Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия медиаиндустрии (ИПК работников ТВ и РВ)"
  • 127521, Россия, Москва
  • ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2
  • Телефон: +7 (495) 689-41-85
  • Факс: +7 (495) 689-45-75
  • info@ipk.ru



План работы Центра принтмедиаиндустрии на первое полугодие 2016- 2017 учебного года

  • Переподготовка
  • Повышение квалификации
  • Краткосрочные семинары для работников печати
  • Экспертиза
Фестиваль-конкурс "ТЕЛЕЗАЧЕТ"
 

С.Б. ГОЛОВКО,                                                                                                                                                                  ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА  
зав. кафедрой рекламы и связей                                                                  
с общественностью, кандидат
филологических наук, доцент
e-мail: Sgolovko@inbox.ru


НОВАЯ ЭПОХА ГАЗЕТНОГО ДИЗАЙНА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье на основе анализа оформления ряда ведущих отечественных газет рассматриваются основные тенденции, тренды и пути развития отечественного газетного дизайна. В результате исследований автор приходит к выводу о наступлении качественно новой эпохи в развитии газетного дизайна и на основе выдвинутой гипотезы предлагает некоторые рекомендации по ее успешному функционированию.
Summary. The article based on analysis of design of a number of leading national newspapers discusses the main trends and the development of the russian newspaper design. During the research, the author concludes that the occurrence of a qualitatively new era in the development and design of the newspaper, on the basis of a hypothesis, offers some recommendations for its successful functioning.

Ключевые слова: конкурс, дизайн, визуализация, функциональность, навигационность, иллюстрация, хэдлайн, лид, логотип, текст.
Key words: competition, design, visualization, functionality, navigation, illustration, headline, lead, logo, text.

Открытый профессиональный конкурс печати «САНАТ-2013», прошедший не так давно в Москве, подвел итоги работы. Из 15-ти российских газет, представленных на конкурс, жюри в номинации «Дизайн первой полосы» отобрало лучшие. В рамках данной статьи имена призеров и лауреатов не имеют, на наш взгляд, принципиального значения – больший интерес представляют тенденции, тренды и пути развития современного газетного дизайна.

Немного о значимости конкурса. Подобные мероприятия, проводимые ранее (пять–десять–двадцать лет назад) с завидной регулярностью, постепенно сошли на нет, утратив полностью свою непредвзятость и представительность и выродившись в результате в рецидив комплиментарности . Это – одинаковые, повторяющиеся из года в год номинации, не подходящие даже под минимальную научно-практическую дефиницию .  Одни и те же навязшие названия газет, зачастую издающиеся мизерным тиражом как раз к конкурсу, чтобы потом, пожав лавры, снова на год кануть в Лету … А, главное, – ни малейшего сдвига, прорыва, желания экстраполировать выигрышное оформление на периодическую печать, научить, подсказать, внедрить.

Нынешний конкурс, проводимый под эгидой промышленной группы VGM, отличался конкретностью, широтой охвата и конструктивностью оценок. Издания, в своей массе титульные и номинативные, представляли 15 крупных регионов страны. Поэтому использовать термин «репрезентативность» здесь, на наш взгляд, представляется уместным.
Конкурсные газеты являли собой довольно пеструю смесь самых разнообразных направлений и стилей в дизайне: с одной стороны, открытый модульный – так называемый «журнальный» стиль оформления – соседствовал с блочной версткой середины 80-х годов прошлого века. Приверженцы моношрифтового стиля вступали в схватку с адептами многогарнитурного оформления, а буйство красок на полосе порой еле сдерживалось возможностями печатной машины. С другой – основные призеры и лауреаты конкурса представили на суд жюри принципиально новые веяния и направления в дизайне, которые мы без колебаний выделили в новую, сложившуюся и успешно функционирующую, современную дизайнерскую моду, потребовавшую своего научного исследования.

Сложности оценке добавляло возросшее число форматов. Так, если раньше оценочные споры велись исключительно вокруг двух основных форматов газетного листа – А2 и А3 (редкие исключения в виде формата А4 как правило не брались в расчет), то сегодня на газетной арене появился новый интересный игрок – «берлинский» таблоид, включивший в себя достоинства двух перечисленных выше форматов. Изменилось отношение к цвету, по-новому выявились иные параметры дизайна. Поэтому для достижения объективного судейства нами была разработана единая категориальная система оценок, ранжирующая большинство дизайнерских критериев.

Визуализация. Представляет возможность читателю зрительно и одномоментно воспринять главный информационный посыл полосы. Особенности перцептивного восприятия любого человека состоят в том, что решение о прочтении/просмотре новости он принимает всего за 5 секунд первоначального ознакомления с материалом. Визуализировать невизуализированное – в этом сегодня заключается главная задача дизайнера. На смену эпохе модерности  приходит эпоха визуального. В распоряжении оформителя имеется лишь малая толика времени, чтобы привлечь всеми возможными средствами внимание читателя. Априори решения должны быть визуальными.

К ним мы относим в первую очередь:
а) увеличение размерности графических элементов.
Речь идет о наиболее ярких элементах дизайна – заголовочном комплексе и иллюстрации. На рис. 1 представлена первая полоса газеты «Нижегородская правда», одного из дипломантов конкурса (рис.1). Газета выходит 3 раза в неделю объемом в 32 полосы формата А3 и содержит до 45-ти журналистских материалов, поэтому полностью анонсированная первая полоса нам представляется вполне оправданной. На полосе визуализированы различными средствами до 7-ми наиболее интересных, по мнению редакции, материалов или же шестая часть общего содержательного наполнения газеты.
Если рассматривать визуализацию как доступную и эффективнуюформу подачи материала, то вывод о необходимости подобного дизайна можно считать убедительным. Но, с другой стороны, визуализация – мощный инструмент решения аналитических задач. За аршинными заголовками и цельнополосными иллюстрациями читатель зачастую теряет главный посыл конкретного номера, и основной месседж так и остается невостребованным. Именно визуализация вкупе с навигационностью, о которой речь пойдет немного ниже, и выступает тем стратегическим звеном, которое способно грамотно погрузить читателя в содержание газеты.
 
Рис. 1. Первая полоса газеты «Нижегородская правда». Оформители наконец почувствовали «золотую середину» сочетания иллюстрации и текста.

б) Уменьшение запечатанного и увеличение незапечатанного поля.
Понятие «мода», определение которой почерпнуто из Википедии: «Мо́да (фр. mode, от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) – временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность»  – только стилистически связано с суждением «мода в дизайне», но в действительности сильно отличается от него. Модные тренды в социуме непрочны и преходящи, а в дизайне, архитектуре, ландшафтных искусствах и пр. мода держится неизменной десятилетиями. Сегодня, говоря о модных течениях и стилях в газетном дизайне, мы невольно отожествляем современность с началом нынешнего столетия. Этот вопрос уже нашел свое должное освещение в научной публицистике .
Перейдем к преимуществам современного стиля. По мнению исследователей , он позволяет графически более ярко выделить структуру содержания полосы, подчеркнуть наиболее важное и, наоборот, затенить второстепенное.
М. Кастельс указывал: «Когда технологическая инновация не распространяется в обществе из-за институциональных препятствий, за этим следует технологическая отсталость из-за отсутствия обратной связи, идущей в инновационные институты и к самим новаторам» . Именно такое препятствование новым формам порождает сегодня дизайнерскую отсталость многих газетных изданий, отбрасывая их оформление на десятилетия назад.

в) Уменьшение объема текстовых материалов.
Эта тенденция логически вытекает из двух вышеперечисленных. В самом деле, текста на полосе становится меньше. Как оценить данную ситуацию? С одной стороны, это ведет к обеднению содержательной наполненности издания, с другой – читатель восполняет недостаток вербальной информации невербальными, т.е. визуальными дизайнерскими решениями. Теоретически, учитывая то, что до 80% информации поступает к человеку по визуальным каналам , это можно рассматривать как положительный факт. Но в журналистской практике все не так просто и очевидно. Зачастую редактор, только что певший осанну новому, воздушному стилю оформления, узнавая об уменьшении объемов текстов на полосе, тут же превращается в его злейшего недруга.

На наш взгляд, большинство проблем содержательно-информативного ряда можно объяснить двумя факторами:
1. Неумением многих журналистов кратко и четко излагать необходимые для данной тематики или конкретного материала мысли.
2. Несовершенством системы оплаты творческого труда, которая вынуждает писать больше требуемого дизайнерской моделью.
И по первому, и по второму пункту в журналистских кругах до сих пор не утихают жаркие споры, однако, по нашему мнению, решение обеих проблем находится в плоскости осознанного выбора и связано, как правило, с недостаточной квалификацией кадров.

Использование стиля «перевернутой пирамиды» для подготовки новостных материалов, введение прогрессивного исчисления гонорара не за количество написанных строк, а за актуальность, своевременность, стилистику и другие факторы – все это будет способствовать внедрению новой дизайнерской моды. В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что визуализация сегодня – наиболее важный тренд в газетном дизайне. Она выражает не только морфологические свойства визуального языка (весь дизайн глубоко морфологичен), но также синтаксические и многие другие.

Вопросы функциональности дизайна подробно рассматривались в ряде публикаций автора . Какие тренды наиболее характерны для функционала сегодняшнего дизайна? В первую очередь – это повышение роли и места эстетической функции, которое проявляется в более искусном пользовании сложным инструментарием дизайнера. Во вторую – возрастающий уровень эмоциональности. Мы указывали, что «Пересечение этих функций (эстетической и эмоциональной), в свою очередь, способно породить художественно-эстетический образ проекта» . Другими словами, визуализировать его.

Навигационность – процесс вождения читателя по содержанию газеты путем анонсирования первой полосы. Если всматриваться глубже, то навигационность вкупе с визуализацией – суть два процесса, принципиально изменяющих психологию восприятия.
Первоначальная перцепция, возникающая на стадии визуализации смыслов, заключенных в анонсы, активно руководит читательским восприятием, опосредованно заставляя его идти в указанном направлении. Здесь активно используются знаки-символы, визуально воплощенные в текстовом или изобразительно-текстовом дизайне анонса (рис.2).
Вопросы композиционного решения, шрифтового расписания и типографики достаточно полно освещены в нашем учебном пособии . Отметим лишь общее усиление контрастности и экспрессивности дизайна при сохранении уравновешивающих композиционных основ.
Новации поджидают нас также в области иллюстрирования газеты.
 
Рис.2. Первая полоса газеты «Труд-7». Восприятие навигационных меток строится по треугольнику. Дизайнеру остается лишь вставить туда наиболее важную информацию.
В практике работы газетных оформителей существуют два полярных подхода: иллюстрировать только главный или же все (или большинство) материалов. Между представителями этих течений идет постоянная полемика. Мы больше склонны признать правоту тех, кто выступает за иллюстрирование только главного материала. И присланные на конкурс газеты подтверждают правильность такой точки зрения (рис. 3).

Анализируя диалектику изменений, произошедших в газетном дизайне за последние десять-двенадцать лет, выделим в дуалистической связке «цель – средство» одну из наиболее характерных для большинства дизайнеров тенденций. Это – сплав традиций и новаторства. Те положительные тенденции, которые проявили себя к концу прошлого века – усиление позиций прессы в новом демократическом государстве, завершившийся процесс перехода на современную электронную технику, рост квалификации редакционных сотрудников и ряд других – позволили заложить крепкий фундамент, определить некую базовую линию, от которой можно начать отсчет новой эпохи дизайна. Сегодня, твердо опираясь на базисные основы, можно прокладывать дорогу вперед, к новым, более совершенным дизайнерским формам.
Тенденция традиций и новаторства дает сегодня положительные ростки как в дизайне вообще, так и в логотипостроении в частности. Современный стиль логотипа чрезвычайно прост и лаконичен. Ушли в прошлое черные замысловатые курсивы, вытесненные простыми начертаниями основного шрифта, применяемого в газете. Логотипы стали более спокойными, но в то же время наполненными большими смыслами, что вполне соответствует духу информационной эпохи.

Рис. 3. Иллюстрирование полосы газеты «Гудок». Для хорошего дизайна нужна большая и качественная со всех точек зрения иллюстрация.
Например, при разработке логотипа газеты «Хакасия» нами была использована замечательная антиквенная гарнитура PetersburgС в полужирном начертании (рис. 4). Этим же шрифтом оформляются заголовочные элементы крупных газетных материалов. Но логотип – не простой заголовок: помимо вербальных смыслов он заключает в себе важную невербальную информацию, которую необходимо передать графическми средствами. Решение как всегда пришло неожиданно. Хакасия – страна гор, и немного приподняв две вершины букв «А», мы графически достигли эффекта гористой местности. Другими словами, логотип метонимично раскрывает смыслы, заключенные в названии.
 
Рис. 4. Образное решение логотипа газеты «Хакасия» наполнено местными смыслами.

И еще одно решение не смогло оставить нас равнодушными. Газета «Тюменские известия» не так давно сделала редизайн, который сразу вывел ее в число наиболее интересных газет региона.
Решение логотипа также свежо и необычно. Использован прием написания всех слов строчными буквами. Кроме задористости и некоторого (но вполне культурного) шока, этот прием несет в себе еще один скрытый смысл – читатель воспринимает сделанные подобным образом надписи как «домашние», «уютные», располагающие к близкому, дружескому общению. Прочтите, к примеру, два одинаковых слова, но в разном написании: «ГАСТРОНОМ» и «гастроном». А теперь вопрос – куда вам захочется зайти в первую очередь – в заведение, встречающее первой вывеской или же все-таки второй? Точно такой же психологический прием использован и в «Тюменских известиях» (рис. 5).
 
Рис. 5. Психологическое решение логотипа газеты «Тюменские известия».

Рекламное наполнение газет не произвело особого впечатления. Все те же маленькие, жмущиеся друг к другу, теснящиеся модули, то же желание втиснуть в минимум площади максимум информации. Исследователи заметили усиление активности российской прессы в зоне Classified . Но, по-видимому, это пока благие намерения… О каком развитие рекламного бизнеса в газете можно говорить, если в стране после некоторого подъема над рынком снова повисла тень стагнации? Поэтому и нет заинтересованности коммерсантов в освоении рекламных площадей. Появилось много редакционных материалов рекламно-пиаровского плана – про подписку, про тираж и пр. Это – отрадный момент.

Наконец – цвет. Про цвет в газете надо бы сказать хотя бы потому, что он, наконец, появился! Нет, цветными газеты стали очень давно. И четырехкрасочный офсет в газетной практике – привычная деталь общего антуража. Дело в другом: наконец-то у большинства газет (повторяю – только из числа присланных на конкурс) цвет появился во всей своей красе, стал динамичным, заиграл красками, то возбуждая читателя активными обертонами киновари, то растворяя его сознание в густой зелени малахита.
На наш взгляд, появлению достойного цвета в газетах способствовал ряд причин как объективного, так и субъективного свойств. Это – и постепенное улучшение качества печати, внедрение новой печатной техники в газетные типографии, переход на более современные методы до- и послепечатной обработки, повышение качества расходных материалов и самой бумаги. Это – глобальные изменения, происходящие в русле научно-технического прогресса. Однако, есть ряд субъективных факторов, характеризующих конкретную дизайнерскую эпоху. Во-первых, с нашей точки зрения, дизайнеры научились «чувствовать» цвет, т.е. вставлять его именно туда, и именно столько, сколько нужно, чтобы не повредить общую гамму дизайна. Расхожий несколько афористичный и грубоватый авторский тезис о том, что в цветной газете цветной должна быть только иллюстрация, был не раз озвучен на разных семинарах, встречах и конференциях дизайнеров.
Раньше, как только заходил разговор о цвете в газете, всегда был наготове такой невеселый афоризм: «Мы делаем вид, что выпускаем цветную газету. Читатели делают вид, что читают цветную газету». Сегодня те времена уже позади.

*   *  *

Мы рассмотрели основные базовые черты нового стиля сквозь призму оформления конкурсных газет. Если задаться вопросом по поводу экстраполяции наших выводов на все пространство газетной России, представляется, что ответ будет положительным. Во-первых, мы уже указывали, что охват газет, принявших участие в конкурсе, был весьма репрезентативным. Во-вторых, за последние годы в национальной периодике много ростков нового, необычного в дизайне, которые, постепенно складываясь из разрозненных кусочков мозаики, в конце концов предстали в виде законченного полотна; конкурс позволил увидеть картину целиком.

Раз уже мы сделали попытку возвестить о рождение нового стиля, надо его каким-то образом обозначить, идентифицировать. Последний официально идентифицированный стиль в газетном дизайне – т.н. «просветленный» – активно применялся в 70-х – 90-х гг. прошлого века и, на наш взгляд, в данном случае название хорошо передавало саму суть стиля, которая заключалась в отказе от черных оформительских линеек. Нынешний стиль так и хочется по аналогии назвать «воздушным», так как сегодня «воздух» в дизайне – один из основных строительных элементов. Но… термин не передает полностью суть других, более коренных изменений в дизайне, и потому несколько однобок. Если формулировать суть новой дизайнерской моды, то скорей всего ее можно определить чисто внешне как преобладание визуализированной информации над вербальной; по силе воздействия – как усиление визуального инфопотока; по глубине восприятия – как усиление когнитивной и психологической составляющей в постоянном диалоге с читателем. Таким образом, название стиля «информационный» возникает вполне закономерно .
Определим его основные положения и приоритеты. Прежде всего, мы обращали внимание на базовую особенность нового стиля – появление собственного, визуального языка общения с читателем. Исследуем взаимоотношения основных разделов лингвистики с новым языком (табл. 1).
Таблица 1.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА

  Визуализация Функцио-нальность Навигационность  Композици-онное решение Шрифтовое
расписание
Типографика  Иллюстрирование  Логотип Реклама  Цвет

Морфология
+ + + + + + + + + +
Синтаксис +     +   + + + + +
Семантика + + + + + + + + + +
Прагматика + + +   + + + + + +
Стилистика +     + +   + + + +
Лексика +   + +   + + + + +

Выше было сказано, что дизайн по своей сути как формообразующая дисциплина, глубоко морфологичен. При этом в процессе построения нового стиля участвуют все без исключения элементы. Шрифтовое расписание, освободившись от ненужных, обременяющих функций, сегодня активно участвует в построении новой формы. То же можно сказать практически и о каждом другом компоненте газетного дизайна.
Навигация не связана с синтаксисом языка. Зато остальные компоненты там чувствуют себя превосходно. Так, к примеру, результатом композиционного решения будет всегда нахождение нужной связи или сочетаемости между элементами – синтактики, – которая и является связующим звеном речи, ее номинативной единицей.

Лексические единицы отсутствуют, на наш взгляд, в шрифтовом расписании, так как любой шрифт – это, прежде всего, набор графем, а уже потом – некое морфологическое образование, обладающее определенными  лингвистическими свойствами. Зато типографика в силу прежде всего национальных языковых особенностей несет в себе все родовые черты лексики.
Из компонентов дизайна сначала выстраиваются более простые визуальные формы – семы, а затем появляется общий семантический смысл.

Композиционное решение не несет в себе смыслов прагматики как конкретного речевого высказывания. Зато и семантически, и стилистически оно вписывается во многие разделы лингвистики.
Дизайн коммуникативен. Так же как коммуникативны все его составляющие . При этом, при общем повышении визуализации и сращивании многих свойств, функций и средств живого языка с визуальным, происходит процесс несомненного повышения значимости именно визуальной коммуникации, а равно как и повышение значимости самого дизайна на современном этапе.
Функция конструктивная относится к мыслеформирующим.  Ее созидательность и морфологичность очевидно найдут свое применение в общем визуальном потоке дизайна. Мыслеобраз, рождающийся практически одновременно с мыслью , обладает уже некоей внутренней визуальной составляющей. Мыслеформа как сумма определенно собранных мыслеобразов может принять уже сенсорные очертания: форму, цвет, запах… Их последовательному возникновению способствует конструктивная функция, выраженная средствами дизайна.

Познавательная или аккумулятивная функция отвечает за точную передачу информации языковыми средствами, а также за ее хранение. Образы – т.е. невербальная информация – не подлежат хранению. Образ дискретен и одномоментен: именно этим он проигрывает печатному слову. Но, с другой стороны, в эпистемологии есть тезис о лживости высказанного слова и истинности образа. Если художнику удается запечатлеть пришедший вдруг на ум образ – он (и зачастую окружающие) счастливы. Но это бывает не часто. Фотографы в этом смысле находятся не в лучшем положении. Образ или мыслеобраз способен возникать при любом повторном обращении к данной информации. При этом никто не сможет поручиться, что он адекватен первоначальному. Вспоминая декартовское «Cogito ergo sum», можно сделать вывод о постоянной динамике образа и его возможном появлении в сознании индивида в рамках конкретных социальных коллизий.  

Функция воздействия – волюнтативная. «Глаголом жечь сердца людей» дизайн не может. Зато он оказывает воздействие комплексом своих визуальных средств. Не будем долго останавливаться на сравнительных характеристиках функций двух языков. Даже из краткого исследования очевидно, что во многом, если не сказать по большей части, – они совпадают.
Выше, провозгласив появление нового стиля газетного оформления, мы не ответили на чисто практические вопросы: Как выбрать правильный подход к выбору оформительских средств? Какие новые требования возникают к макетированию? Что принципиально нового несет в себе конструкт газетной полосы?

Попробуем дальше провести параллели между казалось бы такими разнородными понятиями как «дизайн» и «текст».
Текст – основная единица общения. В науке о тексте – лингвистике текста – до сих пор много спорного, дискуссионного. Прежде всего это касается самого определения понятия «текст». Так, по мнению М.М. Бахтина, текст как знаковый комплекс относится к высказываниям и имеет те же признаки, что и высказывание. Текст рассматривается как высказывание, включенное в цепь культуры, т. е. в широком контексте культуры прошлого, настоящего и будущего. Как указывал Бахтин, «произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, т. е. в большом времени, притом часто (а великие произведения — всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности» . Текст понимается Бахтиным как «первичная данность» мысли. Именно эта точка зрения учёного принята в лингвистике и психолингвистике, а текст рассматривается как тематически связное, единое в смысловом отношении и целостное в отношении замысла речевое произведение.

Поиск сущностных признаков текста в лингвистике развил Ю.М.Лотман и выделил в тексте черты интеллектуальной личности, т. е. наделил текст чертами человека, нашел возможность отождествить эти два казалось бы разнородных явления. Ю.М. Лотман определял текст как «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые как трансформационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» .
Известный исследователь-лингвист Р. Барт дал определение, приближающее нас к важному для нас выводу: «Тексту присуща множественность. Это значит, что у него не просто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множественность смысла как таковая – множественность неустранимая, а не просто допустимая. В Тексте нет мирного сосуществования смыслов – Текст пересекает их, движется сквозь них; поэтому он не поддается даже плюралистическому истолкованию, в нем происходит взрыв, рассеяние смысла.

Всякий текст есть между-текст по отношению к какому-то другому тексту, но эту интертекстуаль¬ность не следует понимать так, что у текста есть ка¬кое-то происхождение; всякие поиски «источников» и «влияний» соответствуют мифу о филиации произве¬дений, текст же образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных цитат — из цитат без кавычек» .
Такое увеличение объёма понятия «текст» расширяет предметную сферу лингвистики и позволяет выделить новую единицу языкового анализа – дискурс, в состав которого текст входит на правах составляющей. Дискурсом можно назвать уже то, что Бахтин, Лотман и Барт именовали «текстом», потому что при выделении и описании этого явления учитывался широкий социальный контекст, а для правильной интерпретации смысла речевого сообщения, по мнению исследователей, необходимо привлекать обширную социальную информацию.

Итак, в нашей концепции «текст» является метапонятием, метонимически объединяющим родовые свойства живого и визуального языка. Т.е. мы можем в дальнейшем добавлять к известному уже выражению «язык дизайна» неологизм «текст дизайна», который будет обозначать не какой-то абстрактный текст, обработанный средствами дизайна, а сам дизайн непосредственно.
Для чего нам понадобился новый термин? Сама теоретическая суть необходимости и достаточности этого шага возможно придет позднее, сейчас же самое время поговорить о практических вопросах макетирования и конструирования в новом дизайнерском стиле.
Подготовка журналистского текста, как известно, подчинена весьма жестким правилам. Следование им облегчает дальнейшую редакторскую обработку, убыстряет процесс выпуска газеты. И наоборот – использование так называемых «творческих», а по сути деструктивных методов заметно утяжеляет работу над номером, создавая непредвиденные и ненужные трудности там, где их не должно было быть.

Процесс макетирования и верстки полосы аналогичен журналистской работе. Если в нем отсутствует рациональное зерно, процесс затягивается до бесконечности, принося его участникам одни лишь неприятности и страдания.
Попытаемся перенести известные схемы журналистского творчества в дизайнерский мир. Сделать это нам позволяет тот факт, что мы расширили значение термина «текст», придав ему новый смысл.
Схема под названием «перевернутая пирамида» известна в журналистике уже на протяжении столетия. Основной принцип схемы – изложение материала от наиболее значимых аспектов к наименее значимым деталям.
Большой вклад в изучение и популяризацию принципа «перевернутой пирамиды» внес профессор О.Р. Самарцев, который в своей монографии «Творческая деятельность журналиста» дал подробное и емкое описание как самой пирамиды, так и принципа ее действия .
Ученый, в частности, указывает, что перевернутая пирамида – стиль мышления, наиболее близкий к рациональному, естественному для человека способу изложения материала, и творческие люди, журналисты, даже начинающие, приходят к нему интуитивно.
Графически принципиальную схему пирамиды можно представить таким образом (рис.6):

Рис. 6. Принципиальная схема «перевернутой пирамиды» для «текста дизайна»

Хэдлайн. Заголовок. Будет человек читать/смотреть новость целиком или нет он решает за 5 секунд ознакомления с первыми ее предложениями.  Поэтому материал начинается с представления наиболее значимой информации, ключевых аспектов новости. Это – в дизайнерском варианте  больше принято называть «заголовочный комплекс»,   который включает ряд элементов, обязательных для публикации, как то: рубрику, сам заголовок, подзаголовок. Хэдлайн в современной теории журналистики рассматривается как основная мысль сообщения, его суть, вынесенная в начало. Именно хэдлайн, набранный наиболее крупно, ярко выделяющийся на фоне мелкого газетного шрифта, – та точка входа, которая привлекает внимание читателя. Хороший хэдлайн динамичен не менее, чем фотография. Он сразу, с первого мгновения, устанавливает ритм и стилистику текста, который за ним последует, дает представление о его содержании и даже тональности. Следовательно, и подача дизайнерского текста должна быть идентичной. Идеальный хедлайн все объясняет сам в трех-четырех словах, но подобные решения на практике редки. Поэтому чаще он приобретает развернутый вид, включающий рубрику и подзаголовок.
Хэдлайн. Иллюстрация. Следующая линия схемы – визуальная. Априори подчинена заголовку. Визуализирует смысл хэдлайна, дополняет то, что по каким-то причинам недосказано. Выше была проведена аналогия хэдлайна с иллюстрацией. Они практически равны.
Лид. Третья линия схемы состоит из последовательности более низкого ранга и, следовательно, менее информативных аспектов. Эти аспекты не просто дополняют информацию, почерпнутую из хэдлайна, они делают ее в целом исчерпывающей. Задачи лида:
1. Быстро и четко привлечь внимание читателя, раскрыв ему основные аспекты события.
2. Мотивировать его на то, чтобы узнать еще больше подробностей.
3. Убедить в том, что у него достаточно оснований прочитать все до конца.
4. Вести диалог, вводить в курс дела.
Корпус перевернутой пирамиды – основной текст, дополняет фактами и деталями основные аспекты лида, раскрывает основную идею, выраженную хэдлайном от наиболее значимых аспектов к менее значимым.
Наши рассуждения подкрепим примером (рис.7).

Рис. 7. Газета «Наш город», г. Муравленко. Дизайн полосы по принципу «перевернутой пирамиды»

Так строится дизайн по принципу перевернутой пирамиды. Сегодня – это новое слово в дизайне. Постепенно овладевая все новыми и новыми умами, редакциями, оно становится поистине профессиональным достоянием.
Подведем итоги. На основе анализа конкурсных газет нам удалось сделать вывод о смене дизайнерской парадигмы и наступлении новой эпохи в развитии отечественного газетного дизайна; идентифицировав ее как «информационную», мы попытались в данном исследовании выявить ее основные свойства. Опираясь на преимущественно визуальный язык коммуникации, автор выдвинул гипотезу о взаимосвязи и возможности взаимозаменяемого функционирования языка дизайна и живого языка рамках единой дизайнерской концепции издания, а также предложил на базе данных гипотезы некоторые правила макетирования и конструирования в новом дизайне.

Литература

  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979.
  • Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Университетская книга, 2000/ http://krotov.info/.
  • Головко С.Б. Дизайн деловой периодической печати. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  • Головко С.Б. Типология пресс-дизайна. – М.: ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ», 2009.
  • Головко С.Б. Функции дизайна российских газет. – М.: ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников ТВ и РВ», 2011.
  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  • Самарцев  О.Р. Творческая деятельность журналиста. – М.: Академический проект, 2007.
  • Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. –СПб.:1998.
  • Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий – СПб.: 2006. 

Новости

В институте

04/07/2017
Информационные войны за ресурсы Арктики

04/07/2017
В рамках профессионально – общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов состоялись круглые столы.

26/06/2017
«Полиграфический форум» на выставке Printech

19/06/2017
Академия медиаиндустрии «в цене»

09/06/2017
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - МОЛОДЁЖЬ

08/06/2017
Памяти Леонида Золотаревского

08/06/2017
ЛЕКЦИЯ в МГИМО

08/06/2017
Обучение и учёба в «президентской Академии»

30/05/2017
Вестник электронных и печатных СМИ #25

27/05/2017
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

22/05/2017
ФОРУМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

22/05/2017
Видеомост Москва-Астана

19/05/2017
49-я конференция Международной ассоциации учебных заведений в области графических и медиа - технологий и менеджмента

15/05/2017
15 мая - начало занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации

12/05/2017
ПАМЯТИ ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЕРГОВОЙ

29/04/2017
ПЕРВЫЕ ВЫПУСКНИКИ 2017 г.! Наша фотогалерея.

28/04/2017
Вопросы построения системы профессиональных квалификаций в печатной индустрии обсуждены на серии круглых столов

26/04/2017
Вручение ежегодной премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России

21/04/2017
Защита дипломов на кафедре журналистики

15/04/2017
Серия круглых столов «Система квалификаций и профессиональные стандарты в книгоиздании и книгораспространении»

Архив новостей
 
об институте программы обучения расписания телестудия наука