, ее предпочтениях, ожиданиях, медиаориентациях.

Важно подчеркнуть, что аудитория здесь понимается как специфическая социальная общность, имеющая свою структуру, свою функциональность, свою динамику. Аудитория возникает постольку, поскольку возникает массовое вещание, то есть распространение массовой информации с помощью ЭСМИ. Но в то же время именно потребности аудитории детерминируют содержание и форму ЭСМИ.

На возникновение новой науки указывает и тот факт, что в современных исследованиях аудитории используются методы, которые не встречаются ни в одной другой исследовательской области. Например, специфические методы измерения объемов аудитории (рейтингов), основанные на автоматизированных технических системах, такие как пиплметрия (другое название – телеметрия). К специфическим аудиториологическим методам относится также тестирование реакций аудитории (дайал-тесты) и др. В целом же арсенал эмпирических методов исследования аудитории широк и включает в себя как качественные, так и количественные методы, как опросные, так и аналитико-документальные. Рисунок 1 иллюстрирует условное пространство этих методов. Столь широкий инструментальный спектр – свидетельство зрелости аудиториологии.

 

 

Аудиториология начала вырабатывать и свой специфический понятийный аппарат. Выше уже была определена аудитория, а точнее, медиа-аудитория, поскольку понятие «аудитория» может быть использовано в самых разнообразных ситуациях и вне сферы СМИ – от аудитории в театре и концертом зале до студенческой аудитории в вузах и т.п. К специфическим понятиям аудиториологии следует отнести также понятие «медиаконсумпции». Так обозначается внешне выраженное поведение аудитории как социальной общности. Эта составляющая особенно интересна для прикладных задач размещения рекламы и пропаганды,   которые    ищут     максимальные    скопления       аудитории.

Выработан обширный лист консумпционных параметров (свыше 50), среди которых наиболее известны рейтинги программ (каналов), доли аудитории и охваты аудитории. Медиаконсумпцию можно разделить на интегральную (общую) и дифференциальную (частную).

Еще одно специфическое понятие – «медиадиспозиция». Это совокупность элементов внутреннего отношения аудитории к СМИ и их составляющим. Оно связывается с такими важными компонентами мировоззрения, как установки, аттитюды, ценностные ориентации и т.п. – все то, что обобщенно называют личностными диспозициями. Когда же речь идет о диспозициях в сфере СМИ, то их обозначают термином «медиадиспозиция». 

Можно сформулировать несколько принципов аудиториологии. Ограничимся тремя.
1. Динамический принцип. Аудитория понимается как динамическая социальная общность, не тождественная самой себе в разные моменты времени.
2. Принцип мультифакторной детерминации дифференциальной медиаконсумпции. На поведение аудитории влияют факторы внешние и внутренние, социокультурные, природные и техногенные (см. рис.2). В самом деле, объем аудитории (рейтинг) телепрограммы зависит не только от ее содержания и формы. На его величину влияют также внешняя событийность, социальное и физическое время (например, время выхода в эфир: время суток, будние или выходные дни, время года), внешняя среда (например,  солнечный летний день люди предпочтут провести на природе, и телесмотрение окажется менее предпочтительным), техническое состояние вещания и т.п. Попытки найти конечное число факторов, детерминирующих рейтинг программ, наткнулись на сложности, и на сегодняшний день обнаружено свыше ста переменных, так или иначе влияющих на величину рейтинга.

 


3.Принцип инвариантности интегральной медиаконсумпции  относительно содержания для данного типа СМИ. Независимо от содержания программ общий объем аудитории для того или иного типа СМИ остается одинаковым при одинаковых внешних условиях. Так, независимо от того, что идет на конкретных каналах телевидения, общий объем аудитории ото дня ко дню остается примерно одинаковым для одного и того же времени суток, дня недели и месяца. Важно не столько конкретное наполнение телевизионного вещания, сколько сама потребность в обращении зрителей к ТВ. Общий объем аудитории фактически не зависит ни от числа принимаемых телеканалов, ни от транслируемых жанров. Похоже, что его детерминируют в большей степени внешние, а не внутренние факторы. Рисунок 3 иллюстрирует этот принцип. За период с 1996 по 2002 год объем общей аудитории, усредненный по неделям, менялся в течение года почти одинаково, обнаруживая заметные всплески лишь в праздничные дни (максимальный приходится на Новый год). Остальные вариации этого показателя лежали в пределах статистической ошибки измерения.

Вышесказанное демонстрирует достаточно высокую степень разработанности аудиториологии в теоретическом плане. И, добавим, круг получаемых знаний об аудитории постоянно расширяется, что в свою очередь расширяет возможности медиа-менеджмента и медиа-маркетинга.

Для того чтобы современные журналисты входили в практику вооруженные знаниями об аудитории, с 2004 года на отделении деловой и политической журналистики Государственного университета – Высшей школы экономики введен спецкурс «Анализ аудитории СМИ», где  излагаются основы упомянутой выше теории.
Вкратце содержание курса таково:
– Понятие аудитории СМИ. Развитие взглядов на природу   аудитории. Роль и место аудитории в системе массовых коммуникаций.
– Принципы аудиториологии.
– Общие закономерности поведения аудитории в массово-коммуникационных процессах.
– Методы исследования аудитории.
– Количественные параметры аудиторий СМИ.
– Частные закономерности поведения аудиторий различных типов СМИ. Телевизионная и радиоаудитория, аудитория печатных СМИ. Аудитория Интернета.
– Использование аудиториометрических данных в редакционной практике, рекламной и PR-деятельности.

Вероятно, этот или подобные ему курсы будут внедрены в программы как базовой журналистской подготовки, так и в Институте повышения квалификации работников телевидения и радио. 

Новости института

Государственное регулирование миграционных процессов
22/09/2017
ПРЕСС-ТУР В ЧЕЧНЕ ЗАВЕРШЁН
18/09/2017
Кипрас Мажейка в Чеченской республике
15/09/2017
Академия медиаиндустрии на Северном Кавказе
14/09/2017
НА СТАРТЕ УЧЕБНОГО ГОДА
11/09/2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
10/09/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
08/09/2017
ЛЕТНИЕ «КАНИКУЛЫ ПРОФФИ»
20/08/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики
04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.
04/07/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech
26/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»
19/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ
09/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского
08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО
08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»
08/06/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25
30/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
27/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
22/05/2017
Видеомост Москва-Астана
22/05/2017
Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука