Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

Многообещающее зарождение телевидения в конце 1920-х годов и его развитие в 30-х обернулось затем долгим периодом стагнации: поражение нацистской Германии, ее раздел на четыре оккупационные зоны не способствовали активному развитию аудиовизуальных средств массовой информации. После войны встал вопрос о том, какими должны быть радио и телевидение в мирной жизни. Страны-победительницы опасались любого усиления влияния Германии, в том числе и с помощью аудиовизуальных СМИ, ведь нацистская пропаганда показала, насколько действенными они могут быть. Следовательно, государственная форма собственности исключалась – телерадиовещание не должно было напрямую зависеть от правительства. Но, с другой стороны, предложение США о частной форме вещания (по модели, существующей в самой Америке) не могло быть реализовано в силу технических, организационных и финансовых возможностей послевоенной Германии. 

Выход  все же был найден в балансе между абсолютно государственной и абсолютно частной моделями функционирования СМИ, когда в работе телекомпаний принимают участие различные институты, как частные, так и государственные. Успешное использование этой системы общественно-правового вещания обусловило всю дальнейшую историю немецкого телевидения и радио, в частности судьбу коммерческого ТВ. Из  графика хорошо видно, как шло развитие этого типа СМИ.
 
До 70-х годов положение на рынке аудиовизуальных СМИ ФРГ было относительно спокойным. Образованное в 50-х годах общественно-правовое ARD (Arbeitsgemeinschaft der oeffentlich-rechtlichen Rundfukanstalten Deutchlands – «Рабочее содружество общественно-правовых радио и телекомпаний Германии») конкурировало с каналом схожего типа – ZDF (Zweites Deutches Fernsehen – «Второе германское телевидение»), появившимся в 1960 году. Телеканалы обладали правом самоуправления при ограниченном юридическом надзоре со стороны государства. Они должны были своей программной политикой поддерживать плюрализм мнений в обществе. Такое положение устраивало все заинтересованные стороны.
Общественно-правовая система вещания стала предметом критики с момента своего появления. Постоянно предпринимались разнообразные усилия, для того чтобы сломать ее и сделать возможным коммерческое вещание. Прежде всего в этом был заинтересован бизнес, производители товаров, а также газетные издатели. Для экономики телевидение было замечательным средством рекламы, и газетные концерны опасались проиграть с ним конкурентную борьбу: ведь читающая аудитория может стать исключительно «смотрящей». По мнению газетных издателей, реклама должна размещаться не на монопольных общественно-правовых каналах, а на коммерческих.

Стоит отметить, что борьба за частную форму телевещания была общей чертой развития европейских СМИ (например, во Франции частное ТВ тоже появилось намного позже государственного, в 1982 году1). Однако в Германии эта проблема в силу исторических причин оказалась более острой.
В начале 70-х годов стало понятно, что технология широкополосной, кабельной и спутниковой передачи сигнала (с конца 60-х ее уже использовали США и Япония)  обещает доселе невиданные технические возможности для вещания. Это дало новый импульс дискуссии о необходимости коммерческого вещания в Германии – политической дискуссии, которая велась на протяжении десятка лет. 

Противоположные «лагеря» спорили о роли государства в медиасфере. Сторонники коммерческой формы заявляли о необходимости конкуренции, как идеологической (ARD и ZDF считались в этом плане телеканалами с односторонним подходом), так и экономической, мотивируя это тем, что речь идет о конкурентоспособности всей немецкой коммуникативной сферы.

Противники такой свободы подчеркивали демократическую и культурную миссию аудиовизуальных СМИ как гаранта плюрализма, соглашаясь лишь на незначительное реформирование сложившейся общественно-правовой системы. Они указывали на опыт других стран, где реклама стимулирует создание телепродукта, рассчитанного только на массовый вкус. Одновременно со снижением качества программ возникали опасения потери культурной идентичности: было очевидно, что своих производственных мощностей ФРГ не хватит, чтобы выпускать телепродукт в нужном количестве. Неизбежным становился импорт, прежде всего из США.

Политические мотивы прослеживались и в другой сфере. ХДС и ХСС выступали за развитие в стране кабельной сети, потому что общественно-правовыми каналами деятельность этих партий, по их мнению, освещалась предвзято.  В СДПГ, напротив, кабельное телевидение считали угрозой публицистической миссии СМИ.1
Борьба за создание коммерческого телевидения закончилась лишь к середине 80-х годов, когда Федеральный конституционный суд постановил, что многообразие и плюрализм могут возникнуть только при наличии большого числа компаний, в том числе частных, пусть и с односторонними передачами2. 

Такая система вещания не была формальностью, она стала результатом развития общества, изменившихся политических целей и новых подходов к развитию вещания, за которыми стояли современные технологические и экономические разработки. Но единого взгляда на то, как должны развиваться аудиовизуальные СМИ, не было. После длительного противостояния была найдена устраивающая всех так называемая концепция «дуального вещания»3.

Параллельно со все более активным обсуждением проблематики коммерческого телевидения в стране предпринимались конкретные шаги  для внедрения новых возможностей вещания. В 1973 году была создана Комиссия по демонтажу технической коммуникационной системы ФРГ (KtK) для проверки технических возможностей новых коммуникативных моделей  при участии федеральных земель. Комиссия приняла решение, что ввиду значительных финансовых издержек и рисков при внедрении новых систем они должны пройти испытания в пилотных проектах. Следствием этого в 1983 году стало постановление федерального правительства о создании спутниковой системы. Сначала предусматривалась аренда иностранных спутников, и только затем изготовление собственных.

В 1984 году в распоряжении ФРГ было уже два канала на спутнике ECS-I Европейского агентства – впервые появилась техническая возможность транслировать сигнал на всю страну и стала очевидной необходимость предпринять конкретные шаги по использованию спутников.1
В июне 1982 года в Людвигсхафене (федеральная земля Рейнланд-Пфальц) на базе общественно-правовых компаний была создана Организация кабельных коммуникаций (PKS), а 1 января 1984 года запущен ее кабельный пилотный проект, который можно назвать «большим взрывом в СМИ»2 – он  дал жизнь каналам SAT.1 и RTL Plus. Директор новой компании Юрген Дётц из временной студии в подвале одного из домов Людвигсхафена поприветствовал зрителей: «Дамы и Господа! В этот момент вы свидетели начала коммерческого телевидения в ФРГ…»3 Практически одновременно были запущены проекты в Мюнхене (Бавария), Берлине и Дортмунде (земля Северный Рейн-Вестфалия).

Лицензию на вещание в качестве многопрофильного канала с «полной программой1 RTL получил от земельной комиссии по СМИ Северного Рейна-Вестфалии со 2 января 1984 года. В тот же день, в 17.27 ведущий Райнер Хольбе появился в эфире в хирургическом халате и с телевизором в руках. На его экране был логотип RTL Plus, что знаменовало рождение нового полноценного коммерческого канала.

RTL Plus поначалу готовил и транслировал свои программы из-за границы – из Люксембурга (отсюда и аббревиатура RTL – Radio Television Luxembourg). Они принимались далеко не на всей территории ФРГ. «Поймать» канал можно было лишь в Саарланде, частично в Рейнланд-Пфальце и на юго-востоке Северного Рейна-Вестфалии. Но постепенно он  распространил свое вещание на всю территорию ФРГ2. 

Сигнал передавался на спутник ECS-1, а с него ретранслировался на кабельные станции, которые распределяли его по сетям. Надо сказать, что для ФРГ кабельное телевидение в середине 80-х годов все еще было редкостью (к концу 1986 года только 9 процентов семей были подключены к кабельному ТВ). 
Стоит отметить, что в эти годы прогноз для наземного распространения телеканалов был крайне пессимистичен (относительно находящихся в распоряжении частот). Тем не менее SAT.l и RTL – первые коммерческие телеканалы – смогли относительно быстро увеличить зону своего распространения для наружных антенн. Политика в области средств массовой информации состояла в том, что предоставление наземных частот было обусловлено содержанием телеканалов. От них требовалось не только транслировать региональные программы в соответствующей земле – речь шла о финансировании и транслировании разнообразного телепродукта1.

Кабельные пилотные проекты завершились (в Мюнхене – в 1985-м и в Дортмунде – в 1988-м) после того, как коммерческое вещание стало частью немецкого медиаландшафта. Экономически оно еще не окончательно закрепило свои позиции, но консолидация правовых основ в рамках земельных законах о СМИ и государственных договоров привела к созданию коммерческого вещания. 
На покорение нового медиарынка (а значит, и рекламного) немедленно бросились традиционные газетные и журнальные издательства. Однако выяснилось, что даже в сфере радио пришлось столкнуться с необходимостью вкладывать значительные стартовые средства. В конце концов новый рекламный рынок был поделен между финансово сильными игроками.

Дело в том, что в 80-е годы ни один из коммерческих телеканалов не приносил прибыль. Положение изменилось лишь к 1991 году, когда лидеры рынка, RTL и SAT.1, стали оправдывать вложенные в них средства. Институциональным утверждением коммерческого вещания в ФРГ стало появление в октябре 1990 года Союза коммерческого вещания и коммуникации, который стал лоббировать интересы частных вещателей.

Таким образом, негосударственное, необщественное вещание ФРГ развилось в неотъемлемую часть системы электронных СМИ, чему способствовало открытие для них наземных частот, активное создание  кабельных систем и резкое падение цен на комплекты для приема спутникового сигнала. Главными предпосылками бурного развития коммерческого телевидения стали зрелость немецкого медиабизнеса, тщательная техническая подготовка и активная общественная дискуссия, которая велась на протяжении многих лет. Благодаря этому удалось создать сбалансированную «дуальную систему» вещания, избежать многих ошибок роста коммерческого вещания, а с другой стороны – сохранить качественное общественно-правовое телевидение.

Новости

В институте

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука