Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ


В.Л. Цвик,                                                                                                                                                                Актуальная проблема
доктор филологических наук,       
профессор факультета журналистики
МГУ имени М.В.Ломоносова, проректор
по научной работе Института повышения
квалификации работников ТВ и РВ
e-mail: cvik@ipk.ru

 

СТРАТИФИКАЦИЯ ТЕЛЕАУДИТОРИИ КАК СЛЕДСТВИЕ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРУ

Аннотация. Переход отечественного ТВ на цифровое вещание ве-дет к существенному увеличению числа телевизионных программ, развитию нишевого телевидения и дальнейшей сегментации телеаудитории. Теория социальной стратификации позволяет уточнить демографические характеристики аудитории и в соответствии с этим коррелировать программную политику телеканалов.
Summary. Transition of domestic TV to a digital announcement conducts to essential increase in number of television programs, development нишевого television and the further segmentation of TV viewers. The theory of social stratification allows to specify demographic characteristics of audience and according to it to correlate the program policy of TV channels.

Ключевые слова: дигитализация, цифровое вещание, стратификация, сегментирование телеаудитории.
Keywords: a digital announcement
, stratification, TV viewers segmentation.

О переходе телевидения на цифру не говорит только ленивый. В научных и популярных изданиях, в сообщениях и дискуссиях  на семинарах и конференциях, в докладах и выступлениях на совещаниях и заседаниях заинтересованных министерств и ведомств ученые и специалисты рисуют яркие картины «великой технологической революции», сулящей человечеству неисчислимые блага. Действительно, восторги, более или менее сдержанные в устах инженеров-связистов, и неумеренные в не всегда достаточно аргументированных журналистских материалах, в значительной степени оправданы. Вот как описывал преимущества цифрового телевидения по сравнению с аналоговым авторитетный автор еще десять лет назад :

  • Повышение помехоустойчивости при передаче и записи теле-визионных сигналов.
  • Уменьшение мощности передатчиков.
  • Существенное  увеличение числа программ, передаваемых в том же частотном диапазоне. (Однако, как лапидарно сформулировано на сайте cnews.ru, «В цифровом ТВ будет 20 бесплатных программ, но не скоро» ).
  • Повышение качества изображения и звука в телевизионных приемниках.
  • Появление телевидения высокой четкости.
  • Расширение функциональных возможностей студийной аппа-ратуры, а значит, возможностей создания более качественного контента.
  • Использование телесигнала для передачи дополнительной информации (не только телетекст, телегид, но и многое другое).
  • Создание интерактивных систем, позволяющих зрителю воз-действовать на передаваемую программу (видео по запросу – только один из примеров новых возможностей).

Все так: в перспективе у нас увеличение числа телепрограмм до бесконечности (несколько лет назад в Лондоне автор этих строк безуспешно пытался разобраться в девятистах с лишним телеканалах тамошнего спутникового ТВ, с удивлением обнаруживая российские местные программы, скажем, Северной Осетии, чего в Москве пока не может быть по определению), далее – сказочное улучшение качества картинки и безукоризненный стереозвук, наконец, немыслимое расширение функциональных возможностей, которые, как в современных мобильных телефонах и компьютерах, обычному человеку освоить просто невозможно. Да, цифровое ТВ сулит фантастическое будущее. Но не получится ли, как в грустном афоризме Ильфа: «Вот все говорили: радио, радио… И вот - радио есть, а счастья нет!»?
Прежде чем ответить на этот вопрос, совершим небольшой экскурс в историю дигитализации ТВ.

После появления аналогово-цифровых систем телевидения высокой четкости в Японии и Европе (MUSE и HD-MAC), в США в конце 80-х гг. прошлого столетия был объявлен конкурс на лучший проект системы телевидения высокого разрешения в качестве национального стандарта. В середине 90-х гг. победителем конкурса был признан стандарт MPEG-2. Европейские страны последовали в фарватере американских связистов. Во многих странах было принято решение в первое десятилетие XXI века полностью отказаться от аналогового ТВ.

В России тестирование цифрового вещания начато в 2000 г. В 2008-2010 гг. начинается переход на цифровое ТВ в Свердловской, Курской областях и Хабаровском крае. В конце 2010 г. запущен первый мультиплекс (пакет телевизионных программ, трансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала) в Москве, затем в Калининградской области и Санкт-Петербурге. В него входят «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Петербург-Пятый канал», детский телеканал «Карусель».

Согласно федеральной целевой программе «Развитие телерадиове-щания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.», в первую очередь цифровое вещание вводится в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакассия, в Забайкальском, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областях. Вторая очередь – Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Северная Осетия, Чечня и ряд краев и областей Северо-Западной и Центральной России. К 2015-му году планируется полностью отказаться от аналогового вещания.

Судя по всему, до сих пор не решен вопрос, сколько и каких каналов будут бесплатными, какова судьба местного вещания (по авторитетному мнению генерального директора РТРС А.Малинина, высказанному в интервью журналу «Итоги», второй мультиплекс также должен быть общедоступным и иметь серьезную региональную составляющую – об этом говорил и президент РФ).
Таким образом, радужные перспективы цифрового вещания пока еще в тумане. Но прогресс неостановим. Научно-техническая и технологическая революция в коммуникационной области, реформирование деятельности электронных СМИ неизбежны. И готовиться к переменам – психологическим, социальным, организационным и многим другим – надо сегодня. По крайней мере, попытаться определить и понять хотя бы некоторые из них представляется крайне важным. Одна из грядущих проблем вынесена в название этой статьи.

Социологи, изучающие телеаудиторию, уже давно говорят о ее сегментации. Это – неизбежный результат развития многоканальности. Телевидение изначально демократично. Невозможно насильно заставить человека смотреть телевизор, тот или иной канал, данную конкретную телепрограмму. Увеличение количества программ, развитие так называемого нишевого вещания расширяет селективные возможности аудитории, ведет к ее расслоению «по интересам». Здесь мы не будем касаться манипулятивных качеств ТВ, оставим в стороне анализ аудиторных представлений в зависимости от демографических характеристик. Обратимся к теории социальной стратификации, которая даже в современных словарях все еще характеризуется как буржуазное учение.

Термин пришел в науку из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Деление общества на социальные слои (страты)  осуществляется, исходя из неравенства социальных дистанций между людьми. Социальную стратификацию описал Питирим Сорокин . В основу было положено определение социальной группы, данное Томасом Гоббсом, с выделением четырех факторов деления общества:

  • Права и привилегии.
  • Обязанности и ответственность.
  • Богатство и нужда.
  • Власть и влияние.

Иную – многомерную – структуру стратификации предложил Макс Вебер , определив три главных компонента:

  • Классовый (экономическое положение).
  • Статусный (престиж).
  • Партийный (власть).

В этом плане все просто было у И.В. Сталина: в советском обществе два дружественных класса (рабочий класс и крестьянство) и прослойка (интеллигениция).
К. Дейвис и У. Мур  считают, что обществу необходимо осознание социальной стратификации для мотивировки людей к выполнению общественных функций, таких как:

  • Желание занять определенные позиции.
  • Желание выполнять свои роли.

Этот вывод важен для нашей работы.
Итак, дигитализация телевещания ведет к более чем существенному росту многопрограммности и такой же значительной сегментации аудитории. Телеаудитория – это фактически все общество, и вполне уместно предположить, что аудиторная сегментация в большей или меньшей (по крайней мере – в какой-то) степени совпадает с указанными выше принципами социальной стратификации.
До сих пор социологи ТВ делили аудиторию по половому, возрастному, образовательному признакам, реже - уровню доходов. Принято также учитывать место жительства: столицы, большие, средние или малые города и поселки, сельская местность. В любом случае, до сих пор главной целью медиаметрии остается определение рейтингов программ, то есть количественный анализ, который  интересует рекламодателей, но вряд ли дает полную картину зрительских предпочтений. Качественный анализ телеаудитории неизбежно носит умозрительный характер и зависит от мнений и подходов экспертов.
Вот как выглядит, к примеру,  рейтинг телепрограмм в России за 27 июня – 03 июля 2011 г. :

Место Название Канал День недели Рейтинг
1. «Серафима Прекрасная» сериал Первый Четверг 8,8
2. «Пусть говорят» Первый Понедельник 8,4
3.... «Время Первый Понедельник 7,7
6... «Человек и закон» Первый Четверг 6,1
45... Дом-2. Город любви ТНТ Пятница 3,2

Конечно, эта таблица дает какое-то представление о популярности программ. Каждый процент рейтинга соответствует одному миллиону зрителей (на самом деле, чуть больше). В сводках, которые каждое утро кладут на стол руководителям телекомпаний, кроме рейтинга указывают долю аудитории – процент включенных телевизоров, показывающих данную программу.
Кстати, в США таблица рейтинга телепрограмм выглядит так (дан-ные за 3-4 июля 2011 г.) :

Место Название Канал День недели Время Рейтинг Доля аудитории Семья, млн. Зрители, млн.
1. America,s Got Ta-lent-tuesdae NBC Вторник 21-00       15.779
2. Primetime Special Edition АВС Вторник 21-00       15.073
5. Ncis CBS Воскресенье 22-00       8.898

Впрочем, отличия не носят принципиального характера, что и неудивительно: социологические исследования аудитории, медиаметрия заимствованы нами из-за океана, и ни новых методик, ни иных инструментов мы не изобрели.
По желанию заказчика исследовательские компании (например, КОМКОН) предложат социально-демографический профиль аудитории, включающий следующие характеристики:

  • Пол
  • Возраст
  • Национальность
  • Образование
  • Статус занятости
  • Род занятий
  • Семейное положение
  • Количество детей
  • Количество человек в семье
  • Уровень среднемесячного семейного дохода

Эти данные, безусловно, расширяют представления о медиа-предпочтениях, рисуют более или менее подробный портрет конкретных телезрителей. Исследования такого рода дорогостоящи, но и они не удовлетворят, например, политтехнологов, просчитывающих целенаправленное влияние телепрограмм на электорат во время избирательных кампаний, которые перманентно проходят в нашей стране, превращая телеэкран в арену ожесточенных политических баталий. И здесь самое время вспомнить мнение К. Дейвиса и У. Мура о необходимости социальной стратификации в жизни общества и, как представляется, в научных исследованиях аудиторных предпочтений.  
В Америке распространена теория У.Уорнера , который делит американское общество на три основных класса:

  • высший (14%),
  • средний (70%),
  • низший (16%).

По результатам исследования ВЦИОМ, 40 процентов наших сограждан относят себя к среднему классу, 5 - к высшему и 50 процентов – к низшему.
В Англии система Стивенсона включает в себя пять классов :

  • Профессионалы.
  • Руководящий персонал.
  • Квалифицированные работники.
  • Частично квалифицированные работники.
  • Неквалифицированные работники.

ESOMAR (одна из наиболее известных в мире исследовательских организаций, изучающая общественное мнение и проводящая маркетинговые исследования Википедия) предлагает более дробную структуру. Ниже представлено классовое деление общества, по сведениям ESOMAR:

Класс Состав Кол-во в Англии Кол-во в России
Класс А Руководители высшего уровня и профессионалы с высоким уровнем образования 9,2 % 2,4 %
Класс В Руководители среднего звена 9,3 % 5,8 %
Класс С 1 Высококвалифицированные специалисты 15,2 % 12,5 %
Класс С 2 Квалифицированные рабочие и служащие 23,1 % 28,8 %
Класс Рабочие без специального образования 15,3 % 30,1 %
Класс Е Неквалифицированные рабочие, фермеры 25,6 % 20,5 %

В рамках этой статьи мы не обсуждаем ни логику структурирования, ни причины и последствия существенной разницы в показателях. Для нас важен иной, нежели принято в современных медиа измерениях, принцип деления аудитории. Думается, вполне можно согласиться, что вышеуказанные страты общества могут соответствовать определенным сегментам телеаудитории. Конечно, внутри этих групп возможно (и было бы интересно выяснить) более дробное деление. Например, какая часть класса А, В и С 1 получают основную информацию из интернета, а какая из  традиционных СМИ (умозрительно, можно предположить, что в этих стратах пользователей интернета значительно больше, чем в следующих в приведенной выше таблице). Наверняка для классов D и Е телевидение – главный поставщик новостей и любой другой информации.

В конечном итоге знания в области общественной стратификации безусловно важны не только для политтехнологов в период избирательных кампаний, но и для топ-менеджеров телевизионных каналов, отвечающих за выработку программной стратегии и реализацию программной политики компаний.
В этом выводе - позитивный аспект изучения общественных страт и перенос полученных знаний в телевизионную практику. Но есть моменты, вызывающие двойственную, а подчас и откровенно негативную оценку. Конечно, любой процесс, любое явление обладает диалектическим дуализмом. Очевидно, что развитие невозможно без возникновения и преодоления противоречий. Именно в этом ключе мы понимаем аудиторную стратификацию как следствие дигитализации ТВ. Еще раз повторим: переход на цифру ведет к существенному увеличению числа телевизионных программ и автоматически – к еще большему дроблению аудитории.

Сам факт появления телевизионного вещания содержал в себе этот диалектический эффект. И первые исследователи ТВ весьма расходились во мнениях. Одни говорили об интегративной функции телеэкрана как имманентном его качестве. Действительно, до появления ТВ история не знала такой скорости распространения и массовости потребления общественно значимой и любой иной информации. Думалось (и говорилось, писалось), вот он – всесветный глашатай добра, правды и справедливости, вот оно – могущественное средство политического и культурного воспитания общества, распространения знаний и нравственных ценностей. Однако у оптимистов было немало оппонентов, которые небезосновательно считали, что распространение телевидения разобщит людей, заставит их замкнуться в своих квартирах и перестать быть активными членами социума. Фантасты рисовали жутковатые сцены с домами, у которых стены представляют собой экраны с неумолчно говорящими «тетушками» и «дядюшками», за-ставляющими забыть реальный мир и отказаться от общения с реальными людьми. Либо, как у Оруэлла, «большой брат» ТВ становится всеобщим надсмотрщиком и соглядатаем, лишающим людей частной жизни и права на собственный мир.

Следует признать, что критики оказались не так уж далеки от исти-ны. Сегодня многие, к сожалению, живут в мире виртуальной реальности, принимая на веру все, что показывает телеэкран и о чем говорят так называемые телезвезды. А «большой брат» создал игрушку в виде реалити-шоу. И не случайно, у первого отечественного реалити-шоу «За стеклом» были запредельные рейтинги, да и нынче, как следует из приведенной выше таблицы, «Дом-2» высокорейтинговая (вот уже который год подряд!) передача.
История повторяется на новом витке спирали. Фантасты в своих прогнозах подчас оказываются  точнее ученых либо предвосхищают их открытия. Но и те, и другие отнюдь не всегда бывают правы и очень редко безукоризненно точны. Соответственно и автор этой статьи лишь намечает проблему, важную, по его мнению, ставит вопросы, ответы на которые призвано дать время. Главный вывод сегодняшних размышлений о последствиях перехода ТВ на цифровое вещание: дигитализация, при всех ее очевидных преимуществах, неизбежно ведет к стратификации телеаудитории, ослабляя интегративную функцию телеэкрана (что не есть хорошо).

Хотя, кто знает, каковы будут последствия этого явления. Расширение селективных возможностей аудитории демократизирует общественное бытие, а в истинно и глубоко демократическом обществе всестороннее удовлетворение информационных потребностей, культурных запросов, приобщение ко всей полноте сокровищницы знаний, науки, искусства, высоких моральных принципов обогащает отдельного человека и делает совершеннее все общество.

Конечно, рассуждая так, можно дойти до утопических теорий Сен-Симона и Фурье и договориться до того, что цифровое ТВ – начало строительства «города Солнца». Но пока специалисты и общественность только обсуждают, какие программы будут включены во второй мультиплекс и сколько каналов будут доступными (то есть бесплатными) для всей отечественной телеаудитории, что, безусловно, крайне важно при тех показателях стратификации, которые приведены в соответствующей таблице.

И все же: цифровое телевидение начало победное шествие по бес-крайним просторам России; намеченные планы и программы будут выполнены (с возможными у нас издержками). Технологическая революция самого массового и могущественного с точки зрения идеологии средства массовой информации с неизбежностью ведет к пока гипотетическим социальным, психологическим и иным (каким?) переменам. Задача состоит в  том, чтобы попытаться выявить их, осмыслить – и достойно к ним подготовиться.

Литература

  • Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС. 1994. №5. С.169-183.
  • Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Теории социального неравенства // http://society.polbu.ru/volkov_sociology/ch80
  • Коротков А.В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества // Информационное общество, 2003, вып. 5. Сс. 24-35.
  • Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. – М.: Горячая линия-Телеком, 2001.
  • Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. (Серия «Мыслители ХХ века»). – М., 1992. С.302-373.
  • Философский энциклопедический словарь. – М., 2010. Г.
  • Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., 1980.

 

 

 


 

Новости

В институте

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

14/04/2017
ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

21/03/2017
Ушел из жизни первый ректор ИПК работников телевидения и радиовещания (ныне Академия медиаиндустрии) Вилионар Васильевич Егоров

18/03/2017
ПОЗДРАВЛЯЕМ РЕКТОРА К.К. ОГНЕВА С НАГРАДОЙ ЗА ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ!

14/03/2017
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Новая книга А.В. Черняка - "Печать как двигатель революций в России".

17/02/2017
КИПРАС МАЖЕЙКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

06/02/2017
Международный университет в канун юбилея

23/01/2017
Вручены призы победителям конкурса имени диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, учрежденного Академией медиаиндустриии.

13/01/2017
13 января - День российской печати. Поздравляем коллег с праздником!

09/01/2017
Одобрены профессиональные стандарты, актуализация которых в 2016 году проводилась Академией медиаиндустри

19/12/2016
Открытие 23-й Региональной конференции ИНПУТ

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука